автобиография яковлева главная«Но вот пришла пора и мне родиться, - писал в автобиографии известный писатель В. Астафьев, - мама ушла рожать в баню.

А утром пришла в дом с узелком и деду показала его первого внука. Я был на всю деревню первым Виктором. Сережек, Петек, Колек было дополна, а Виктор один…»

Свою биографию Астафьев изложил на 19 страницах. Она насыщена грустными и веселыми воспоминаниями детства, юношества, начала взрослой жизни.

Но не всегда свободен в своих действиях тот или иной сочинитель автобиографии. Вот что писал А. Пушкин: «В 1821 году начал писать я свою биографию, несколько лет занимался ею. В 1825 году при открытии заговора я принужден был сжечь записки…» До нас дошли лишь фрагменты биографии поэта, которые после его смерти были опубликованы под названием «Родословная Пушкиных и Ганнибалов».

Автобиография «прошла» большой путь своего развития. Все ее этапы восхождения были связаны с эпохами потрясений. Во времена крушения античного мира великим автобиографом стал еписком Аврелий Августин.

Далее, вплоть до эпохи Возрождения ничего значительного не было написано в этом жанре. Автобиография смогла занять свое достойное место среди множества сочинений благодаря авторам – Б. Челлини, Д. Кардано, М. Монтеню. Век Просвещения подарил нам «Исповедь» Ж. Ж. Руссо.

Автобиография – это всегда путь открытия самого себя. Анализируя произведение А. Герцена «Былое и думы», Л. Чуковская относит его к жанру автобиографии, хотя замечает в нем сплав с историей и философией. В сочинении А. Герцена реально существующие события и люди. «Каждая страница, - как замечает Л. Чуковская, - чему бы она ни была посвящена, обнажает очертания трагической жизни писателя…»автобиогр астафьев

Неслучайно многие литературоведы еще в 19 веке обращали внимание на шаткость границы между художественными и мемуарными жанрами, в том числе, и автобиографиями, которая наметилась в произведениях русских и западноевропейских писателей.

Пробивала себе дорогу «женская» автобиография. Известны жизнеописания Екатерины II, Е. Дашковой, Н. Долгоруковой, В. Головиной, Е. Львовой, Е. Сабанеевой и др.

Несколько раз принимался писать автобиографию поэт С. Есенин, но ни одна так и не была закончена. Однако все его творчество, по своей сути, документально. Как говорили его современники, «поэт не сочинял без жизненной подкладки».

Вот, что писал В. Брюсов о поэзии М. Цветаевой: «Ее стихи всегда отправляются от реального факта… от пережитого». Существует и автобиография А. Ахматовой, где она подробно рассказывает о своей жизни, но ее поэзия намного богаче по настроению и ощущениям.

Зачастую в автобиографии описываются факты, которых мы не найдем в других документах человека. Ведь описание проходит через призму авторского отношения к жизни. Вот как «начинался» поэт А. Твардовский, строки из автобиографии: «Стихи начал писать до овладения грамотой. Там не было ни лада, ни ряда, но было сильное желание всего этого – желание родить их на свет».

Нам известны автобиографии политиков – Шарля де Голля, У. Черчилля. Нельзя стороной обойти автобиографию Б. Франклина, известного американского мыслителя и общественного деятеля. Он начал писать свой главный труд в 1771 году, писал в течение многих лет, но она так и осталась незаконченной.автобиограф дашкова

Была опубликована в 1868 году. Выросший в бедной семье, он многого смог достичь. Его имя широко известно в мире. Франклин известен как политик, философ, социолог, естествоиспытатель, знаток технической мысли.

Но немало автобиографий оставили ученые, общественные и политические деятели России.

Вторая мировая война с особой силой всколыхнула в людях желание вновь обратиться к этому жанру. Прошедший дорогами войны, писатель Г. Бакланов в автобиографии писал: «Из всех человеческих дел, которые мне известны, война – самое ужасное. Жизнь и смерть сближены, как выстрел, разрыв снаряда, многое чувствуешь обостренно».

А вот строки из автобиографии прозаика В. Шаламова: «19 февраля 1929 года я был арестован. Этот день я считаю началом своей общественной жизни – первым испытанием». Затем были 13 долгих лет скитаний по лагерям. В Москву В. Шаламов вернулся только в 1953 году. Он стал одним из создателей литературного цикла о советских лагерях.

А. Солженицын, известный писатель, публицист, лауреат Нобелевской премии, прошедший «круги ада», в своих произведениях затрагивает тему общественно – политической жизни России 19 – 20 веков. Его книги «Архипелаг Гулаг» и в «Круге первом», по сути, основаны на собственном жизненном опыте, рассказе очевидцев.автобиограф друнина

Прозаик Б. Васильев написал книгу «Век необычный», в которой жизненные подробности автора соседствуют с философскими размышлениями. О том, что пережили в годы войны, писали в автобиографиях Г. Арбатов, Л. Гинзбург, Ю.Бондарев, Г. Марков, Ю. Друнина и многие др.

С 1940 года стал коллекционировать автобиографии известный в Москве журналист, театральный критик Л. Бернштейн. Он собрал 80 автобиографий известных актеров, режиссеров театра и кино. Любопытен факт, что родословная актеров Яблочкиных началась с прапрадеда А. Яблочкиной – Ф. Яблочкина, который был старшим музыкантом оркестра при Елизавете Петровне. Более ста лет театральной династии Садовских.

В театр приходили из разных слоев общества. Так, в семьях политических ссыльных родились режиссеры С. Герасимов и М. Ромм, из крестьянской семьи - И. Пырьев. Интересен поиск своего пути. Актриса К. Еланская пришла в театральную студию с 3-его курса медицинского факультета университета.

Оставив учебу в юридическом вузе, во МХАТ пришел актер Б. Добронравов. Любовь к театру взяла верх и у В. Марецкой, которая училась на философском факультете. К сожалению, при жизни Л. Бернштейн не успел издать собранные им автобиографии. Сегодня рукописи их авторов находятся в ЦГАЛИ (Центральный государственный архив литературы и искусства).автобиограф яблочкина

В наши дни на прилавках магазинов можно найти автобиографии актеров – М. Пуговкина, Н. Караченцова, Е.Прокловой, Е.Весника, О. Яковлевой, М. Козакова, С. Юрского, Е. Леонова, Л. Гурченко и мн. др.

Большую популярность обрела книга М. Плисецкой «Я, Майя Плисецкая». Очень ярко рассказал о своей судьбе актер А. Абдулов в книге «Хочу остаться легендой»: «Судьба дарит мне фантастические вещи… Она говорит: «Здесь чуть правее, дерево обойди, - а я не вижу дерева… Иду, она шепчет: «Здесь левее возьми, не надо прямо – там стена… А я не вижу… Убежден, что судьбу надо «готовить», воспитывая в себе качества, за которые она потом будет оберегать тебя…»

Думается, что у автобиографии впереди еще долгий путь. Читая эти документы, мы не только узнаем личность того или иного ее героя, его радости и огорчения, удачи и поражения, но и пытаемся понять и оценить свой мир, себя в нем.

Автор Ольга

https://shkolazhizni.ru/