уварова главПосле каждой премьеры — в молодости —она плакала, что провалила роль. Ее общими силами утешали. Но вряд ли она хотела утешений.

Она из той породы женщин, что, уставши, не отдыхают, а принимаются мыть полы в доме или стирать белье. (вспоминал Е. Шварц) За глаза в театре ее называли ЛИЗОЧЕК. На «Лизочка» она совсем не была похожа… Разве только маленький рост, тюзовская юность и незаметное, скромное в походке как-то оправдывало это «Лизочек».

Биография Елизаветы Александровны началась в Петербурге. Родилась артистка в 1902. О детских годах сведений нет. Есть информация, что во время Гражданской войны Лиза Уварова была сестрой милосердия, принимала участие в военных действиях. Будущая исполнительница после демобилизации выбрала образование филолога и медика.

Она посещала театр-студию при Народном доме. Кружком руководил Александр Кугель. Это был известный журналист и театральный критик. Тогда же Уварова начала занятия и в студии Владимира Карпова. После окончания студии Уваровой предложили роль Лизы в постановке «Вечный муж».

В 1922 по приглашению известного режиссера Брянцева Уварова пришла в Лениградский ТЮЗ. Актриса играла на протяжении двух десятилетий. Она быстро превратилась в любимицу зрителей. Ей доставались образы разноплановые и острохарактерные. Известность Уваровой принесло амплуа травести. Она была Золушкой, Лисичкой и даже Злой Колдуньей. Специально для актрисы драматург Шварц в пьесе «Ундервуд» создавал роль Варварки.

С 1945 Елизавета начала работу в Ленинградском Театре комедии. Она вошла в состав труппы Акимова, став одной из ее ведущих актрис.

Актриса Вера Карпова вспоминала, как и когда впервые увидела Уварову. Они ждали Н. Акимова, чтобы пойти на концерт в Дом ветеранов сцены. А он, войдя, сказал:

«О, ну ТЮЗ есть ТЮЗ!» Все засмеялись. И тут я поняла, что речь идет об Уваровой. Вижу – стоит маленькая женщина типа травести, в мутоновой шубке, коротковатой, очень поношенной, оттого отдающей рыжевато-золотистым оттенком. На ногах – валенки, а рукавички – на резиночках, как в детском садике. Так я впервые увидела Елизавету Уварову».уварова театр

В числе ее образов можно отметить Маргит в постановке «Мы тоже не ангелы», Аманду из «Тележки с яблоками». На сцене было сыграно более сорока ролей. Еще в молодости наряду с кажущейся простотой многие отмечали ее образованность, начитанность. И порой она была одна среди «всех». На гастролях одиночество Уваровой становилось очевидней. Казалось, что корифеи в компанию ее не принимают.

Она одна бродила по чужому городу, читала свои любимые романы на французском, никто не знал, где она питается, как проводит свободные вечера. Что-то всегда разделяло, отделяло, отличало ее от артистов Акимовского поколения. Я думаю, что она сама выстраивала эту стену, которая отгораживала и хранила. Ей было проще с молодыми, которых она любила.уварова роли

Кинокарьера началась в 1938. Елизавета Александровна участвовала в съемках киноленты «Человек с ружьем» у Юткевича. Уваровой досталась роль приживалки. Позже актриса сыграла мать Дуськи в кинокартине «Член правительства». В пятидесятых артистка исполняла небольшие роли. Ей чаще всего предлагали образы медсестер, уборщиц, соседок.

Сразу в четырех картинах артиста участвовала в 1966. В кинофильме «Не забудь... станция Луговая» она блистательно воплотила образ Ольги Владимировны, жены старого музыканта. А в проекте «Я родом из детства» была учительницей немецкого языка, преподававшей у мальчишек, ожидавших завершения войны и возвращения отцов домой.уварова акимов

В киноленте «Мальчик и девочка» ей досталась небольшая роль санитарки роддома, в «Черте с портфелем» она была Павловной. Всех героинь Уваровой объединяет их внешняя незащищенность, но сила воли и независимость. Среди созданных Елизаветой образов есть и работы в детских фильмах. В 1969 в «Веселом волшебстве» она была Кикиморой.

В кинофильме 1974 «Иван да Марья» артиста перевоплотилась в няньку Федотьевну. Завершающей цикл киноработ исполнительницы стала картина «Усатый нянь» Грамматикова. В прокат лента вышла в 1977.

Начиная с тридцатых, знаменитая актриса стала преподавать в Театральном институте. Она получила звание доцента. Состоялась исполнительница и в качестве режиссера. Она ставила пьесы в театре. Ее талант поражал всех. Все, за что она бралась, ей удавалось.уварова с мужем

Исполнительница владела несколькими иностранными языками, французский был Уваровой выучен самостоятельно. Актриса несколько раз налаживала личную жизнь. Ее первым мужем был Евгений Гаккель. Этот брак не сложился.

Она была уже свободна, когда в театр пришел Борис Чирков. Он был молод, энергичен и нуждался в той поддержке, что давала ему актриса Уварова. Милая «Лизочек» сама много читала, читал и Чирков, пока не стал скупать в «Букинисте» любимые книги. Они жили 10 лет, но в Москве он встретил другую… В их семье не было ребенка. Уезжая, он сказал: «Прости, Лиза…»  Но она никогда не говорила о нем плохо...уварова шукшин

Рассказывали, что, когда Елизавета Александровна снималась у Шукшина в картине «Печки-лавочки», он носил ее на руках и не мог поверить, что перед ним не деревенская подлинная баба, а народная артистка Академического театра. Она и в жизни легкой вятской скороговоркой, может быть, заслоняла далекое детство, гимназическую юность, изумительный французский.

На Серафимовском кладбище в Петербурге над ее могилой стоит большой православный деревянный крест — это последняя ее просьба.

Ушла из жизни Елизавета Уварова в 1977 году.

О.К.

Источник

https://www.kakprosto.ru/kak-974996-elizaveta-uvarova-biografiya-tvorchestvo-karera-lichnaya-zhizn#ixzz78nLloCpY

Автор Виктор Гвоздицкий

https://ptj.spb.ru/archive/13/voyage-from-spb-13/eshhe-mgnovene-iischeznet/