мельникова главСниматься Евгения Константиновна начала еще в немом кино и покоряла зрителей своей мимикой, пластикой.

Евгения Мельникова родилась в 1909 году. Она – москвичка. Детство ее прошло на 1-й Тверской – Ямской, где была церковь Василия Кесарийского. В семье было четыре девочки. Отец работал слесарем-механиком, мама была домохозяйкой.

Детство Евгении запомнилось встречей с царем. Ну кто такой для девочки в1914 году был царь? «Мы выписывали журнал «Нива», и там я видела Большой портрет Николая II, красивого, в регалиях. А тут царь должен был ехать с Ходынки. Народу на улице было не так уж и много. И вот едет машина военная. И там сидят двое. Один из них и был Николай II» - вспоминает Мельникова. Актерские наклонности у девочки проявились довольно таки рано.

В пять лет, она прочла книгу "Жил да был Крокодил..." Корнея Чуковского. Эти стихи и стали ее первым репертуаром. Она непременно должна была всем их рассказать. Очевидно, что-то актерское было заложено в ней самой природой. Однажды, посмотрев любительский спектакль "Золушка", поняла, что сама не хотела бы сыграть Золушку. А вот злую сестру Берту – вполне. Так вот и проснулись задатки характерной актрисы.

Девушка поступила в группу художественного руководителя Федора Никитина. Впоследствии он стал народным артистом, снимался в кино. А тогда возился с малышней. Студия называлась "Потешное кольцо" и даже имела свое собственное знамя – фиолетовое с зеленым кольцом.

А однажды начинающие актеры показали пьесу "Новая шапочка Андерса" в театре "Летучая мышь", где играл Никитин. В ложе тогда сидел сам Константин Станиславский! Ему понравился спектакль, и он предложил ребятам показать свой репертуар во МХАТе. И вот в старом МХАТе студийцы играли сцену из "Синей птицы" – "царства будущего".

После просмотра Станиславский маленькую актрису, сыгравшую Тильтиля, погладил по головке… Правда, тогда Евгения Мельникова, тогда даже не обратила на это внимание. И только став актрисой и прочтя книгу Станиславского "Моя жизнь в искусстве", пересмотрев все спектакли старого МХАТа, она поняла, что ее в то время коснулся художественный гений.мельникова разные роли 500 400

Потом была учеба в Государственном техникуме кинематографии. А по его окончанию в 1930 году Евгения попала в штат "Мосфильма".

Мельникова хотела сниматься. Тем более, что она уже успела поработать в немом кино, в эпизодах. Была такая картина "Изящная жизнь". Главную роль советской милиционерши играла Жизнева, моряка – Тенин, а Мельникова играла буфетчицу Лизу. Этот моряк - Тенин хотел ее поцеловать, а она ударила его по лицу. Это была первая роль Мельниковой и в немом кино, и на экране вообще.

Режиссер Райзман снимал фильм «Летчики», и никак не мог подыскать актрису на главную роль. Неизвестно, как-то так случилось, что он обратил внимание на Евгению, хотя по сценарию требовалась высокая стройная девушка. Мельникова не обладала такими данными. Но решили попробовать: актрису покрасили, постригли, сшили летный костюм, и… утвердили. Евгения даже почувствовала себя летчицей, вошла в образ. А тут еще вдруг сказали, что нужно дать возможность взлететь...мельникова цирк 900 700

Ну что? Кроме как на велосипеде актриса, ни на чем не ездила! А тут – взлететь! Приехали на Ходынку, увидели знаменитый "У-2". После слов: "А теперь давайте прокатим Женю!", у Мельниковой в мыслях пронеслось: или роль, или смерть. Когда налетались, сели, вся съемочная группа: "Ну, как? Что там?" Оказывается, летчик делал в воздухе мертвые петли!

После фильма "Летчики" актриса стала знаменитой и сразу же попала в поле зрения Александрова и Любови Орловой. Они готовились к съемкам киноленты "Цирк". В общем, актрису сняли для пробы, и этот кадр, где эксцентричная Раечка приходит к Марион Диксон и говорит: "Товарищ Диксон, кому вы писали это письмо? Не Скамейкину?" – как записали, так эта сцена и вошла в фильм.

"Цирк" имел огромный успех. К сожалению, Мельникову как летчицу признали, а как актрису цирка… увы! Несмотря на то, что она и на лошади скакала, и в пушку залезала. Любовь Орлова, с которой актриса подружилась во время съемок, как-то сказала: "Женечка, дорогая, я сыграла не свою роль". И что бы это значило? "Марион Диксон – не моя роль, – повторила Орлова. – Я собираюсь играть советских женщин, героинь". Тогда стало все понятно, что рядом с ней никому делать нечего. И, несмотря на добрые отношения, Мельникова не стала работать: Александров творил только для Орловой.

Она получила приглашение от режиссера Юдина сняться в комедии "Девушка с характером". Она собиралась родить ребенка, и отказалась, сказав тогда: "Нет-нет. Что-нибудь одно: или кино, или ребенок". Актриса решила стать матерью. В тот период у нее было много предложений. Роу предлагал сыграть царевну Несмеяну, но она всем говорила: "Нет, нет и нет".

После войны Мельникова вернулась на экран уже в возрастных ролях. Ее героини ушли в историю. Евгения Константиновна обрекла себя на неузнаваемость, очень рано перейдя на эпизодические роли. Сделала она это ради семьи, ради дочери.

Актриса хорошо выглядела, моложе своих лет, но все же стала играть мам, теть, и даже бабушек! Один за другим вышли фильмы "Школа мужества", "Аттестат зрелости", "Первые радости", "Дело было в Пенькове", "Коллеги".мельникова молодая и нет хор

Все роли были положительными. Она мечтала сыграть отрицательную героиню. В Театре киноактера был спектакль «Несущий в себе». И там был персонаж – некто Бодрухин, декан факультета. Актриса видела таких людей, чувствовала, как надо сыграть. После проб Мельникова была утверждена на эту роль в спектакле и в фильме «Жизнь сначала». Актриса была очень довольна, что сыграла такую роль.

Мельникову не узнали и в "Снежной королеве". Когда режиссер Казанский предложил ей роль Бабушки, она даже удивилась – все-таки еще не старая была. Ее всю обложили ватой, надели парик, очки. И пошли, поехали бабушки – старушки! Великолепная картина "Не хочу быть взрослой". И последняя интересная роль – Евгения Мельникова и мама для героини Натальи Варлей, и бабушка. Но там, конечно, главный человек – мальчик Кирилл Головко. Это было такое очарование.

Евгения Мельникова оставила профессию в начале восьмидесятых годов. Но работа всегда оставалась при ней. Она играла в Театре-студии киноактера, вела шефскую работу. А в последние годы актриса снималась для телепередачи «Чтобы помнили», рассказала о многих советских актерах. Она много отдала кино и сцене, ничего не требуя взамен. Фильмы и спектакли прошлых лет, в которых вместе с Евгенией Мельниковой блистали великие артисты.мельникова снеженая королева хор

Личная жизнь

Муж Евгении Мельниковой, Анатолий Павлович, работал на "Мосфильме" вторым режиссером. Он поставил пять картин с Владимиром Басовым, затем помогал Сергею Бондарчуку ставить батальные сцены в фильме "Судьба человека".

Надо заметить, что Евгении Мельниковой везло на встречи заметных фигур: царь Николай II, Станиславский, Шолохов... Картину "Судьба человека" сняли за год. Получили массу премий и призов. Но главное – удивили весь "Мосфильм". После этого фильма к Бондарчуку стали относиться совсем иначе. Большую роль в этом сыграл Шолохов, ему очень понравился материал.

Решено было такое событие отметить. И двадцать четыре человека во главе с Бондарчуком и Шолоховым пришли в гости к Евгении Мельниковой. Евгения Константиновна принимает гостей. Раздвинули стол – бутылки, закуска, а она сидит, любуется Шолоховым - высокий лоб, короткие светлые волосы, хотя сам он был довольно маленького роста, но красивая голова!

У Евгении Мельниковой выросла прекрасная дочь. Она кандидат филологических наук, преподает в МГУ на факультете журналистики. Она старший научный сотрудник кафедры зарубежной печати и литературы. Внук актрисы – Андрей Голованов – спортивный комментатор на ОРТ.

Ушла из жизни великая актриса 10 сентября 2001 года, оставив неизгладимый след в искусстве.

Автор - Алексей Генералов

Использованные материалы:
"Краткая биография Евгении Мельниковой", Сергей Капков, "Характерные актеры российского кино" www.actors.km.ru
"Евгения Мельникова. Та самая "рашен Райка", Сергей Капков "Эти разные, разные лица", 30 историй жизни известных и неизвестных актеров.

http://www.love.rusactors.ru/m/melnikova_e/