тиме главНа экзамене в Консерваторию будущая актриса Елизавета Тиме исполнила романс М.И. Глинки «Он уехал жениться», чем вызвала неудовольствие комиссии, однако была принята при упоминании факта родства с матерью.

К памяти родителей Тиме обращалась в своих воспоминаниях часто: «…хочу рассказать о моей матери, замечательно женщине. Время идет, а ее образ не тускнеет, все шире, глубже встает передо мною». Будучи оперной артисткой, Варвара Тиме запомнилась зрителям как одна из ярчайших певиц своего времени. По признанию Елизаветы, мать всегда хотела увидеть в ком-нибудь из детей осуществление своей несостоявшейся оперной карьеры.

И несмотря на недолгую сценическую жизнь в стенах Мариинского театра, память о таланте Варвары Тиме еще долго жила среди театралов.

Годы, проведенные в стенах консерватории, Лиза всегда вспоминала с теплом. И это несмотря на то, что на период обучения пришлись и волнения, и раскол среди профессорско-преподавательского состава. Тиме отмечала, что ей «захотелось не только научиться петь, но играть в опере…создавать характеры, изучать эпоху, стиль». Именно это и побудило артистку параллельно поступить на Драматические курсы.

Решение о поступлении на курсы было принято за несколько часов до экзаменов. «Один из моих знакомых, любивший драматическое искусство, заехал перед экзаменом и уговорил ехать. Его поддержала моя сестра, Анна, я одела хорошее платье и поехала...», - писала Тиме.

Конкурс в училище был высокий – на курсы отбирали 10 женщин и мужчин. Поступив, Елизавета блестяще совмещала обучение в двух заведениях, однако душа ее все больше тяготела к драматическому искусству и театру. Судьбоносной стала встреча артистки с будущим супругом, Николаем Качаловым. Впервые молодого человека «необыкновенной красоты» в форме студента Горного института она увидела во время прогулки.

Но каково было удивление Елизаветы, когда тот самый студент был приглашен в дом ее родителей одним из их друзей.тиме 400 600

По другой версии, Николай Качалов был вхож в дом Тиме, как ученик ее отца, горного инженераниколай качалов 900 1200

Молодой человек преуспевал не только в постижении азов науки, но и интересовался искусством. Качалов и Тиме пели дуэтом, играли в домашних спектаклях, сочиняли музыку. Завершением их отношений стал брак.

Это произошло в 1908 году. Детей у них не было. Но они жили очень счастливо. Книга воспоминаний Елизаветы Тиме не могла вместить всё богатство сведений жизненного пути, которое нашло отражение в документах семейного архива Тиме.

А также и её мужа учёного, члена-корреспондента АН СССР, профессора Николая Качалова (1883-1961), именем которого названа одна из улиц Санкт-Петербурга.

Свой первый сезон на сцене Александринского театра артистка провела в 1908 году, временем упадка в культуре и общественной жизни страны. Когда ей поступило предложение от Михаила Фокина попробовать себя в качестве драматической актрисы в балете «Египетские ночи», новоиспеченная артистка согласилась: «Приглашение участвовать в балете объяснялось просто. В роли Клеопатры не было танцев.

Роль Клеопатры не была большой, но являлась эффектной. Перед ней танцевали рабы, сражались воины и происходила церемония подношений. Елизавета, еще неопытная артистка, очень волновалась.

Именно участие в постановке Михаила Фокина открыло перед ней двери в Александринском театре.

Заинтересованная игрой юной актрисы, с ней захотела познакомиться Мария Савина. «Я Вас видела играющей: Вы не гений, но у Вас… голос, лицо, фигура и Вы можете рассчитывать на лучшее. Я Вам помогу…», - так вспоминала она встречу с Савиной. Мария Савина заботилась об укреплении театра молодыми талантами, устроив судьбу и Анны Есипович, и Леонида Вивьена. Ее стараниями первые роли получила и Тиме.тиме савина 800 600

Представив молодую артистку Николаю Ходотову, Савинова предопределила назначение Тиме на роли в спектаклях «На перепутье» и «Светлая личность». К 1917 году артистка уже играла в ключевых классических спектаклях Александринского театра: «Горе от ума» (1913 г.), «Бесприданнице» (1915 г.) и «Маскараде» в постановке Всеволода Мейерхольда (1917 г.).тиме 320 500

Свой первый спектакль на главной сцене Петербурга Мейерхольд поставил в год поступления Елизаветы на службу в театр. Как режиссер и актриса, они встретились лишь в 1917 году, накануне революционных событий.тиме театр1

Тиме писала: «…на первой репетиции Мейерхольд закричал мне из зала: «Что за чепуха! Откуда Вы взяли это?!» И Мейерхольд вернул меня на авансцену, где я была одна, заставлял меня ломать руки, так, чтобы хруст пальцев был слышен публике, и восстановил основной замысел, - кроме сцен, которые счел нужным изменить».

Революция привела в театр новый тип зрителя, находящегося в поиске «своего» артиста, имеющего связь с народом. И Елизавета стала одним из тех артистов, кто являлся связующим звеном между прошлым и настоящим. Новые идеи и новый уклад жизни были воплощены ею в пьесах ведущих советских драматургов: Максима Горького, Лидии Сейфуллиной и Алексея Толстого.

Тиме воплощала и образы Ларисы в «Бесприданнице», Настасьи Филипповны в «Идиоте», Маши в «Живом трупе». Однако, артистке всегда хотелось двигаться дальше, не ограничиваясь сценой театра. Жанр художественного чтения позволил Тиме стать одной из артисток своего времени и создателем литературно-концертных композиций по романам отечественных и зарубежных писателей.

В годы Великой Отечественной войны Елизавета Тиме работала на концертной эстраде в Казани, выступая как мастер художественного слова с отрывками из произведений Твардовского и Шолохова. Ее концерты проходила на производстве, в госпиталях, своим творчеством артистка призывала к боевым и трудовым подвигам во имя победы. Активная концертная деятельность Тиме была отмечена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Елизавета Тиме играла на сцене Ленинградского академического театра драмы им. А.С. Пушкина вплоть до конца 1950-х гг. Играла в тех же постановках, что и в молодости, но в ролях возрастных персонажей. Продолжила Тиме и концертную деятельность в качестве мастера художественного слова, гастролируя по городам и весям.

Мы вспоминаем Елизавету Ивановну Тиме как одну из ярчайших женщин своего времени, талантливую актрису и прекрасного педагога, взрастившего целое поколение артистов. Елизавета Тиме похоронила супруга в 1961 году.

В 1968 году ее не стало (83 года).

https://spbarchives.ru/cgali_publications/-/asset_publisher/AiL1/content/-a-artistka-k-135-letiu-so-dna-rozdenia-artistki-e-i-time-