балет1 глав1Одна из любимых ученицы великого мастера балета Шарля-Луи Дидло была Мария Данилова, которая в 17 лет ушла из жизни, заболев чахоткой… Об этом ходили разные слухи. Одни говорили, что она не смогла пережить неразделенную любовь…

Другие… что во время одного балета, ослепленная софитами, полетела вниз и позже уже не смогла танцевать, как прежде, потеряв силы, волю… и тот эротизм, что она умела привнести в свой танец…

Сам государь Александр Павлович поручил ее попечениям своего доктора. Но помощь врача ей уже не понадобилась... Мастерство ее на сцене современники сравнивали с чудом. Она воспета поэтами, стала музой для известнейших балетмейстеров своего времени и вдохновила танцовщиц на продолжение начатого ею одухотворенного исполнения.

Однако, надо сказать, что Дидло был большим любителем расточать похвалы своим воспитанницам. Так, мастерство своей ученицы Евгении Колосовой он называл «беспредельным»… От природы гибкая, грациозная, наделенная выразительной мимикой, она завораживала зрителей…

Ее называли Первой танцовщицей петербургского театра. Балерине покровительствовал император Павел I, что не могло не раздражать ее коллег… По этому поводу многие в театре «шушукались», но Колосова старалась этого не замечать. Она вышла замуж за музыканта М. Колосова и родила дочь.

Одной из первых стала исполнять на балетной сцене русские танцы и сменила пышный стилизованный костюм на античный хитон. Занималась педагогической деятельностью, среди её учениц — балерины М. И. Данилова, А. И. Истомина, А. А. Лихутина.

Многим известно, что виртуозная танцовщица, Евдокия Истомина была первой русской балериной, вставшей на пуанты, и третьей в мировом балете (ее опередили только Мария Тальони и Женевьева Госселен).балет1 девочки1 центр

Кем была эта красавица, которую воспевал Пушкин, из-за которой ее поклонники сходились в смертельных поединках? Шестилетнюю сироту приняли по протекции неизвестного человека в театральную школу, где преподавал маэстро танца, знаменитый Шарль-Луи Дидло. Истомина, как и все остальные учащиеся, стала выходить на сцену рано: в девять лет она уже участвовала в кордебалете спектакля «Зефир и Флора».

Знаменитый театрал того времени П. Арапов вспоминал, что повзрослевшая девушка была «… среднего роста, брюнетка, красивой наружности, стройна… она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях…»балет1 истомина

У красавицы были любовники. В то время это было в порядке вещей… И жизнь ей такая нравилась. Евдокия танцевала 20 лет… Но с годами стала тяжелеть, полнеть и прежней игривости в ней было все меньше. Богемная жизнь ускользала от нее.балет1 данилова

Из-за болезни ноги она все меньше выходила на сцену. Соперницы Истоминой по сцене чаще стали появляться в партиях, которые прежде были ее.

Потом последовало увольнение из театра, которое своим решением наложил Николай I.

Истомина два раза выходила замуж… Это были печальные времена… Оставшись без работы, без средств, 49-летняя балерина ушла из жизни, заболев холерой… 

Наверное, благодаря Пушкину… именно он воспел ее со всей своей любовью к искусству, подчеркнув красоту и милое очарование балерины…мы и сегодня так восхищаемся Евдокией Истоминой.

Надо сказать, что Дидло, приехавший в Россию из Парижа в 1801 году, привез с собой нечто необыкновенное для русского зрителя - новый балет. С восторгом глядели зрители за тем, как преобразился на сцене прежде церемонный танец, унаследованный из XVIII века.

Исчезли привычные для тогдашнего балета парики, фижмы, шиньоны, башмаки с пряжками, а появились трико - творение французского мастера Трико, - туника, пачки, а главное - балетный исторический костюм.

В те годы Истомина выступала в новых балетах Дидло наряду с Новицкой, Никитиной и другими талантливыми балеринами… Анастасия Новицкая была одной из соперниц балерины Екатерины Телешевой. Екатерина была изящна, легка, обладала живой мимикой и умела порхать по сцене. Так пишут современники, и нам остается, конечно, только верить им. Еще одной соперницей Телешевой была Вера Зубова. Они соперничали не только на сцене, но и в жизни. Обе пользовались благосклонностью генерала Милорадовича.балет1 петипа 1

Балетоман отдал в конце концов предпочтение Телешевой. Ходили слухи, что именно из-за этого Новицкая заболела и вскоре умерла. В Телешеву сильно влюбился и автор "Горя от ума" Александр Грибоедов, в то время служивший в гусарском полку. Между Милорадовичем и Грибоедовым началась нешуточная вражда.балет1 тальони 1

Она закончилась 14 декабря 1825 года, когда Милорадович поехал из квартиры Екатерины на Сенатскую площадь, чтобы принять участие в переприсяге новому царю - Николаю I. Однако на площади стояли восставшие полки, а декабрист Каховский застрелил генерала Милорадовича (хотя план был убить царя).балет1 елена

Что же касается Телешевой, то в 1827 году она получила звание придворной танцовщицы. Потом Екатерина близко познакомилась с миллионером, театралом А. Шишмаревым. стала его гражданской женой. От Шишмарева она родила шестерых детей и оставила сцену в 38 лет.

В 1738 году по прошению Жана-Батиста Ланде в Петербурге открывает двери вторая в мире балетная школа. Она существует и сегодня: это знаменитая Академия русского балета имени А. Вагановой.

Вот имена лучших учеников первого набора петербуржской балетной школы: Аксинья Баскакова, Авдотья Тимофеева, Елизавета Зорина, Афанасий Топорков, Андрей Нестеров.

Поистине, звездой того времени была Аксинья Баскакова, она покинула сцену по болезни, после чего, вероятно, преподавала в танцевальной школе.

Многие знаменитые танцовщицы воплощали образ Жизели. В их числе – Анна Павлова, Ольга Спесивцева, Галина Уланова, Наталья Бессмертнова… Первой же исполнительницей этой партии на русской сцене стала Елена Андреянова.

О балерине мало, что известно. Но ее современники писали, что Елена пережила большую любовь, сердечная боль долго не давала покоя… Но выжить ей помогли работа, сцена. Елена училась у француженки Марии Тальони. Став профессиональной балериной, Елена много путешествовала по Европе, где выступала на самых знаменитых сценах… и всегда имела успех.

Так, Елена Андреянова познакомилась с Мариусом Петипа, ставшим её партнёром. Ей был дорог образ Жизели, воплощению которого она отдала много сил. Балет «Жизель» с тех пор не сходил с русской сцены. И в этом немалая заслуга выдающейся танцовщицы, ставшей легендой искусства. История балета подарила нам немало легенд, воспоминаний, книг, картин, рассказывающих о великих и талантливых женщинах, посвятивших себя этому искусству…балет1 телешева

Представить себе подмостки театра без духа соперничества невозможно. Он был всегда, есть и будет… К примеру, австрийская балерина Фанни Эльслер, необычайно талантливая и очаровательная актриса, испытывала постоянное желание быть лучше, чем парижанка, прима-балерина Мария Тальони… Когда юной балерине Фанни Эльслер исполнилось семнадцать, она окончательно покорила родную Вену и уехала покорять Италию, после которой к ее красивым ногам пали Германия, Франция и Великобритания. А потом стала выступать в России.  балет1 фанни

Знаковой фигурой петербургской школы балета второй половины XIX века стал французский балетмейстер Мариус Иванович Петипа, который уже был упомянут. Он создал классический русский балет путём синтеза гармонии музыки и хореографии.балет 1 суровщикова

Мариус Петипа женился на молоденькой балерине Марии Суровщиковой. Чуть позже в театр пришла ее вечная соперница Марфа Муравьева.

Марфа Муравьева была исполнительницей первых партий в постановках А. Сен-Леона — в то время главного балетмейстера Петербургской труппы.

Мария Суровщикова-Петипа представляла интересы мужа, первого танцовщика  и начинающего балетмейстера, и выступала в первую очередь в его балетах.

В середине 19 столетия русскому балету в жизни столичного общества отводилась роль, сравнимая с сегодняшним положением футбола или рок-групп: аншлаги собирали не стадионы, а театральные залы. А зрители, вполне искушенные знатоки «в области балета», с легкостью улавливали разницу в исполнительском искусстве кумиров балетной сцены.

Надо сказать, что публика того времени отдавала предпочтение то Марии, то – Марфе. Суровщикову многие считали богиней балета, но говорили, что ее часто подводит незнание «грамматики» движений… А потому она отдает предпочтение интуиции и природной пластике. Марфа же, куда опытней в танце, но ей не хватает легкости и фантазии… О! Сколько было сломано копьев в таких спорах…балет1 в конец

Прошло время, но и сейчас никто не может доказать, кто из балерин мог «вышивать» танец на сцене лучше… Кстати, у Марфы Муравьевой была еще одна соперница – Прасковья Лебедева, у которой были незаурядные актерские данные. Но после гастролей в Париже Муравьева прочно заняла свое место в театре. В 27 лет она вышла замуж и оставила сцену… Умерла от чахотки в 40 лет. Марии Суровщиковой, вечной соперницы Марфы, не стало в 46 лет. С мужем они были вместе 15 лет… Но этот брак, хотя и не был бездетным, не принес обоим счастья.

Роль Одетты из «Лебединого озера» всегда считалась одной из трудных. История сохранила для нас описание трех первых Одетт. Среди них – Полина Карпакова, Анна Собещанская и итальянка Пьерино Леньяни. Полина и ее сестра Екатерина были из династии артистов балета. Их отец и его сестра Татьяна были украшением Большого театра. А старшую дочь Татьяны, Надежду сравнивали с Марией Тальони.

Полина покорила сердце московского купца I гильдии Константина Милиоти и вышла за него замуж. Тот был выходцем из нежинских греков, переехавших в нашу древнюю столицу в середине XIX века. Говорили, что у Полины была прекрасная внешность, она отличалась хорошей памятью. Может она и не была сильной актрисой, но ее танец всегда поражал своей легкостью… Но вот Анна Собещанская всегда мечтала стать «первой» Одеттой, занять место примы в театре, ведь до этого она уже танцевала Жизель, не менее трудную роль.

Вскоре Анна была введена в «Лебединое озеро», при этом она попросила Мариуса Петипа создать для нее отдельный танец, чтобы отличить свое выступление от балерины Карпаковой. Несомненно, что Анна была талантлива, но не отличалась сговорчивостью. Она долго и увлеченно занималась педагогической деятельностью… после своего увольнения из театра.

В среднем балерины отправляются на заслуженный отдых в 35 лет. Но далеко не все пользуются этой возможностью. Некоторые танцовщицы остаются преданными сцене до глубокой старости.

О.К.

https://www.samara.kp.ru/daily/ https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43793679117/Velikie-istorii-lyubvi.-Tragicheskaya-sudba-velikoy-balerinyi-Av

https://tunnel.ru/post-danilova-perfileva-mariya-ivanovna?full_version https://kartaslov.ru/ https://rodich2007.livejournal.com/