володин старшая сестра главнаяЕго знают по фильмам «Звонят, откройте дверь», «Старшая сестра», «Пять вечеров». «Слышно: времечко стекает с кончика его пера», — написал о Володине (настоящая фамилия – Лифшиц) Булат Окуджава.

И это тоже абсолютно в точку — о времени, об эпохе. Меж тем Володин не пафосен, а лиричен, тонок, трепетен, грустен
Причина любви зрителя к пьесам Володина — потребность в простой и подлинной человечности. А сегодня — это и ностальгия по собственному прошлому...

Володин писал: «Счастье — это всего лишь пустынное слово среднего рода. Это очень мимолетное состояние — пронзило и прошло. Разочарование наступает мгновенно. А несчастье — длительно. Но мгновение счастья все-таки преодолевает все долгие разочарования и неуверенность в себе». В середине 1950-х, он несколькими своими работами определил целую эпоху в истории русского театра.

Верно замечено, что именно Володин, с его «Фабричной девчонкой», «Пятью вечерами», «Старшей сестрой» и «Назначением», заполнил тот вакуум, который образовался со смертью Евгения Шварца. Он пишет прозу жизни обыкновенных людей. Но это видели в основном столицы, тогда как вся большая страна широко узнала пьесу лишь в 1979 г., по постановке фильма «Пять вечеров» Никиты Михалкова, с Людмилой Гурченко в главной роли, с монологом, адресованном заснувшему любимому человеку (актер Станислав Любшин).

Именно война подсказала автору эти слова в пьесе: «… Такое время было. Я как тебя проводила, сразу на курсы медсестер пошла. Уколы, шины... Пять месяцев проучилась. А после Люсиной смерти, когда я Славку взяла к себе... Я тогда в госпитале работала. Он был маленький. Брала с собой. И потом — я никогда не падаю духом. Никогда. Ты спи, Саша… Только бы не было войны».володин пять вечеровНерв послевоенной страны трепещет в этих словах. Как ему было об этом не знать. Володин был ранен под Ржевом. Имеет награды…После войны был ВГИК. Он, пройдя войну, ничего не писал о ней. Но писал о женском одиночестве

Он вспоминал: «За несколько дней до призыва в 1941-м раздался телефонный звонок. Милый женский голос предложил познакомиться. Мое воображение нарисовало прекрасную девушку, и я от встречи отказался. “Я для вас неподходящая кандидатура”, — прорывался из меня комплекс. “Да вы не волнуйтесь, я тоже маленькая, серенькая”, — умно успокаивала она меня... Пять дней мы провели вместе. На шестой мне уходить в армию. Провожала меня она одна. Все вокруг плакали, все, кроме моей девушки. “Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена”», — засмеялась она.

Последнюю фразу мы хорошо помним в «Пяти вечерах». И добавлял потом: «Все мужчины в моих пьесах — это я. История “Пяти вечеров” — моя собственная. И “Осенний марафон” про меня. Бузыкин, который мечется между двумя женщинами, который делает что-то для бездарной Варвары, потому что не может ей отказать, увы, тоже я...» А были по его сценариям сняты также известные фильмы «С любимыми не расставайтесь», «Похождения зубного врача», «Фокусник», «Дочки-матери», «Слезы капали», «Осенние колокола», «Настя» и другие.володин дочки материКритик Владимир Соловьев в 1974 г. писал: «Пьесы Володина — это пьесы о несоответствиях… Герои не принимают созданной без них ситуации. Старшая сестра ведет младшую на экзамен в театральный институт, не подозревая в себе таланта. Некрасивая Настя не знает, что она красива (“Происшествие, которого никто не заметил”). Золушке необходима ситуация бала, чтобы стать принцессой, иначе она останется замарашкой. А суть в том, что естественный герой приходит в неестественную ситуацию».

Когда Никита Михалков предложил Володину снять фильм по «Пяти вечерам», тот ответил: «Да это старая пьеса, Никита, простите, не знаю вашего имени-отчества». Михалков рассмеялся: «Сергеевич». И Володин тоже засмеялся: «Надо же, отчество, как у Хрущева». Оказывается, Володин не знал, кто отец Никиты Михалкова.володин марафон басилашвили и др актерыВолодин говорил: «Я наверняка единственный в мире драматург, который уговаривал режиссеров не ставить мои пьесы». Если кто-нибудь извещал меня о намерении поставить “Фабричную девчонку” или “Старшую сестру”, я уговаривал не реанимировать устаревшее. Ему пришлось работать в школе… Отсюда сценарий, в котором будут жить пионеры. Фильм Александра Митты «Звонят, откройте дверь», вышедший в 1965 г.

Володин себя не чувствовал на своем месте. Всегда бежал, убегал, уходил. И все его герои обязательно куда-то уходят, уходят... Фабричная девчонка уходит со своей фабрики, в «Пяти вечерах» Саша уходит от своей бывшей возлюбленной... Вот и он после школы ушел из дома, уехал в деревню, учительствовал там.

И опять сбежал. «Я всю жизнь убегал. Когда начали запрещать все подряд, я бежал из театра в кинематограф, оттуда бежал в “Записки нетрезвого человека”, которые впервые были напечатаны в библиотечке “Огонька».володин центр

Володин женился на одногодке Фриде Шилимовне Лифшиц еще до Великой Отечественной войны. У пары родилось двое детей, сыновья Владимир и Алексей, которые впоследствии эмигрировали в Америку. Они позвали родителей к себе, но драматургу США пришлись не по вкусу.

Умер он тоже тихо и незаметно, 17 декабря 2001 года. Давний товарищ, Илья Штемлер, навестил его накануне: «Он лежал на левом боку, свернувшись калачиком под солдатским одеялом. Он спал… я решил отправиться домой с тем, чтобы проведать его завтра. И постараться увести его отсюда в более приличное место… Но не успел».

В Питере вот уже пятнадцатый раз проходит театральный фестиваль «Пять вечеров», его директора – питерский театровед Марина Дмитревская, друг Володина, и московский режиссер Виктор Рыжаков  – привозят спектакли по пьесам и прозе Володина или те, в которых чувствуется его дух, стиль.

Авторы.

Станислав Минаков / Алена Солнцева

https://yarodom.livejournal.com/2408512.html