балет2 глав5В балете «Золушка» на столичной сцене итальянка Пьерина Леньяни превзошла себя. Она исполнила 32 фуэте. Все, что она делала, казалось недосягаемым. Балерина провела в России несколько лет… сцена, работа… и так каждый день.

Первой повторить ее смогла лишь Матильда Кшесинская. И она же, по словам современников, положила конец «засилью» итальянок в нашем балете.

Пьерина Леньяни была маленького роста, с мускулистыми ногами, драматическим талантом, изяществом не отличалась, но скачки через сцену на пальцах одной ноги, тройные пируэты и даже туры в воздухе, раньше доступные только мужчинам, она преподносила шутя.

Однажды она серьезно подвернула ногу… Но, чуть поправившись стала вновь выходить на сцену. Но прежнего успеха у нее не было. Ее верность сцене порой удивляла многих поклонников. Пьерина решила вернуться в Европу.

В разное время и в России иностранки танцевали на столичных сценах, в том числе: Каролина Розати, Амалия Феррарис, Энрико Чеккетти, Вирджиния Цукки, Карлотта Брианца, Эмма Бессон, Элена Корнальба, Антониэтта Дэль`Эра, Энрикетта Гримальди. Говорят, что Пьерина Леньяни была последней иностранкой, которая выступала на сценах России. Но почти всем нашим балеринам столичных театров посчастливилось увидеть талантливых иностранок, а некоторым - выйти вместе на сцену…

Во второй половине 19 века «властителем дум» в балете был Мариус Петипа, а одной из лучших танцовщиц — балерина Екатерина Оттовна Вазем, затмившая своей танцевальной техникой всех иностранных балерин, гастролировавших тогда в России. Вазем танцевала в балетах, поставленных тремя балетмейстерами — Перро, Сен-Леоном и Петипа.балет2 матильда1

Судьба отпустила Вязем 90 лет, что поистине для балерины в то время было редкостью. А ведь когда-то ее мать, после смерти мужа определила девочку учиться в пансион. Маленькая, запуганная, она боялась вступать в неизвестную для нее жизнь. Но благодаря стараниям танцовщицы Марии Крюгер, ее после окончания пансиона определили ученицей театрального училища.балет2 вязем 2

Воспоминания самой балерины Вязем полны восторгов и счастья, которые она испытывала, выходя на сцену Большого театра. Катя излучала свет и радость от общения с коллегами… Однако, трудности, с которых началась ее жизнь, никогда не отпускали балерину.балет2 тальони3

Особенно трогательными были ее переживания, когда балерина не смогла в свой дебют выйти на сцену из-за болезни ноги.

«Завистницы, которых в театре всегда хоть отбавляй, распускали слухи, что болезнь моя — притворная и что я слегла, чтобы уклониться от дебюта… не в силах танцевать большой для начинающей танцовщицы балет».

Но она еще не раз станцует балет “Наяда и рыбак». В театре Катенька старалась быть деятельной, запоминая все замечания мастеров. Сначала Сен-Леона, потом Мариуса Петипа. Вазем, как и другие артисты, не раз была свидетелем ссор двух прим – М. Муравьевой и жены Петипа- М. Суровщиковой, отстаивавших свое место в спектаклях...

Еще печальнее было смотреть на то, как Петипа стремился сделать балерину "номер один" из своей второй жены – Л. Савицкой, которая была «грубой и вздорной женщиной».

Записки Вазем не навязчиво передают настроение балерины, ее отношение к сцене, работе над ролями… Перед нами проплывает целая вереница портретов балерин - давно забытых имен…

Екатерина много танцевала, всегда оттачивая мастерство. Интересные танцы, музыка захватывали ее. В 1896 году она была уволена «вследствие введения новой системы в преподавании балетных танцев». Преподавала в училище, со временем ее и оттуда «попросили». Стала давать частные уроки. После революции 1917 года Вазем была вновь приглашена преподавать в училище.

Среди учениц Екатерины Оттовны — балерины Анна Павлова, Агриппина Ваганова, Ольга Преображенская, Матильда Кшесинская. Известные балетоманы часто, посмеивались, когда, кроме Матильды Кшесинской, называли еще одну Матильду… Мадаеву. Матильда (Матрена) Мадаева родилась в крестьянской семье. Кто знает, как сложилась бы ее судьба, если бы девочку не отправили учиться в театральное училище.балет2 кулисы1

Окончив его, Матильда стала работать у Мариуса Петипа. В 1862 году появился балет «Дочь фараона», в котором Мадаева исполняла партию Невы. И стало ясно, что появилась звезда: балерина в танце умела передать русский дух. На бис вызывали многих исполнительниц, а Матильду с ее русским танцем, - по 3-4 раза. Балерину часто хвалили, не было отбоя от поклонников… И, конечно, ей завидовали. Не каждой крепостной так везло… чтобы попасть в такое училище, да еще и в Большой театр к самому Петипа.

Сама же Матильда всегда сторонилась разговоров о себе… К тому же, как известно Петипа выдвигал в «главные роли» своих жен, которые не терпела соперниц. Но постепенно, роль за ролью и Матильда стала удивлять публику своей грацией и очарованием.балет2 училище 1

Критики обожали её. «Вечно грациозная», - говорили о Матильде. "Изысканна и величава", - уверяли другие. Она царила в театре. Тем более, что две её главные соперницы к тому времени ушли со сцены – Петипа развелся с первой женой, и та уехала из Петербурга, а слабая здоровьем Марфа Муравьёва не дожила до тридцати лет.балет2 санковская1

Но однажды разговор о Матильде потряс все общество. Ей сделал предложение князь Михаил Голицын. И она согласилась.

Этот мезальянс в Петербурге посчитали слишком дерзким, князя корили за поспешно принятое решение. Тем не менее, их семейная жизнь протекала вполне благополучно.

Вместе супруги были счастливы 20 лет. Царь-девицу, как за глаза называли Матильду, князь пережил на 30 лет…

Здесь стоит вспомнить не менее талантливую и целеустремленную балерину Аделину Джури. У нее были итальянские корни, семья жила в Москве. И девочка с детства танцевала… Сама судьба подарила ей балет. В Большом театре ее приняли благосклонно. Посыпались роли… Но семья без конца колесила по разным странам, и везде Аделина выступала с успехом.балет2 пьерино1

Многие знатоки балета считают, что не Пьерина Леньяни научила русских балерин фуэта в 32 оборота, а… Аделина. Балерина знала об этом, но никогда не спорила. Не будем спорить и мы. Возможно, правы те и другие, ведь Аделина часто выступала в Европе.

В Большом театре, где балерина не раз срывала аплодисменты, получила серьезную травму и не смогла выступать дальше. В это время Джури было всего 30 лет…

Но она вынуждена была уйти со сцены и занялась педагогической работой в студии Ф. Шаляпина, с которым ее семья была дружна. Позже Аделину пригласили работать в хореографическое училище. Счастливым был и ее брак с археологом А. Карзинкиным. У них родилась дочь. Балерина прожила долгую и плодотворную жизнь.

Любимицей театральной Москвы была Екатерина Санковская. Еще ее называют первой «Сильфидой» на русской сцене. А впервые балет «Сильфида» пришел в парижский театр в постановке Филиппо Тальони, в котором дебютировала его дочь Мария.

Её учительницей по классу танца была Фелицата Гюллень-Сор – личность поистине незаурядная. Француженка по происхождению, она обрела в России вторую родину. Увидев превосходные данные своей ученицы, именно Фелицата отвезла Санковскую в Париж, где и познакомила ее с именитыми балеринами – М. Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи.

Позже, когда Тальони приехала в Россию, обе балерины – Тальони и Санковская выступали в «Сильфиде» на разных сценах, петербургской и московской. И обе с большим успехом. Екатерину обожала публика, студенты носили после спектакля ее на руках…

Балерина Фанни Эльслер, посмотрев обеих балерин, только развела руками, сказав, что обе «Сильфиды» прекрасны и выбор лучшей невозможен. Когда балерина Елена Андреянова, ученица М. Тальони и Ф. Эльслер, приехала в Москву, что увидеть «Сильфиду» Санковской, московские поклонники Екатерины негодовали – боялись, что та станет на сцене соперницей их «богини».балет2 центр 1 в балет2

Но Елена была покорена страстным выступлением Санковской и без всякой скромности чрезмерно хвалила Екатерину. Это было, конечно, приятно Санковской, поскольку перед ней была первая «Жизель» русского театра… Эти грациозные девушки блистали на сцене, завораживая публику своими фуэте. Им рукоплескали в России, а потом и советские вожди, и восторженная публика на Западе. Но судьба оказалась беспощадна ко многим примам русского балета. Они теряли любимых, наследство и даже собственный разум.

В 30 лет ушла из жизни, серьезно заболев, балерина Любовь Рославлева, которую называли первой «Авророй» столичной сцены, ученица испанца Хосе Мендеса. Родившись в семье дворянина, она могла бы выбрать другую жизнь, спокойную и размеренную c прогулками и болтовней с подругами, но она выбрала балет…балет2 гельцер ставить

Ее творческий взлет был для многих недосягаемым. В Санкт-Петербурге, где в те годы царила итальянка Пьерина Леньяни – именно она первой исполнила знаменитые тридцать два фуэте. Её техника казалась недосягаемой. Однако есть версия, что так было до тех пор, пока прославленную виртуозку не превзошла Рославлева.балет2 ида

Многие историки это отрицают. Но тут уж ничего не поделаешь. Они взяли за основу  записки и воспоминания  современников знаменитой балерины. Выводы же, пусть сделает сам читатель.

Молоденькая Катенька Гельцер, долго в Мариинке не задержалась - протанцевала пару сезонов, и уехала в Москву. Говорили, мол, «съели ее там». А еще, что ее техника хромает, утрированные мимика и жесты.

Гельцер, как могла, защищалась: "Я танцую для галерки и хочу, чтоб оттуда было видно каждое движение пальца моей руки!" А вот в Москве ее любили, поклонники встречали у входа в театр цветами…

Однажды в антракте балета «Спящая красавица» с букетом цветов к ней подошел молодой красавец и произнес: "Вы не кошечка, вы - пантера".

Это был Карл-Густав Маннергейм, сын финской графини и шведского барона, офицер лейб-гвардии уланского кавалергардского полка ее Императорского величества Марии Федоровны. Он был женат и у него были дети, но Гельцер влюбилась с первого взгляда. Но жизнь оказалась куда трагичней, чем молодые люди предполагали. Карл-Густав встречался долгие годы с Гельцер, писал письма, но часто уезжал на родину, поскольку его жена не давала развода.

Гельцер родила сына, выдавая его за родственника, чтобы на нее не легла тень неблагонадежности… Когда Карлу-Густаву исполнилось 60 лет, а ей-50, они решили пожениться, уже был развод, но неожиданно Екатерина заболела… Так, свои отношения они не стали менять. У них обоих была долгая и счастливая (несчастливая) жизнь.

Балерина Софья Федорова работала вместе с Гельцер, и когда та болела, заменяла ее. Как-то исполняя партию в «Жизели», Федорова поразила всех своей игрой. Сцену сумасшествия героини, актриса, наделенная особой чуткостью, и даром перевоплощения, проводила так искренне, что критика отмечала уход от театральной пластики к натуралистичности.балет2 танцы

Через небольшое время врачи констатировали у неё серьёзное нервное расстройство, предвестник психического заболевания. Болезнь протекала медленно. У балерины были немало ролей, и она была вполне счастлива. И, хотя Федорова дожила до преклонного возраста, много ездила, и еще выходила на сцену, болезнь постепенно прогрессировала. Нервное состояние балерины перешло в серьезное заболевание, из которого она уже не вышла до конца своих дней. 

Екатерина Числова принимала с радостью поклонение Великого князя Николая Николаевича, третьего сына императора Николая I. Это не нравилось ни двору, ни его жене. Но поклонник балерины Числовой, познакомившись ближе с ней, уже не мыслил своей жизни без Катеньки.

Он купил дом для встреч с Числовой, не скрывал рождение побочных детей. Мешала их счастью только жена. Когда Великий князь обвинил жену в измене с духовником их семьи и попросил покинуть его, Числова успокоилась. Теперь их пятеро детей росли в любви и неге. К тому же незадолго до своей смерти император пригласил Екатерину переселиться во дворец. Но Екатерина была очень ревнива, что беспокоило князя. Вскоре она вконец испортила их отношения. В возрасте 43 лет она заболела и умерла. Великого князя не стало через два года.

Что делать, но многие балетоманы были осведомлены, что легкие и изящные балерины могут потерять работу за отказ увидеться с патроном театра или своим поклонником.

Были и такие мужчины, что приходили в театр не только для того, чтобы насладиться искусством, но и для того, чтобы выбрать себе спутницу на вечер… И это не всегда имело счастливое продолжение.

О.К.

https://zen.yandex.ru/media/id/ https://www.belcanto.ru/legnani.html

https://ru.wikisource.org/wiki/ https://ngasanova.livejournal.com/355441.html