Первой картиной Карелова, о которой заговорили, была кинолента “Нахаленок”. Главного героя в ней, пацана Мишку, играл шестилетний мальчишка Вовка Семенов.
В конце фильма, прощаясь с отцом, он должен, по замыслу режиссера, плакать. - Скольких же мне стоило трудов, - вспоминал Евгений Ефимович, - добиться от юного актера вхождения в роль. Он не мог прочувствовать горе, постигшее Мишу. Слушал меня внимательно, а когда включали мотор, не хотел плакать. Наконец, заявляет мне: “А вы, дядя Женя, заплачьте сами. Я посмотрю, как у вас получится”.
Пришлось режиссеру перевоплощаться в шестилетнего героя. Входил в роль не раз, пока Вова не заплакал по-настоящему. “Нахаленка” повезли на суд Шолохову. Когда в клубе станицы Вешенской кончился просмотр и все вышли в фойе, Михаил Александрович закурил и сказал: “Хорошая картина – смеешься, и слеза прошибает”.
Вслед за писателем картину смотрели дети, а вечером собрались станичники. “После просмотра, - рассказывал Карелов, - один из выступающих заявил: “Жаль, конечно, что фильм не снимался на наших хуторах, но “Нахаленок” всем понравился, и мы передаем группе донской поклон”.
В мир кино Евгений влюбился, будучи ребенком. Именно тогда он оказался в кинотеатре, уговорив родителей взять его с собой. Он воспринимал создание фильмов как некое таинство. Желание стать режиссером не исчезло и к моменту окончания школы.
Семья, в которой родился Евгений Карелов, была простой. Мать мальчика работала учительницей, преподавая детям литературу, отец трудился в этой же школе истопником. Едва ли они могли предположить, что сыну суждено стать звездой советского кинематографа.
Получив аттестат, Евгений отправился покорять вуз своей мечты – знаменитый ВГИК. Одаренный юноша сумел произвести впечатление на приемную комиссию, его взяли. Уже будучи студентом, он создал свою картину «Дым в лесу». Короткометражка, посвященная событиям Второй мировой, стала его дипломным проектом.
«Яша Топорков» - второй его фильм. Картина о жизни парня Яши увидела свет в 1960 году, однако не принесла ему популярности. Такая же судьба постигла короткометражку «Пусть светит».
Фильмы, благодаря которым его имя навсегда останется в истории кино: «Третий тайм», «Служили два товарища», «Семь стариков и одна девушка». Сюжет драмы «Третий тайм» позаимствован мэтром из реальной жизни. Главные герои фильма – талантливые футболисты, оказавшиеся в числе заключенных нацистского концлагеря. Играя с немецкими солдатами, они победили, не побоявшись казни.
“Третий тайм”, “Служили два товарища” зритель так же принял как свои, народные фильмы. “Служили два товарища” - это героическая баллада о тех, кто погиб в последний день гражданской войны, быть может, от последней пули...»
Шестьдесят восьмой год... Олег Янковский - молодой актер Саратовского театра - в одной из главных ролей. Такой же молодой Ролан Быков. Какая удача, что именно этих двоих выбрал режиссер.
Разное совершенно прочтение роли в “Детях Дон-Кихота” Анатолием Папановым и Евгением Кареловым тоже не помешало им снять прекрасный фильм. А ведь споры между ними были горячие. Папанов уходил, и на роль врача - Дон - Кихота пробовали других актеров. Но мудрый Евгений Ефимович понимал: лучше Папанова роль эту никто не сыграет.
Последний фильм, который смог создать Карелов, считается одним из выдающихся его творений. Речь идет о ленте «Два капитана», состоящей из шести серий. Сюжет картины позаимствован из романа В. Каверина. Мини-сериал был представлен на суд зрителей в 1976 году, произошло это незадолго до его смерти.
Однажды Бориса Токарева, сыгравшего Саню Григорьева, спросили, почему «Два капитана» так популярны? Он ответил: «В фильме есть мечта. Мечта, которую Санька Григорьев реализовал. Всю жизнь посвятил поискам пропавшей в Арктике экспедиции капитана Татаринова, и нашел ее. Реализация мечты – потрясающая вещь».
Никто и никогда не обижался на режиссера. Он любил людей, был терпелив и спокоен. Мудрость эта и терпение достались Карелову от матери, Марии Андреевны, прожившей прекрасную и трагическую жизнь.
7 января 1984 года ей исполнилось восемьдесят лет. В районной газете “Подольский рабочий” была напечатана накануне ее восьмидесятилетия заметка под названием “Научила нас и воспитала”. Седая женщина смотрела с помещенной под заметкой фотографии грустными глазами. Как много ей сказали в тот день хороших, добрых слов.
Да и что, кроме искренней благодарности, могла заслужить Мария Андреевна, проработавшая столько лет учительницей русского языка и литературы, а потом, с 1951 года и до самого ухода на пенсию, директором четырнадцатой школы.
Ей написали письма ее бывшие ученики. Те, кто был поближе, в родном городе, принесли цветы, звонили по телефону. Поздравили мать и две ее дочери, тоже ставшие учительницами.
Но не было больше самого главного. Не было рядом двух сыновей - Бориса и Жени, так рано оставивших ее в этой жизни.
В июле 1977 года одаренный режиссер ушел из жизни, так и не успев реализовать многие свои задумки. Виной ранней смерти гения стала трагическая случайность. Проводя отпуск на Черном море, Евгений Ефимович, недавно отпраздновавший 45-летие, отправился купаться и утонул. Из воды его вытащили слишком поздно.
Но остались замечательные фильма режиссера Карелова, которые мы всегда будем смотреть и любить…
Автор Юрий Козловский
https://podolsk-news.ru/kult4.html
https://express-novosti.ru/interesting/2147497004-rezhisser-evgenij-karelov-zhenitba-na-chernoj-vdove-i-skoraya-smert.html
https://yandex.ru/turbo/fb.ru/s/article/252034/rejisser-evgeniy-karelov-biografiya-filmografiya