эра катя главАктриса Тамара Семина откровенно боялась браться за работу в фильме «Воскресение» Михаила Швейцера. Кажется, какая из нее Катюша?

Она пришла на первые пробы растерянные, неуверенная. Говорят, по дороге ее прическу еще изрядно подпортил своим дерьмом один из московских голубей, и она после некоторое время должна была чиститься, чтобы предстать перед режиссером в лучшем виде.

Но Михаил Швейцер останавливается на никому не известной студентке ВГИКа Тамаре Семиной. Михаил Абрамович утверждает ее. Его ассистенты пожимают плечами: «Толстовская Катерина обязательно должна быть в теле, ведь, в фильме она боится, как раз того, что ее пошлют на каторгу, а там она похудеет и утратит свое очарование! А этой Семиной худеть вообще некуда».

Но на Тамаре Семиной настаивает жена Швейцера, она же второй режиссер на картине Софья Милькина. Ничего, откормим! — убеждает она мужа. А он в таких вопросах привык ей доверять. В качестве калорийного питания Семиной предложили обязательную кружку пива со сметаной, которую Швейцер и Милькина собственноручно каждый день готовили весь подготовительный период и следили, чтобы их Катюша до дна выпила этот малоприятный коктейль.

И свою картину он решил строить также, как Толстой строил свой роман: У Толстого всегда все начинается с обыденного. Это было обычное дело в обычном здании суда. А затем случай начинает разворачиваться в гигантскую историю, в орбиту которой входит вся Россия со всеми слоями общества, со всей государственной машиной. И вот тогда самая обыкновенная история Масловой становится и самой страшной.

Для режиссера это был шестой фильм. А за плечами юной актрисы одна из главных ролей в любимом всеми кино «Два Федора». Но наш разговор об операторе Эре Савельевой, которая работала с Швейцером. Он даже не рассматривал другого оператора в работе над фильмом, кроме Эры.эра швейцер

Савельева могла с легкостью дать фору многим коллегам-мужчинам – в ее арсенале было несколько оригинальных операторских изобретений собственной конструкции, позволивших ей добиться еще большего раскрепощения камеры, которое стало в оттепельном кино одним из главных средств выразительности.

Эре Савельевой принадлежит операторская работа в еще одном культовом оттепельном фильме – “Баллада о солдате” Григория Чухрая. Искуссвовед Майя Туровская писала: "Есть в тон этого фильма - в свете системы тонкостенных березок, плывут за окнами вагона, молодой человек Алеша и Шурочка. А еще луч солнца сквозь щели фургона, недосказанность их отношений.

В замедленном темпе мелодичный ритм, в котором один эпизод переходит в другой - нечто большее, чем летопись… жизнь в правдивости эпизода - нечто совершенное".

В среде киноведов эта лента считается вершиной раннего периода оттепели конца 1950-х, и ее изобразительное решение – своеобразная концентрация тех приемов и мотивов, которые мы видели в “Весне на Заречной улице”, “Летят журавли” и других картинах того периода.эра баллада

Кроме того, Эра Савельвева выступила оператором еще одного оттепельного фильма – “Наш дом” в постановке Василия Пронина, и в этой работе чувствуется вся легкость и живописность ее стиля.

О Савельевой информации немного. Почти ничего неизвестно о ее личной жизни. Эра Михайловна — заслуженный деятель искусств РСФСР, кинооператор, режиссер. Родилась 6 июля 1913 года в Баку. Окончила кинооператорский факультет ГИКа. Была ассистентом кинооператора, вторым кинооператором у Михаила Ромма и Бориса Волчека. С 1943-го — кинооператор-постановщик «Мосфильма».

Потом были и другие замечательные работы, в них Э.М. Савельева — зрелый, совершенно самостоятельный и оригинальный автор киноизображения. Не стоит перечислять все ее работы: кинематографисты, кинооператоры прежде всего, о них знают. На счету Савельевой 23 операторские работы и 2 режиссерские.  эра фото

В этом фильме Эра Михайловна не только оператор, но режиссер и сценарист. Поговаривали, что у нее был трудный характер. Наверное, так оно и было.

«Трудный характер» — черта художника, преданного делу, находящегося в поиске пути к совершенству.  Это нелегкий путь к нему надо пройти, он обязателен для творца своего замысла…»эра березанцева

Фильм снят по пьесе Алексея Арбузова. Особенностью картины является то, что сюжет построен вокруг лишь двух главных героев, немолодых мужчины и женщины, на их диалогах строится вся линия кино, что придает кинофильму некоторую театральность.

Они случайно встретились на Рижском взморье. Два немолодых человека. Она – на первый взгляд, взбалмошная сумасбродка, неугомонная, жизнерадостная оптимистка. Бывшая цирковая и театральная артистка. Он – серьезный, ответственный, солидный и правильный. Главный врач санатория.

Она – из отдыхающих, кому правила и санитарный режим не писаны. Он вызывает ее для разъяснительной беседы, так завязывается их знакомство. Очень скоро он увидит под маской легкости и своенравности тонкую, ранимую натуру, остроумную собеседницу. Что же свело вместе таких разных, на первый взгляд личностей.

У каждого их них своя боль и свое одиночество. Останутся ли они вместе, ведь срок пребывания в санатории скоро подойдет к концу… Лидия прячется под маской веселой беззаботности, Родион Николаевич сконцентрировался на работе, помимо работы он еще практикующий хирург, единственная отрада –редкие приезды дочери. Настолько редкие, что все чаще ее комната в доме пустует.

Посмотрите фильм «Старомодная комедия». Всего несколько дней из судьбы немолодых людей, сумевших сохранить интерес к жизни, непосредственность чувств. История светлая и чистая, лирическая и чуть сентиментальная...

В 1978 году режиссёры - Эра Савельева и Татьяна Березанцева сняли изумительный этот фильм. Татьяна увлеклась работой в кино еще до войны. Потом стала режиссером. За плечами были годы войны. Имеет награды. Фильм «Старомодная комедия» был 9-м в ее фильмографии. Вместе с Савельевой они продумывали отношения героев до мелочей. А главное, безошибочно угадали, кто сможет на экране воплотить отношения главного врача и отдыхающей.эра старкомедия

"Вообще-то совсем счастливых людей не существует, или они на глаза попадаются мало... Хотя однажды я наблюдала одну очень счастливую парочку. Я встретила их поздно вечером на Арбате. Они шли довольно медленно – старенькие были очень.  Но такие аккуратненькие, аккуратно одетые, приветливые... Более счастливых людей я не встречала. Они шли, поддерживая друг друга, и такие весёлые… " – из кинофильма «Старомодная комедия».

Это и было главной задачей, посылом для Эры Савельевой. Фильм трогательный еще и потому, что это съемки шла за два года до развода актеров.

Актриса однажды сказала журналистам, вспоминая о съемках: «Это было волшебное время, которое можно считать самой главной радостью и счастьем в моей жизни и творческой, и человеческой…».

Савельева Эра Михайловна — имя в советском и российском кино, несомненно, легендарное по итогам пройденного пути, по участию в фильмах, давно ставших классикой, по достижениям в собственном творчестве.

О.К.

Источник

https://www.starhit.ru/story/lyubimyie-mujchinyi-alisyi-freyndlih-194321/

https://irecommend.ru/ https://www.culture.ru/movies/1624/papina-zhena