фанни главНескладная Фанни Брайс была звездой комедии начала XX века – двигалась, как на шарнирах, юмор выдавала «этнический», играя на своем еврейском акценте.

Но над ней не только смеялись – ее личная жизнь была настолько провальна, что становилась сюжетом американских мелодрам. Шоу с холеными красотками развлекали любителей ночной жизни в начале прошлого века. Был декадентский музыкальный театр Фоли-Бержер в Париже, весёлые Girls of London, американскую планку в кордебалете держали The Florodora Girls. В 1907 году у них появился конкурент в Нью-Йорке – шоу «Безумства Зигфелда». Импресарио Флоренцо Зигфелд обогатил ночную культурную жизнь: в блеск гламура и роскоши он добавил комедию.

Вроде бы всё было, как у всех. Минимально одетые и возмутительно прекрасные девушки под горячую музыку и ненавязчивое сопровождение конферансье чеканными ножками дефилировали по сцене, красиво округляя бока в самых пейзажных её точках. Над сценой кружились мантильи, точёные профили летели, оставляя в памяти зрителя приятные фантазии.

В общем, бурлеск, огонь и веселье! Его девочки если и были одеты, то в лучшие шелка и кожи, выплывали на сцену и текли по ней рисунком, выстроенным одним из ведущих хореографов. Шоу было обречено на успех.

С 1907 по 1931 годы он давал на Бродвее эстрадные ревю «Зигфелд Фоллийз», авторитетность которых до сих пор является существенной величиной в американском шоу-бизнесе. Одним из ярких элементов его шоу скоро стал балет, импресарио удалось привлечь Михаила Фокина. Для музыкальных ревю того времени русская балетная звезда была престижным украшением. Фокин поставил две сцены – «Фэрлэнйэндио» и «Веселящиеся боги» – в сезон «Фоллийз 1922».

Каждый сезон Зигфелд предлагал публике новые имена – в 1910 году тут появилась Фанни Брайс, и выступала она с афроамериканским солистом, комиком Бертом Уильямсом. В пародийных шоу к тому времени она была уже постоянной звездой. Зигфелд любил актуальные образы, так и юмор он предпочитал свежий. А ему было где цвести в те годы: хорошо шли шутки на темы бытового шовинизма – еврейке и негру они удавались особенно.фанни мюзикл

Вероятнее всего, это в описаниях историков американского водевиля именуется «этническая миниатюра». В своё первое выступление «Фоллийз 1910» Брайс, с еврейским акцентом, исполнила песню «Прощай, Бекки Кохен», потом несколько лирических мотивчиков. После выступления её вызывали на бис 12 раз, шоу пришлось приостановить, пока не угомонятся овации. На Брайс Зигфелд и обратил внимание.

Она родилась в Нью-Йорке 29 октября 1891 года у Чарльза и Розы Борах, еврейских эмигрантов из Венгрии, которые владели салуном. Собственно, там и случились её первые выступления. Уже в 13 лет она победила в конкурсе театра Киней в Бруклине, готовилась поступить хористкой в шоу Джорджа М. Кохана. Поступила, но была уволена незадолго до премьеры – то ли танец не давался Фанни, то ли комичная внешность подводила. Вероятней, и то и другое.фанни рисунок

В одном из бурлесков, где Брайс была задействована в то время, она пела, усиливая еврейский акцент, песню Ирвинга Берлина «Сэди Сэлом». Где-то в зрительном зале сидел Зигфрелд, и ему очень понравилось исполнение. Худая, с мальчишеской фигурой, она не была красивой и двигалась, словно на шарнирах. Её лицо обладало мультипликационной пластикой, и благодаря скорости реакции реплики иногда сопровождались гримасами.

Она умела делать историю своих героинь объёмной и выпуклой. В общем, в кругу грациозных див американского ревю 1910-х годов она была как инъекция адреналина. Самый американский из комедийных жанров – стендап, Фанни Брайс стояла у его истоков.

К началу 20-х годов карьера Брайс в варьете закончилась, и она искала себя в кино и на театральных подмостках. В 1928 году стала звездой фильма «Мой мужчина» – сюжет крутился вокруг биографии Фанни Брайс. Лента была снята на следующий год после запуска первой звуковой картины «Джазовый певец» – Фанни Брайс приветствовала рассвет звукового кино. Было ещё несколько лент, но киноэкран артистку тоже не выдержал. С резкой внешностью девчонки из соседнего квартала она оказалась чересчур парадоксальной для кино.фанни роль

Родись лет на тридцать позже, в расцвет американской кинокомедии она вошла бы естественно и убедительно. В 1934 году Брайс приглашают на радио в передачу «Театр косметической коробки Палмолив» – Фанни удалось создать яркий образ без излишнего щебета и сюсюканья. А в 1937-м у неё появилось собственное «Шоу малышки Снукс», ставшее любимым у слушателей. Она, взрослая, играла ребёнка, отказавшегося взрослеть. И этот персонаж нащупал сердце аудитории.

В личной жизни Фанни Брайс знала куда меньше успеха, чем в творческой. Первый брак был заключён в 1901 году и продержался несколько дней. Во второй раз она вышла замуж за профессионального игрока Никки Арнстина. Сначала они встречались, потом он отсидел в тюрьме, и Фанни его поддерживала. В 1919 году они поженились, а ещё через пять лет он был обвинён в махинациях с ценными бумагами на Уолл-стрит. Фанни тратила деньги на адвокатов, добывала положительные характеристики Никки, посещала заседания суда, но свои три года он получил.

А после освобождения в 1927 году Никки исчез из жизни Фанни и их двоих дочерей. В начале 30-х у неё завязался роман с театральным продюсером Билли Роузом, но к их концу и он распался.фанни барбра

Образ Фанни Брайс не давал покоя кинематографистам. В 1939-м вышла картина «Роза с Вашингтон-сквер» режиссёра Григория Ратова. Биография Брайс, особенно в разрезе её отношений с Никки Арнстином, местами была передана настолько точно, что Фанни подала в суд на кинокомпанию за вмешательство в личную жизнь.

Она умерла в 1951 году, а в 1964-м на экраны вышла «Смешная девчонка» – музыкальная мелодрама, прославившая Барбру Стрейзанд и напомнившая зрителю о милой и несуразной Фанни. Они равны талантом, обаянием и харизмой – Фанни и Барбра. Разница лишь в том, что комедия вообще и клоунада в частности были для Фанни естественными инструментами общения со зрителем, её способом смотреть на мир и препарировать его.

Стрейзанд же привыкла покорять окружающих своей непревзойдённой женственностью и безграничным обаянием, чего Фанни позволить себе, увы, не могла.

http://www.runyweb.com/articles/people/star-life/fanny-brice.html