балет3 глав ставить1Великую балерину Анну Павлову знают все, а о Вере Каралли слышали только знатоки балета. Выросшая в актерской семье, она мечтала только о том, чтобы продолжить дело своих родителей…

Но с трудностями Вере пришлось столкнуться еще в театральном училище, когда через год учебы она тяжело заболела. Но, едва боли в спине прошли у нее, а учеба была позади, Вера пришла в театр.

Буквально через пару лет Вера могла бы соперничать на сцене с самой Анной Павловой. Конечно, ей не хватало опыта, критики ругали её за технические ошибки. Но публика неизменно приходила в восторг: никто не замечал мелких погрешностей, ведь танец Каралли всегда был таким захватывающим! Она танцевала в «Лебедином озере» и «Дон-Кихоте», «Баядерке» и «Жизели»...

В «Русских сезонах» Сергея Дягилева она сделалась одной из самых ярких звёзд. О Вере говорили во всех светских салонах. Тому послужила и ее связь с тенором Леонидом Соболевым, которая не принесла Каралли счастья. Чтобы забыть свои страдания, хоть немного «залечить» сердце, она решает сниматься в кино. Она постоянно металась по жизни… ища себя.

Причем, разрешение совмещать съёмки в кино с работой в театре Вере дал князь Дмитрий Павлович, кузен императора Николая II. Он давно восхищался грацией и обаянием балерины, а однажды попросил, чтобы их познакомили. Знакомство такое произошло, они были очарованы друг другом…

Кто знает, как сложились бы эти отношения, если бы не громкое убийство Григория Распутина, которое изменило их жизни. Многие историки пришли к выводу, что в этой трагедии был замешан Великий князь Дмитрий. Говорили, что не обошлось и без Каралли. Правда, не было тому доказательств.балет3 центр1лучше

Балерина перебирается в Европу, чтобы утешиться. Начинает сниматься в кино, работает в труппе Сергея Дягилева. Каралли прожила долгую жизнь, заканчивав ее в доме для престарелых. Но всегда мечтала… приехать на родину. Но, когда получила разрешение и паспорт, уже не смогла вернуться… Балерина умерла.балет3 каралли1

В начале 20-х годов прошлого века, когда в России бурлили революционные события, многие звезды балета покинули сцену. Так, Александра Балашова открыла в Париже свою хореографическую студию. Вскоре Вера Фокина с мужем Михаилом Фокиным уехали на гастроли в Стокгольм и больше на родину не возвращались. Со временем в Америке им удалось основать балетную школу…

А известная балерина Тамара Карсавина перебралась в Великобританию. Она прекрасно танцевала в «Жар-птице», «Спящей красавице» и «Жизели». До своего отъезда из страны, выступая в Мариинском театре, Тамара неизменно покоряла публику, чем еще больше злила своих завистниц. Ее обвиняли в «бесстыдстве» и скверном поведении. Карсавина часто танцевала в легких хитонах…

Участвовала она и в сезонах Сергея Дягилева и даже говорили, что из-за нее ушла от Дягилева сама Анна Павлова, которая не захотела делить славу с Карсавиной… Но это могло быть и… легендой, которой были окутаны все звезды балета.

У Тамары была броская красота. При этом она была очаровательна и умна. В 1913 году балерина познакомилась с Генри Брюсом, сотрудником британского посольства в Петербурге, который смог увлечь ее своей страстью. Забыв о первом супруге, Карсавина вышла замуж за Брюса, которому в 1915 году родила сына. Вместе они были 30 лет.балет3 фокина5

О приме-балерине Матильде Кшесинской написано и рассказано немало, сняты фильмы, а вот Ольгу Преображенскую вспоминают немногие... Говорили, что они всю жизнь были соперницами.

18-летней выпускнице Императорского театрального училища Матильде была оказана высокая честь – на дипломном спектакле присутствовал император Александр III с семейством.

Эта встреча стала для нее судьбоносной. На всю жизнь имя Матильды было связано с фамилией Императорской семьи. Оленьке же с трудом удалось поступить в училище, она была слабым ребенком, но, как оказалось, с сильной волей.

И от природы с прекрасной пластичностью и легкостью полета в танце.  Девушки были талантливы, но Ольга была не так хороша лицом, как ее подруга. Однако милая улыбка покоряла всех, кто знал балерину. Мариус Петипа часто ставил их в спектакли, чередуя выступления.

Но закулисные интриги не утихали… Окружение осуждало поведение то одной, то другой балерины. Карьера Матильды шла в гору, ведь у нее были известные покровители. Ольге же пришлось добиваться всего самой.балет3 дягилев5

Она много раз была в Европе, гастролировала в разных городах… А с 20-х годов преподавала в Париже. Говорили, что никто, кроме нее, не мог так балеринам «ставить руки». Все эти годы Матильда Кшесинская не выпускала из виду достижения своей соперницы. Правда, делала это миролюбиво. Впоследствии, она тоже, оставив родину, стала преподавать в Париже. Кшесинская в своих воспоминаниях писала: «… жизнь идет вперед – это естественно, но стало мало таких артисток, какими были: Розита Мори, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вера Трефилова, Ольга Преображенская, Ольга Спесивцева – у них нет той силы в игре, которая была раньше».балет3 семенова 1 в статью

Судьбы некоторых балетных артисток будоражили воображение выпускниц училищ. Ну чем какая-нибудь Танечка или Катенька хуже Анюты Прихуновой, вышедшей замуж за московского губернского предводителя, князя Л.Н. Гагарина, близкого друга министра двора и уделов графа В.Ф. Адлерберга. Отпрыск камер-лакея — и в княгини!балет3 преображенс1

Ну, а эти новоиспеченные княгини, в свою очередь, набирались ума-разума у удачливых предшественниц. Все воспитанницы, конечно, были наслышаны и о судьбе Ольги Каратыгиной, которую называли «быстролетной» на сцене.

Она предпочла уйти на содержание к светлейшему князю А.А. Безбородко, жила в его доме, родила от него дочь, которую "благодетель-отец" прекрасно обеспечил.

Но были и другие случаи. И их тоже немало. Так, Маргарита Кандаурова, балерина Большого театра поразила зрителей «особой стихией танца», это была сказка… У нее были поклонники, как и у всех известных танцовщиц, а среди них – Алексей Толстой. Он решил взять Маргариту в жены. Спокойная, ласковая и в тоже время характер – огонь…

Но… позднее, оставив театр, она говорила, почему отказала Толстому: «Но он же был граф. Он и меня звал: ‘’Графиня’’. Выйди я за него замуж, он бы меня из театра увел. А я не графиня, а татарская княжна. Дочь татарки и поляка. И я – балерина. Как же я могла остаться без Большого театра? … Без театра и без России мне жизни нет...»балет3 дягилев 10

Балерина Елизавета Гердт порой с улыбкой говорила, что если бы она уехала из страны, мы бы не узнали о Майе Плисецкой, Галине Улановой, Раисе Стручковой, Екатерине Максимовой, потому как она стала их наставницей…

Ей повезло, ибо она застала выступления Тамары Карсавиной, Ольги Спесивцевой. В это время она сама блистала на сцене театра, сумела пронести через свои партии совершенство классических линий. Мастерство Гердт было безупречно. Человеком она была безконфликтным. Гердт всегда была погружена в себя. Она не приняла перемен в стране, но об этом почти не говорила.

Гердт хорошо относилась к Ольге Спесивцевой, которая танцевала с ней с одном театре и покоряла своей «Жизелью». Спесивцева прожила до 50 лет, она уехала в Европу в 20-е годы, желая изменить что-то в своей, как ей казалось, неудачной жизни. Везде, на всех сценах выступала с большой самоотдачей. Влюблялась, но не находила счастья. И лишь иногда оно ее посещало, оно, словно по волшебной палочке, тут же ускользало.

В то время, наверное, не менее «громко» обсуждали судьбу еще одной талантливой балерины – Лидии Ивановой. Она пришла в Мариинский театр, когда некоторые из актрис покинули его в поисках новой жизни на чужбине. И сразу стала примой. Совсем, как девочка, миниатюрная и худенькая, Лидия танцевала так, что зрители плакали от счастья. Но жизнь внесла свои коррективы в ее светлый мир. Во время одной из лодочных прогулок балерина погибла, тело ее не нашли…балет3 танцы1

Правда, тут же появились слухи, что в этом был замешан любовник Ольги Спесивцевой, якобы который хотел избавить Ольгу от очередной конкурентки, ведь они обе танцевали в одном театре. Но вскоре эти разговоры стали утихать, слишком много было в этом надуманного… К сожалению, конец жизни Спесивцевой был трагичен. Он теряла память… День ото дня Спесивцевой было все сложнее жить. Она закончила свои дни в американском пансионате для эмигрантов, созданном Александрой Толстой — дочерью великого русского писателя.балет3 лепешинская1

Сама же Елизавета Гердт рано потеряла первого мужа, танцовщика Самуила Андрианова. Его сразила чахотка. Он был партнером Кшесинской, Карсавиной, Трефиловой, Преображенской и др. Позже она вышла замуж за дирижера Александра Гаука, с которым прожила 10 лет. Она его оставила, когда узнала, что у него есть женщина и общий ребенок.

Гердт окружали поклонники, были и очень уважаемые люди, но она была со всеми вежлива и в меру улыбчива. Никогда не обсуждала положения в стране, а, когда при ней говорили о политиках, вспоминал театровед Виталий Вульф, Гердт выходила из комнаты.балет3 гердт4

К сожалению, она рано покинула сцену и занялась педагогической деятельностью. Тому была причину – сильно болели ноги.

В беседах с  Вульфом, который был ее постоянным гостем, Гердт рассказывала о тех балеринах, с которыми работала.

В том числе называла и Елену Люком. Она  работала всегда в одном театре, страны не покидала.  Люком не сразу завоевала успех у публики,  и обрела мастерство с годами.

Ее дарование проявилось намного позже в сольных партиях, о которых осталось много восторженных отзывов свидетелей.

Однажды Гердт поведала Вульфу, что в балетном мире «шекспировские страсти» и споры между балеринами были всегда. Но, по ее мнению, они не носили какой-то невыносимый и «беспардонный» характер. Все внешне было пристойно, хотя «внутренние борения» никуда не исчезали.

Послереволюционный период в России был временем перемен. В балетном мире тоже ждали изменений. Однако, одни учителя стремились «поломать» все, другие - (старая школа) требовали ничего не менять. И третьи – советовали сочетать классические толкования балета с новыми веяниями. На сломе перемен на сцене восхищали публику солистки: Анастасия Абрамова, Валентина Кудрявцева, Нина Подгорецкая, Любовь Банк. В балете сияли звезды – Галина Уланова, Ольга Лепешинская…балет3 карсавина центр 3

Когда называют известных актрис балета того времени, то почти никогда не говорят о Марине Семеновой. А ведь ей посчастливилось прожить не только долгую и плодотворную жизнь, но и выступать на одной сцене с Ольгой Лепешинской, Галиной Улановой…   Надо сказать, что в ученицу Агриппины Вагановой, Семенову мало, кто верил. Как писали в газетах: «… Ее любил и простой зритель, и власть имеющий. Завораживала!» Вот-так -то! Все партии, за которые она бралась, были выполнены с блеском.

В Большом театре среди высших государственных чинов появилась мода ходить на балет. Он «вошел в протокол»: на спектакли стали приглашать зарубежных гостей. Едва ли не все балерины эпохи были замужем за военными высокого ранга. Ну, и возле Семеновой всегда толпились поклонники. Ее, как и многих балерин в то время, ждали тяжелые испытания. В 1938 году арестовали ее второго мужа, который работал послом в Турции, а саму Семенову после этого держали под домашним арестом. В положении жены «врага народа» было нелегко работать. Жена «изменника родины» сразу стала «невыездной».балет3 лепешинская5

Светская львица советской элиты, с петроградских времен владевшая французским и блиставшая на дипломатических раутах, оказалась в тени. Но что-то произошло… и власть не тронула балерину, как и А. Ваганову, которая тоже была под подозрением. Потом говорили, что помогло вмешательство Семеновой. Ну, а в 1937-м Семенова стала заслуженной артисткой РСФСР, а в 1941-м – даже лауреатом Сталинской премии.

Свой вклад в развитие балета внесла Ольга Лепешинская. Ее кумиром была Анна Павлова. Сколько себя помнила Ольга, она всегда совершенствовала свое мастерство. Москва молодую балерину принимала аплодисментами, все ее партии были выполнены с блеском. Во время Великой Отечественной войны вместе с другими артистами Большого театра Лепешинская объездила множество городов, госпиталей и воинских частей.

Но несчастья уже поджидали балерину. Во время одного из выступлений она сломала ногу. Реабилитация была долгой. Встреча с генералом-полковником Алексеем Антоновым вернула ее к жизни. Это был ее третий брак. Он окружил балерину заботой и любовью. Вскоре они расписались. Но сполна насладиться счастьем им было не суждено. В 1962 году Антонов неожиданно умер от сердечного приступа. От горя балерина ослепла. После восстановления зрения Лепешинская преподавала в училище. Когда балерины не стало, произошел скандал за ее наследство. Однако эта шумиха ни к чему не привела. Из квартиры Лепешинской исчезли дорогие ее сердцу вещи и мн. др.

К сожалению, жизнь звезд балета не была простой. Да, и разве могло быть иначе. Их "хлеб" не был легок. Каждодневный труд, работа и еще раз работа...  Трудности и, конечно, неудачи, которые частенько подстерегают, согласитесь, каждого настоящего творца. Отрадно то, что многие их них   умели радоваться жизни, любили, и были любимыми...

А последовательницы великих балерин до сих пор помнят слова Галины Улановой: «Нужно иметь внутри заветную шкатулочку и опускать в нее все — впечатления жизни, природы, все… Хранить это, не расплескивать, не разбазаривать». Ведь именно эти впечатления балерина вынесет на публику, одарит своего зрителями теми эмоциями, что даровал ей Бог.

Слова «души русского балета», как называли Уланову, не потускнели со временем. И, наверное, не потускнеют никогда…

О.К.

https://www.novochag.ru/stars/zvezdnye-istorii/legendarnaya-russkaya-balerina-vera-karalli-i-dvoe-muzhchin-v-ee-zhizni/

https://chagnavstretchy.mirtesen.ru/blog/ https://kulturologia.ru/blogs/

https://eleonorar.livejournal.com/1324886.html