Талант Моники Витти (Мария Луиза Чечарелли) открыл режиссер Микеланджело Антониони, для которого артистка стала не только музой, но и подругой на долгие годы.
Стать легендой итальянского кино, когда на экранах блистали Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Анна Маньяни, Кладио Кардинале, было непросто, но Витти сумела занять свое место в этой плеяде актеров.
Моника стала 5-кратным лауреатом премии «Давид ди Донателло» (премия итальянской Академией кинематографии с 1956 года) за лучшую женскую роль (больше за всю историю только у Софи Лорен). Кстати, первую премию получила Джина Лоллобриджида за роль в фильме «Самая красивая женщина в мире» (1956 год).
Моника, девочка из Рима жила в небогатой семье, донашивала вещи за старшими братьями. А еще была нескладна и угловата, считала себя некрасивой и слишком худой. Она мечтала надеть красивое платье и купить туфли на каблуках.
Театр всегда манил Монику. В своем первом дебютном спектакле 14-летняя Моника сыграла роль 40-летней женщины. Когда позади была учеба в академии драматического искусства, работа в театре перестала Монику устраивать. Все подруги вокруг крутили романы с парнями, а она разучивала роли. Высокая, и худая блондинка – тогда такие девушки не пользовались успехом.
Она ходила на кастинги, желая получить роль в кино и услышать слова: «… вы как раз нам и нужны…» В кино актрису пригласили в 1954 году, где она появилась в комедии "Смейся! Смейся! Смейся!" режиссера Эдоардо Антона с Тино Скотти, Уго Тогнацци и Карло Даппорто в главных ролях. Эдоардо Антон был прекрасным сценаристом, и его комедии пользовались успехом.
После крохотной роли у Эдоардо, у нее еще было ряд эпизодов в кино, успела Моника поработать и на дубляже… На киностудии, глядя в ее печальные глаза, кто-то даже предложил ей сделать пластическую операцию, чтобы подогнать внешность под привычные стандарты красоты. Она отказалась.
Известность актрисе принесло сотрудничество с режиссером Микеланджело Антониони. Они познакомились, когда она озвучивала английскую актрису Дориан Грей в его фильме «Крик». О нем говорили, что он упрям и высокомерен, но Микеле, как его звали близкие, был привлекателен и талантлив.
Спустя годы мир кино узнает, что Антониони стал вторым режиссёром после Анри-Жоржа Клузо, собравшим высшие награды трёх известных кинофестивалей мира — Каннского, Венецианского и Берлинского. Третьим и последним режиссёром, повторившим это достижение, стал американец Роберт Олтмен.
А в памятном для Моники 60-м году режиссер пригласил ее в первую свою часть «трилогии отчуждения» (сходные по тематике фильмы) - «Приключение», затем были «Ночь», «Затмение».
Все фильмы - чёрно-белые и в них играла уже тогда гражданская жена режиссёра Моника. В картинах также снимались - Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Леа Массари, Жанна Моро.
Чуть позже была работа в картине Микеле «Красная пустыня».
В эти же годы Витти была награждена призом за лучшую женскую роль в комедии Марио Моничелли «Не промахнись, Ассунта!» на кинофестивале в Сан-Себастьяне (1968 год).
На счету актрисы более 30 ролей в кино, свыше 40 телевизионных проектов. Одиннадцать лет длилось сотрудничество актрисы и режиссера Антониони. Его прославляли, ставили в ряд с гениями, хвалили и Витти, которая все эти годы хранила верность одному мужчине – Микеланджело.
Антониони был человеком увлекающимся, и он охладел к своей музе. В новой картине «Фотоувеличение» он снял английскую актрису Ванессу Редгрейв. Когда Антониони вернулся из Лондона и сделал Монике предложение, она ответила: «Может быть, через год...». Через несколько месяцев они расстались без ссор и скандалов.
В последующие годы актриса играла комедийные и драматические роли. Это были картины - "Пары", "Суперсвидетель", "Тоска", "Тереза-воровка", "Звездная пыль, "Блондинка в черной коже", "Мои любимые мужчины" и др. Моника дважды снялась в англоязычных картинах: "Модести Блэйз" (1966) и "Почти идеальный роман" (1979).
Фильм «Флирт» (1984 год), где она была и актрисой, и сценаристом, принес ей «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.
Этот фильм стал режиссёрским дебютом её спутника жизни Роберто Руссо, за которого она вышла замуж в 1995 году. Детей у актрисы не было.
С Микелем отношения Моника сохранила, ведь он был для нее всем: другом, мужем, любовником, отцом и... режиссером. В 1981 году вышел их совместный проект — фильм «Тайна Обервальда». Даже спустя годы после их расставания актриса всегда знала, чем занят ее Микеле.
Он, как и прежде, много работал, женился на очень молодой женщине, и она боготворила его, как когда-то она… Несмотря на годы, Моника так и не смогла полностью от освободиться от этой страсти... Актриса пережила своего кумира на 15 лет. Ее не стало в 2022 году (90 лет).
Как в жизни смешное чередуется с трагедией, так и в комедии по-итальянски есть грустное и не очень, много печали и драматизма…
Так ли смешна картина "Брак по-итальянски" (1966) Витторио Де Сика, где играют Софи Лорен и Марчелло Мастрояни…
Фильм не только о любви, он о силе женщины, которая умеет прощать…
Во многом успех комедий по-итальянски был обусловлен участием в ней выдающихся актёров — Тото, Альберто Сорди, Нино Манфреди, Уго Тоньяцци, Витторио Гассмана, Марчелло Мастроянни.
Так, проживший 82 года, Альберто Сорди, Кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1994), до сих пор считается знаменитейшим из комиков итальянского кино.
Сорди ставили в один ряд с Тото (Антонио Винченцо Стефано Клементе), который снялся более, чем в ста фильмах. Тото называли итальянским Чаплиным.
Актера давно нет, но в его родном Неаполе Тото боготворят, знают рестораны, которые он посещал, говорят о фильмах, в которых он играл… как он был щедр. В Неаполе вам расскажут, как будучи уже знаменитым актером, он, выросший в нищете, тайком подкладывал беднякам деньги под порог дома.
Актер никогда не был женат, хотя романов у него было немало. Кстати, Тото был не только великим актером, но и сценаристом, режиссером, певцом, писателем и композитором…
«Король смеха» Тото переигравший множество ролей, был уже известен в 30-е годы, когда выступал в кинотеатрах перед публикой. Его «киношные» воры, мошенники, контрабандисты, полицейские, - все это его герои. В конце 50-х годов для Тото станут писать сценарии. Но жизнь бывает так несправедлива. В 1957 году Тото начал слепнуть, и последние десять лет жизни он прожил в темноте. Но продолжал сниматься.
Режиссер и комедиограф Марио Моничелли считается отцом целого жанра - комедии по-итальянски. Его первый, тогда еще немой, фильм "Мальчишки с улицы Паал" (1934 год) был награжден на втором Венецианском фестивале.
Комедиограф снимал в кино и работал с Софи Лорен и Моникой Витти, Анной Маньяни и Орнеллой Мути, Витторио Гассманом и Витторио Де Сикой, Альберто Сорди и Уго Тоньяцци и др.
Моничелли был обладателем практически всех европейских кинопремий, несколько раз номинировался на "Оскар" и был удостоен высших наград Италии.
За свою жизнь он снял 66 фильмов и написал 80 с лишним сценариев.
Среди его фильмов - "Полицейские и воры" (Guardie e ladri, 1951) c Тото и "Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны" (I soliti ignoti, 1958) c Клаудией Кардинале и молодым Марчелло Мастроянни.
Его комическая и драматическая лента «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» об автомобильном воре Козимо, которого ловят на месте преступления. Он попадает в тюрьму, но у него есть наводка на крупную кражу, и Козимо просит найти человека, который бы за него отсидел. Картина принесла не только режиссеру огромный успех, но и актерам.
Кардинале, затмив многих красавиц и покорив Европу, США и закрытый СССР, нравилась своим партнерам в кино - Марчелло Мастроянни, Жану-Поль Бельмондо и Алену Делону. Всего на счету актрисы около сотни киноработ, получила десятки наград и почетных званий, в том числе «Золотой Лев», «Золотой Медведь», «Золотой Глобус» и др.
Говорили, что «растопить» сердце красотки мог не каждый мужчина. В юности ее обманул один красавчик и бросил с ребенком. Актриса была счастлива с режиссером Паскуале Скуитьери, за которого она вышла замуж в 1975 году, его не стало 6 лет назад. С актерами у нее, как говорила 85-летняя актриса, были только, по ее словам, дружеские отношения.
Что же касается Моничелли, с которым часто снималась Кардинале, то успех имела его картина «Большая война» (1959 год). Картина выиграла награду в Венеции - «Золотого льва». Фильм получил две премии «Давид ди Донателло», лучшему актёру (Гассман и Сорди совместно) и лучшему продюсеру. Говорят, что жизнь Моничелли была наполнена смехом и любовью.
Но уход его был трагичен… Узнав о своем тяжелом заболевании, известный режиссер и комедиограф Марио Моничелли, выбросился из окна больницы. Ему было 95 лет (2010 год)
В «Большой войне» снялась красавица- актриса Сильвано Мангано. Выросшая в бедности, она во время Второй Мировой войны работала моделью, танцевала в барах, прежде, чем попала на конкурс «Мисс Рим» (1946 год). Это и привело девушку в кино, работала с режиссерами - Пьер Паоло Пазолини, Лукино Висконти, Альберто Латтуада и Витторио Де Сика.
Сильвана – воплощение европейского аристократизма, одна из любимых актрис Лукино Висконти, сыгравшая в четырех его фильмах. Мангано была женой международного кинопродюсера Дино Де Лаурентиса и родила от него четверых детей. Актрисы не стало в 59 лет (1989 год) от рака легких. За два года до смерти она ушла из кино. Супруг пережил ее на 20 лет.
Итальянские актрисы не только красивы, но и талантливы. Вирна Лизи запомнилась в "Королеве Марго", снималась в комедиях "Как убить свою жену" и "С моей женой ты этого не сделаешь!"
Сестра-близнец актрисы Маризы Паван – Пьер Анджели (Анна Мария Пьеранджели), которую сравнивали с Гретой Гарбо, сыграла в фильмах – «Три истории любви» (1953), «Сомбреро» (1953), «Мадемуазель Нитуш» (1954), «Серебряная чаша» (1954) и «Порт Африка» (1956).
Анджели ушла из жизни в 39 лет, приняв большую дозу снотворного. Ходили слухи, что актриса боялась возрастных ролей.
Но, вернее всего, что ее подкосил скандал с бывшим мужем и певцом Виком Дамоном, с которым она делила опеку над сыном. В 60-е годы она недолго была счастлива с композитором Армандо Тровайоли.
Дочь композитора и дирижера, актриса Иса Барзицца снялась в 60 фильмах, предпочитая играть в ревю, где ее партнерами были Тото и искрометная субретка Ванда Осирис. Как актриса мюзиклов прославилась Адриана Бенетти, ее называли «маленькой невестой Италии» за роли - инженю. Ассия Норис (Анастасия Норис фон Герцфельд) играла в картинах кинорежиссеров Роберто Росселлини и Марио Камерини, которые были ее мужьями.
Роберто Росселлини был одним из режиссеров итальянского неореалистического кино, известный трилогией - из фильмов «Рим — открытый город» (1945), «Пайза» (1946) и «Германия, год нулевой» (1948).
Режиссер много работал с Анной Маньяни, первой итальянской актрисой, удостоенной «Оскара» за лучшую женскую роль. После разрыва отношений с Росселлини (который увлёкся шведской актрисой Ингрид Бергман) актриса с успехом снималась у Лукино Висконти и Жана Ренуара. Трагикомическая актриса создала в картине Ренуара «Золотая карета» (1952 год) образ женщины, которая не знает кого выбрать из трех мужчин – солдата, тореадора или вице-короля.
Ренуар назвал ее "величайшей актрисой, с которой я когда-либо работал». Маньяни называли нетипичной актрисой, отказавшейся от гламура. 15-летний брак с режиссером Гоффредо Алессандрини был единственным официальным для нее. Анна имела романы и короткие отношения. А от недолгой связи с актером Массимо Серато Маньяни родила сына Луку, которому дала свою фамилию.
У актрисы 43 работы в кино и 40 проектов в театре и на телевидении. Главная работа актрисы в 1960-е годы — роль проститутки в фильме "Мама Рома" (1962, режиссёр Паоло Пазолини), пытающейся ради любви к сыну стать на честный путь. Это была не просто ещё одна роль в кино Маньяни — это вершина творчества актрисы, и её последняя работа.
За свою недолгую жизнь режиссер и поэт Пьер Паоло Пазолини (53 года) снял всего 12 картин. Пьера называли скандальным из-за антибуржуазных взглядов. Он создал сценарии для фильмов «Женщина реки» с Софи Лорен, «Бурная ночь» и «Девушка на витрине». После знакомства с Федерико Феллини Пазолини участвовал в создании сцен для картин «Сладкая жизнь» и «Ночь Кабирии».
Неореалистов 1940–1950-х сменили деятели интеллектуально-философского кинематографа (Висконти, Феллини, Антониони). Всего у Федерико Феллини пять «Оскаров» и «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля. Юный Федерико работал карикатуристом, оформителем витрин, репортером, страховым агентом… И его всегда увлекал цирк. А еще он писал комедийные монологи для актера варьете Альдо Фабрици. В 1943 г. создал для римского радио серию передач Terziglio о жизни влюбленных - Чико и Полины.
Эта работа стала для него судьбоносной, ведь он на радио познакомился с будущей женой, музой и подругой всей своей жизни Джульеттой Мазиной. Мировую известность режиссеру принесли фильмы "Дорога" (1954) и "Ночи Кабирии" (1957).
В 1992 г. по версии Британского института кинематографии он стал режиссером номер один ХХ столетия. Практически во всех фильмах Феллини можно видеть Джульетту Мазину — актрису и супругу режиссера, с которой они были вместе 50 лет. Актриса прощала супругу все его увлечения, считая это нормальным явлением…
У режиссера много наград, наверное, больше, чем у других его коллег. В 70-е годы рождаются фильмы на детективные темы. Самые известные из них - киноработы Франческо Рози — социальные притчи «Сиятельные трупы» (1976), «Христос остановился в Эболи» (1979) и «Три брата» (1981).
В 80-е годы телевидение начинает вытеснять кино. Но фильмов выпускается все еще много, и они отличные. Судите сами - «Последнее танго в Париже» и «XX век» Бертолуччи, «Рабочий класс идёт в рай» Элио Петри, взявший Золотую пальмовую ветвь, работы Пьера Паоло Пазолини — «Декамерон» и скандально известный «Сало, или 120 дней Содома», снятый в 1975 году.
«Семь красоток» — один из лучших фильмов- комедий женщины- режиссера, драматурга Лины Вертмюллер, которая была помощником режиссера Федерико Феллини. Она создала около 50 картин. Гротескная комедия – ее любимый жанр, а любимый персонаж – маленький человек.
Лучшие картины нового времени - «Жизнь прекрасна» (1997 г.) Роберто Бениньи, «Каприччио» (1987 г.), «Паприка» (1990 г.) Джованни Брасса, ироничны фильмы Паоло Соррентино - «Изумительный» (2009 г.), «Где бы ты ни был» (2012 г.), «Молодость» (2015 г.)
Интересно завил о себе итальянский кинорежиссер, документалист, сценарист и продюсер Дуччио Кьярини. Любопытство вызвала его картина «Отправляйся в путь, Нонна» (2011 год) о своей бабушке, стилистке Делии Убальди. После Второй миррой войны эта предприимчивая женщина работала моделью, а потом на волне экономического подъема, начала собственный бизнес и заработала состояние.
Фильм был представлен на Венецианском фестивале на «Дне автора».
Любимы зрителями – актриса комедий и шоу Мария Беатрис Алонзи; Афина Ченчи, фильм «Все еще есть завтра» (2023 год) принес известность актрисе и режиссеру Паоле Кортеллези, немалая фильмография у комедиантки Тоски Д'Аквино, завоевала популярность Анджела Финоккьяро после фильма «не говори» (2006 год).
Актриса и певица Мильва (Мария Ильва Биолкати) была известна как Ла Росса (по-итальянски "Рыжая") из-за характерного цвета ее волос. Она выпустила 173 альбома во Франции, Японии, Корее, Греции, Испании и Южной Америке. Конкурс «Новые голоса» (1959 год) принес ей зрительский успех. Мильва всегда исполняла песни Эдит Пиаф в Париже.
Она работала с композиторами и музыкантами, - Эннио Морриконе, Франсис Лей, Вангелис, Микис Теодоракис и другие. Начала она петь в детстве, покорив всех своим красивым голосом, пела на свадьбах и похоронах, праздниках и ярмарках. Когда семья осталась без денег, она вместе с сестрой выступала в танцевальных залах Нижней Феррары.
Именно первый конкурс в Сан-Ремо принес ей успех. 15 раз участвовала в Фестивалях итальянской песни в Сан-Ремо, на которых дважды занимала 2-е место и четыре раза — 3-е.
В 60-х годах Мильва снялась в комедийной картине «Красавица Ипполита» с Джиной Лоллобриджидой. Роли в комедиях Мильва играла с успехом. Маурицио Корнати, у которого Мильва стала сниматься в кино, повел красавицу к алтарю. Он был много старше ее, но все сделал для того, чтобы провинциалку сделать леди…
Мильва оставила Маурицио в 1969 году. В дальнейшем у неё будут романтические отношения с актером Марио Пьяве, лириком Массимо Галлерани, а затем с актером Луиджи Пистилли. В 1973 году Мильва сыграла главную роль в «Трёхгрошовой опере», поставленной Стрелером, которая с успехом демонстрировалась в Швейцарии, Западной Германии и Великобритании.
"Рыжая Пантера" как её ласково называли соотечественники, отдавшая 60 лет карьере – песне и кино, исполнявшая песни на разных языках мира, ушла из жизни в 2021 году (81 год). Кстати, вместе с итальянскими исполнителями приняла участие в записи альбома памяти Владимира Высоцкого (песни перевели на итальянский). Мильва выбрала "Коней привередливых".
Италия имеет немало всемирных наград. В том числе - 14 «Оскаров» за лучший зарубежный фильм, включая самый первый — 1948 года за работу Витторио де Сики «Шуша», 12 «Золотых пальмовых ветвей». Софи Лорен в 1961-м стала первой актрисой, получившей «Оскар» за роль не на английском языке и т.д.
Итальянским кинематографистам удавался любой жанр, за который они брались.
О.К.
https://aif.by/timefree/cinema/eto_bylo_krasivo_kak_monika_vitti_stala_pozhiratelnicey_muzhchin https://teachron.livejournal.com/285728.html
https://24smi.org/celebrity/77425-monika-vitti.html https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/euro/52765/works/ https://interda.net/vechnaya-liubov-miniki-vitti
https://kinocalendar.livejournal.com/10010.html http://www.biancoloto.com/cinema_storia.html https://www.kommersant.ru/doc/3148309
https://german121german.blogspot.com/2021/04/rip-maria-ilva-biolcati-17-1939-23-2021.html https://inoekino.com/blog/30_italian_films