билли монро главнаяБилли Уайлдер был известен в СССР как режиссер фильма «В джазе только девушки» - да и то… Кто помнит имена режиссеров? Этот шедевр – как говорится, неувядаемый, - до сих пор помнят благодаря Мэрилин Монро. 

Между тем, эти девушки, которые «в джазе» (настоящее название у фильма совершенно другое – «Некоторые любят погорячее»), эта легкая, как пух, комедия, далась всей группе, включая самого творца, Уайлдера, главных актеров, Тони Кёртиса и Джека Леммона, да и Мэрилин тоже, - с огромными проблемами и трудностями.

«В джазе» стали первым фильмом, который обошел «Кодекс Хейса», моральную цензуру вроде нашей нынешней, когда даже сигарета во рту превращается в облако. Одно присутствие Мэрилин с ее откровенной сексуальностью считалось непристойным; в сцене обольщения Тони Кёртиса, прикидывающегося миллионером и того больше…

Фильм до сих пор входит в топ лучших комедий за всю историю кино, а Монро давно стала иконой – и благодаря гению Уайлдера в том числе.

Сценарий – комедия с убийством – поначалу казался слишком дерзким, затем возникли сложности с переодеванием главных героев в женщин и много с чем еще. Затем Мэрилин, которой надоело изображать тупых блондинок, долго не подписывала контракт: уговорил ее Артур Миллер, в ту пору муж звезды.

Уж Миллер-то понимал, что в этом сценарии заложен коммерческий потенциал, тем более они с Мэрилин были тогда на мели.

Грубо говоря, Мэрилин было нельзя «потрогать», она же не стриптизерша пусть и дорогого заведения, между ней и гипотетическим мужчиной всегда будет пролегать ее легенда. Как, повторюсь, между Венерой и посетителем музея.билли центр

Если это и «сексуальность», то именно в форме неодолимой тяги, желания, часто неосуществленного, как, скажем, в другом фильме Уайлдера, «Зуд седьмого года».

Брижит Бардо, символ раскрепощения и свободы, знают во всем мире, обе девушки стали нарицательными в этой комедии – тоже «тупая» блондинка, хотя есть подозрение, что она опять всех троллит, разыгрывая милую дурочку и полуребенка, невинность порока, как бы ни противоречили друг другу эти определения.

Спустившись откуда-то «с небес», с верхнего этажа, случайно попав к соседу снизу, эта милашка, глупенькая как пятилетний младенец и чарующая, как символ самой Женственности, поневоле искушает верного мужа, отправившего семью на отдых и смертельно опасающегося впасть в грех.

«Зуд седьмого года» (название взято из «научной» книги, где автор упреждает читателей, что именно на седьмом году брака начинается «зуд» измены) тоже, как и Мэрилин, лишь прикидывается милой комедией. На самом деле в этой картине Уайлдер лихо расправляется с протестантской моралью, с лицемерием, с мужской трусостью и заурядностью, со страхом перед жизнью и даже с интеллигенцией (главный герой – редактор, который как раз почитывает этот псевдонаучный труд о мужском «зуде» на седьмом году супружеской жизни).

В Америке как раз начал входить в моду, а заодно и над архаичной властью женщины-хранительницы очага вкупе с институтом брака, как оплота государства, Уайлдер, не будь дурак, подсовывает в противоположность всем этим железобетонным принципам американского консерватизма «опровержение» в лице Мэрилин.  билли центр мерлин

Даже, скажем так, в ее теле. Обнаженные фото ММ времен ее юности станут эмблемой эпохи, хотя таких красоток, даже и похлеще, всегда было пруд пруди. ММ вообще-то всегда голая, даже когда одетая – ее обтягивающие платья, ныне проданные за баснословные суммы с аукциона как артефакты, больше показывают, чем скрывают. Эти маленькие платья-декольте призваны слегка декорировать Богиню, подчеркнуть, а не спрятать ее формы, а заодно привести в неистовство своего трусливого соседа.

Ну а трусоватый сосед – собственно, и есть архетип мужчины, точно так же, как Мэрилин – женщины.

…Уайлдер вообще хорошо знает жизнь: еврей по национальности, уроженец галицийского городка Суха, родные которого погибли в Освенциме, ментально он все-таки европеец, а не американец. Возможно поэтому, снимая американские комедии, он наделяет их своим тайным внутренним опытом, по сути – трагическим; в его фильмах, несмотря на внешнюю непритязательность, будто таится вся горечь мира.

Позже он, кстати, хотел снять серьезную картину о Холокосте, претендуя на историю о Шиндлере – поначалу был раздосадован, что права успел выкупить Спилберг, потом, посмотрев картину, высоко оценил его работу, присовокупив, впрочем, что его интерпретация была бы другой.билли брижит центр

Сложно судить, но мне кажется, это не его жанр – хотя авторству Уайлдера принадлежит и кромешная «Двойная страховка», фильм-нуар о роковой женщине, склонившей любовника к убийству мужа (настолько кромешная, что финальные сцены казни в газовой камере были вырезаны цензурой).

Потому-то «Квартира», «В джазе только девушки» и «Зуд седьмого года» входят в топ лучших фильмов, когда-либо снятых во всем мире.

Особенно прославились «Девушки», лучшая комедия, лучшая актриса, лучшие актеры – Тони Кёртис и Джек Леммон.

Съемки фильма проходили в отеле Del Coronado, недалеко от Сан-Диего. Меня, кстати, как-то занесла туда нелегкая (или легкая?). В этом легендарном отеле до сих пор царит дух Мэрилин.

…Туристов здесь очень много, есть и те, кто снимают номера (350 долларов в сутки). Может, я просто фантазирую, но и отель, и прекрасные виды вокруг, и чисто американская роскошь, и болтливые туристы, и океан – всё будто напоминает о Мэрилин, так страшно и рано погибшей.

Как у Бунина в «Легком дыхании» о застреленной казачьим офицером Оле Мещерской: теперь это легкое дыхание развеяно в мире…  

Автор: Диляра Тасбулатова

https://story.ru/istorii-znamenitostej/lichnoe-delo/billi-uaylder-legkoe-dykhanie-/