барто главная  Поэзия Агнии Барто чем-то напоминает игру в пинг-понг: четкие правила игры, и сразу понятно — где черное, а где белое. И даже то, что вся поэзия популярной детской писательницы пропитана бравурным советским настроением, не мешает назвать ее создательницей кодекса детского воспитания.

Агния Волова родилась в Москве, в семье врача-ветеринара. Стихи девочка начала писать еще в начальных классах гимназии. С этим связан забавный курьез. Как-то восьмилетняя Агния расплакалась и начала кричать, что отравится, потому что тетя без разрешения прочла ее стихи. Отец, глядя на ревущую дочь, спокойно спросил: чем именно? Чернилами? И протянул ложку фиолетовых, отлично зная, что риска никакого. Давясь и глотая, малышка утешала себя мыслью о страдании за поэзию.

Литература литературой, но девочка мечтала стать балериной и даже окончила хореографическое училище. В советские времена была популярной история о том, как на выпускных экзаменах в гимназии, где Агния Львовна читала свое стихотворение "Похоронный марш"(!!), присутствовал нарком просвещения Анатолий Луначарский, который и посоветовал ей всерьез заняться литературой, поскольку, по его мнению, молоденькая Агния просто создана для того, чтобы писать веселые стихи.

Юная поэтесса послушалась, но окончательно с выбором тематики определилась после встречи с Владимиром Маяковским. Их совместное выступление в 1925 году перед детьми в Сокольниках, когда аплодисменты распугали всех птиц в парке, стало действительно судьбоносным. "Вот для кого надо писать!" — воскликнул Маяковский. Бывший футурист, а к тому моменту уже популярный стихотворец — агитатор революции потом еще долго говорил с начинающим литератором Агнией уже со звонкой фамилией (Павел Барто — ее первый муж) о том, что детям нужна принципиально новая поэзия.барто центр 2

Цикл поэтических миниатюр Барто для самых маленьких под названием "Игрушки" увидел свет в 1936 году. С этого момента Агния Львовна стала классиком советской детской литературы. Всего вышло более 100 книг ее стихов для детей, некоторые переиздавались более 400 раз (общий тираж — свыше 20 млн. экз.).

Во время Великой Отечественной войны она часто выступала по радио, писала военные стихи, статьи, очерки. В 1942-м была корреспондентом "Комсомольской правды" на Западном фронте. К сожалению, залпы Победы были омрачены личной трагедией — 4 мая в нелепом дорожном происшествии погиб ее 15-летний сын. В послевоенные годы Агния Барто почти десять лет вела радиопередачу "Найти человека!". С ее помощью воссоединилось ни много ни мало 927 семей.

Она не была кабинетным писателем. Вообще, Агния очень любила общаться с детьми, часто устраивала читательские конференции, переписывалась со своими поклонниками и, назвав как-то по радио адрес болгарской школьницы, стала фактически родоначальницей интернациональной ребячьей дружбы по переписке (pen friend).

Герои ее наивных стихов уже давно перешагнули порог детской. Ее творчество оказалось "живее всех живых". И вот уже в наши дни со взрослой сцены, в исполнении группы "Маша и медведи", можно услышать: "Кто не знает Любочку? Любу знают все…". А на одном из сайтов в ленте новостей вместо злободневной информации и вовсе было вывешено стихотворение "Чудесный план" о незадачливом вожатом.барто центр 1

Строки из ее произведений цитируются нынче, пожалуй, так же часто, как в свое время изречения классиков марксизма-ленинизма. Только вот классиков уж и в помине нет на книжных полках, а создательница плюшевого мишки с оторванной лапой, тонущего в реке Таниного мячика, бычка, который вот-вот упадет, и множества других персонажей до сих пор в фаворе.

Стихи Барто переведены на многие языки мира, и даже сделаны книги для детей, которые плохо или вообще не видят. Российские учителя самостоятельно изготовили книгу стихов, в которой вместо текста — объемные предметы. Например, стихотворение про зайку, которого "бросила хозяйка", ребенок начинает "читать" с того, что берет в ладошку маленького зайку, а дождь, под которым он мокнет, — из бусинок.

И если бусины потрогать теплой рукой, то они кажутся холодными, и ребенок понимает, что зайка замерз, хоть и игрушечный. Ведь на самом деле все так просто в нашем благословенном мире. Возможно, в незамысловатых рифмах и образах Агнии Барто и кроется популярность простых истин, которые всем понятны как дважды два. Только чересчур часто ответ оказывается неожиданным. Ведь мы повзрослели и не обязательно стали лучше.

Елена НАСТЮК

http://www.c-cafe.ru/days/bio/24/barto.php

http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/