бовари главЛюбого режиссера, который брался за экранизацию романа Гюстава Флобера, привлекала кажущаяся простота его сюжета.

Это судьба молодой героини, избравшей путь супружества с нелюбимым человеком.  В поисках   счастья Эмма Бовари встречается с молодыми людьми, неспособными разделить с ней эти поиски. Реальная действительность разбивает идеалы героини, приводят ее к гибельной пропасти. Она решается на самоубийство.

Сила в этом Эммы или ее слабость? Об этом спрашивали автора писатели и его друзья. Но Флобер не дает прямого ответа на этот вопрос. В романе он не становится ни на чью сторону, не отстаивает ничью позицию. Автор лишь говорил, что использовал «…объективный метод повествования».

Этой киноверсии придерживался и известный американский режиссер Винсент Миннелли, пригласив на роль Эммы красавицу Дженнифер Джонс (настоящее имя – Филис Ли Айли). К 1949 году (время создания «Мадам Бовари») Джонс уже четырежды была номинирована на премию «Оскар» и первая из актрис Голливуда была удостоена «Золотого Глобуса».

До сих пор ставивший музыкальные комедии, Миннелли берется за фильм в жанре романтической драмы. Его картина, снятая в старых традициях Голливуда, имела у зрителей немалый успех. Однако критики не увидели в Эмме подлинную героиню Флобера, обвинив режиссера в неумении работать с серьезной классикой.

20 лет спустя на экраны вышел германо-итальянский фильм, где роль Эммы по предложению итальянского режиссера Ганса Скотта-Шобингера сыграла Эдвиж Фенек (подлинная фамилия - Сфенек). Итальянка, бывшая фотомодель легко вошла в новый для себя мир киноиндустрии. В фильме было достаточно эротики, что принесло ощутимую прибыль его создателям. Но и только.бовари 1 центр роль

Загадка образа Эммы Бовари продолжала притягивать к себе режиссеров. К созданию фильма «Спаси и сохрани» по мотивам романа советско-российский режиссер Александр Сокуров шел очень долго.

Фильм Сокурова вышел в прокат в 1989 году. К этому времени на счету автора уже было немало снятых документальных фильмов, ряд успешных художественных киноработ. Роль героини сыграла Сесиль Зервудаки (по происхождению гречанка). Сесиль преподавала в университете в Париже. Она привлекла Сокурова своей незаурядной внешностью, была умна. По его словам, «…в ней не было ни капли фальши».  

Режиссер при работе над фильмом часто обращался к фразе Флобера: «…Бовари – это я». Автор книги считал этот образ собирательным, ведь пороки общества ему были хорошо известны. Сокуров называл свою героиню «…женщиной не без греха. Да, она где-то смешна в своих поисках лучшей жизни, но как трагичен ее конец».

Киноведы фильм «Спаси и сохрани» подвергли критике. Сокурова ругали за то, что его фильм неактуален, а драматические коллизии героини неинтересны зрителю. В одной из своих статей автор фильма писал, что «… надежд на успех он и не ждал», ведь перестройка требовала от кинематографа совсем других тем.бовари 2 юппер

И все-таки работа режиссера была замечена. На ХIII Международном кинофестивале в Канаде картина «Спаси и сохрани» был признана лучшим фильмом года. В 1993 году на французском Международном кинофоруме Сесиль Зервудаки вручили приз, оценив по достоинству ее работу над ролью Эммы.

Через два года после фильма «Спаси и сохрани» за новую версию образа Эммы взялся француз Клод Шаброль, известный как режиссер картин детективного жанра. Он страстно любил творчество Флобера. Шаброль очень бережно относился к сюжету романа Флобера, обращаясь к словам великого писателя Сомерсета Моэма, сказавшего, что «... Флобер пожертвовал всем ради того, чтобы писать. Этим он жил».

Это был многосерийный фильм, где главная роль была отдана одной из любимых актрис Шаброля - Изабель Юппер. Его не смущало, что Юппер намного старше героини, ведь Шаброль видел в роли Эммы только эту актрису.

Актриса – неординарная личность. Ее всегда много снимали. Юппер любят зрители. Она всегда бралась не только за заведомо успешные роли, но и самые проигрышные. Юппер создала свой, запоминающейся образ Эммы. В 1991 году за исполнение роли мадам Бовари Юппер была признана на Московском кинофестивале лучшей актрисой года.бовари 2 франческа

Однако это были не первые сериалы о госпоже Бовари. Еще в 1975 году режиссер Родни Беннет в Великобритании снял 4-х серийный фильм, где главную роль играла актриса Франческа Аннис. Многие зрители любят этот фильм. Он был им понятен, не надо ничего было домысливать. А все действия главной героини были предсказуемы.

В 2000 году по своему была «прочитана» в американо-британском телесериале «Мадам Бовари» судьба Эммы, которую сыграла актриса из Австралии Фрэнсис О Коннор. Фильм поставил режиссер Тим Файвелл, который посвятил свой сериал одной женщине – Эмме. В основе фильма легли ее любовные увлечения, которые убедительно исполняла Фрэнсис. Эмму, созданную актрисой, назвали одной из ее удач. Но о фильме отзывы были не так положительны. Между тем, в копилке наград актрисы появился «Золотой глобус».бовари 2 васиковска

Известна еще одна кинопостановка по роману Флобера, поставленная франко-американским режиссером Софи Бартрез в 2014 году. Это был шестой по счету ее фильм. Бартрез сама писала сценарий и продюссировала свой фильм. На роль Эммы была приглашена австралийская актриса Мия Васиковска, сыгравшая к тому времени немало прекрасных ролей. Однако эту версию романа Флобера кинокритики посчитали менее удачной по сравнению с работами других режиссеров.

Известный в Великобритании сценарист и драматург Хайди Томас писала, что «…Эмма интересна именно тем, что несовершенна». Возможно именно поэтому загадочность героини Гюстава Флобера пока так и не удалось никому разгадать.

Ее недостатки и достоинства, говорила Хайди, когда писала сценарий для режиссера Тима Файвелла, так переплелись, что поломать над ними голову придется еще ни одному постановщику своей киноверсии.

Ну, а вопрос в том, найдутся ли такие режиссеры? Это покажет только время.

О.К

Источник

https://www.livelib.ru/readers-blog/post/21078-gospozha-i-gospodin-bovari

https://studwood.ru/1389945/literatura/ekranizatsii_gospozhi_bovari_mirovom_kino

https://ru.wikipedia.org/wiki/