ворт главняОдна из первых моделей Ворта, придворная мантия, крепившаяся на плечах, отделанная золотой вышивкой, получила золотую медаль в Лондоне, на Первой Всемирной выставке, в Хрустальном дворце.

Чарльз родился в бедной семье. Это произошло в предместье Лондона в 1826 году. Его привлекла работа в магазине, где шла торговля тканью.

Молодой Чарльз переходил из магазина в магазин, но его манил Париж. И здесь он искал самого себя, учась торговому делу. Пока не нашел магазин Gagelin-Opigez & Cie на улице Ришелье, недалеко от театра «Комеди Франсез».

Чарльза окружала роскошь, дамы, платья, корсеты, перчатки, шали… С неистовым упорством он принялся драпировать разные ткани сначала на манекенах-бюстах, чтобы показать игру шелка в складках, драпировках, а затем перешел к живым моделям, особенно симпатизировал мадемуазель Мари-Августине Верне (1825–1898).

В это же время Чарльз женится на Мари-Августине. И… решается открыть Дом моды. Конечно, он не был просто продавцом, он был стилистом, кутюрье. Туалеты понадобились Императрице Евгении, супруге Наполеона III, урожденной испанской графини де Монтихо, которая нуждалась в Чарльзе.

На изделиях Ворта появился логотип марки его Дома моды. Придворные дамы, жены промышленников заказывали одежду у Чарльза, фантазия которого не знала границ. После свержения монархии Евгения уехала в Англию, но связи с Вортом не теряла.

Он изучал фигуру женщин, понимал, как лучше пригнать лиф, при этом следил за направлением нити в ткани для различных частей одежды так, чтобы складки проходили по направлению движений тела, что придавало фигуре элегантность. Долгие годы жена Чарльза, Мари показывала модели мужа, дефилируя перед посетителями.ворт центр первая

Мари преклонялась перед мужем-гением, хотя не любила показы мод.

Через годы старший сын Чарльза Гастон занимался финансами, младший – помогал отцу в создании моделей. Даже королева Виктория носила платья от Ворта, покупая их у английских модисток. Особенно кутюрье любил одевать русский двор и создавал модели для русских императриц – Марии Александровны, Марии Федоровны и Александры Федоровны.

Принцесса Матильда, сестра Наполеона III часто заглядывала к Ворту и всегда находила что-то интересное для себя.

Из воспоминаний его сына Жана, известно, что телефон в Доме моды Ворта не умолкал. Сюда звонили клиентки, заказчики маскарадных костюмов, промышленники предлагали ткани. А художники поставляли новые модели.ворт центр евгения

Кажется, что ум Ворта работал без устали. Он применял кружева, бисер, позументы, шнуры… Не все было просто для Чарльза в процессе работы. Многое отвергалось его конкурентами, коллегами – художниками. Ужасались и клиентки. Но Ворт не унывал.

Он постоянно был в поиске всего нового. Общепринятые каноны отвергал, не страшась своих оппонентов. Именно Ворт разрешил работать женщинам в швейных цехах. Портнихи в те годы были в новинку. И тоже вызвали чрезвычайный интерес у многих. Но потом это стало делом повседневным.

Чарльз придумал женскую шляпку, которая открывала сзади волосы. Она произвела сенсацию. Но вскоре женщины уже не могли без такой шляпки обходиться. Из моды постепенно ушли кринолины, но нижние юбки мешали дамам при ходьбе. Ворт был вне себя от возмущения. Он продолжал искать выход… Так, в моду вошли турнюры. Всякая банальность в одежде Ворту претила.

Еще одна дама, славившаяся своей красотой около 1878 года, была мадемуазель Катинка-Фери. Она говорила: «Светские дамы ходят к тому или иному портному, чтобы быть одетыми как кокотки. Я же хожу к Ворту, чтобы быть одетой как леди». Особенно много работы было у портних перед маскарадами. Для одной дамы Ворт создал даже «русалочий» костюм. Одну из своих “богинь» он одел в платье с маленьким лифом на бретельках, твердых от драгоценных камней.ворт центр швейный цех

В России также устраивались пышные костюмированные балы. Самый большой даже получил название «безумного дня», когда все танцевали день и ночь напролет, с двух часов дня до двух часов ночи. Особенно дамы любили длинные шлейфы, от которых некоторые из них даже падали в обмороки.

Иногда посетительницы пытались дать указания Чарльзу, но он умел с ними разговаривать, отстаивая свою точку зрения. А дамы соглашались. Они сидели и слушали, в то время как он, задрапировав свою руку материей, кратко излагал свои предложения. В ответ они говорили что-то вроде: «Кажется, это очень привлекательно. Продолжайте».

Мода зачастую рождалась неожиданно. Стоило только оглянуться по сторонам. Например, знаменитое платье-туника, вызвавшее революцию во времена блестящей Второй империи, было навеяно женщиной-крестьянкой, заколовшей свою юбку сзади поверх нижней юбки.

В это время появляться без верхней одежды, скрывающей фигуру, было нельзя. Так, Ворт придумал для дам легкую накидку, прикрывающие плечи.

Чарльз ввел в европейскую моду и кимоно, китайские рукава. Первое пальто из котикового меха было еще одним его стремлением ввести что-нибудь новое. Ворт предлагал к одной юбке сразу несколько лифов: закрытый с длинными рукавами, с V-образным вырезом, с большим декольте и без рукавов.ворт центр платья

Одно и то же платье могло превращаться из визитного в обеденное, а из обеденного - в бальное. Чарльз первым стал создавать одежду сезонную, задав моде определенный ритм.

Когда не стало великого кутюрье, его сыновья Жан и Гастон продолжили его дело. И довольно успешно. Как и отец, они никогда не отказывали актрисам в создании костюмов для спектаклей. Жан вспоминал, как они в Доме моды создавали костюм для мадам Дузе:

«Ей прислали созданное нами новое платье с обсужденным заранее декольте. Но когда я пришел к ней, она сказала: «Но, господин Ворт, я не решусь выйти на сцену в таком платье». Тогда я послал за куском тюля и дал ей, сказав: «Вы боитесь сквозняков, так как слабы и болезненны!» Не могу вам передать, насколько разнообразными приемами актриса заставила этот тонкий кусок ткани говорить за нее».ворт семья одежда центр

Репутация Жана Филиппа была настолько безупречной, что он стал первым президентом парижского Синдиката Высокой моды и получил в 1901 году Орден Почетного Легиона за участие Дома Ворта во Всемирной выставке в Париже.

Начиная с 1910-х годов, Жан Филипп привлек на работу своих племянников – Жака и Жан-Шарля.

Но в 1920-е годы заметно возросла конкуренция с другими Домами моды – Поля Пуаре, Жанны Ланвен, Мадлен Вионне, Габриель Шанель, Жана Пату, Люсьена Лелонга и других корифеев Высокой парижской моды. Но все же платья от Ворта постоянно публиковались на страницах лучших модных журналов.

Подготовила автор Ольга.

Источник.

Книга «Век моды» Жан Филипп Ворт.

Историк моды Александр Васильев.