dj4rcxcdАнель Судакевич задержалась в кино всего на шесть лет, но ее слава была огромной. Став актрисой киностудии «Межрабпом-Русь», Анель впервые снялась в фильме «Победа женщины» (1927) о быте и нравах в боярской среде периода правления Петра I. 

Эту картину создал режиссёр Юрий Желябужский (приемный сын Максима Горького). В киноленте снимались все великие… Василий Качалов, Серафима Бирман, Николай Александров и др. Ну, а 19-летняя Анель играла в фильме Марфиньку.

Фильм «Победа женщины» имел грандиозный успех. А сама зеленоглазая Анель получила невероятное количество писем со всей страны с признаниями в любви.

Конечно, Анель была счастлива, что зрители ее полюбили, а еще, что попала в такую прекрасную кампанию актеров, у которых многому можно было поучиться.

Однако, ее, как и весь   съемочный коллектив, ждала беда. Есть воспоминания Анель о том, что во время работы над картиной вспыхнул пожар на киностудии. «…когда огонь перекинулся на другие здания студии, актеры бежали, а я была в кокошнике, в сарафане, и в таком виде меня привезли домой -- на Остоженку, - писала актриса».

К счастью, вскоре работы над фильмом были продолжены. В пожаре «как оказалось, часть картины -- натурные съемки, были сохранены…» В 1927 году вышло сразу несколько лент с участием красавицы Анель. Это «Поцелуй Мэри Пикфорд» и «Земля в плену».

За фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд» взялся актер и режиссер немого кино Сергей Комаров (Лаврентьев). «Поцелуй…» возник не на пустом месте. Картина высмеивает     обожание кинозвёзд (киномания), в частности, таких артистов - Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, которые в июле 1926 года посетили СССР. Кроме американских звезд в картине играли Игорь Ильинский, Абрам Роом, Наум Рогожкин и… Анель Судакевич.

Многими эта комедия была воспринята с интересом, хотя критики говорили о ней, как о «пошленькой истории». Копия фильма была подарена Пикфорд Госфильмофондом и хранится в Библиотеке Конгресса США.4433813 800

Еще вручили Пикфорд кокошник; он украсил ее голову; именно в нем актриса Судакевич снималась в фильме «Победа женщины». Много позже «Поцелуй Мэри Пикфорд» был показан во время Берлинского Международного кинофестиваля в феврале 1991 года, на Фестивале немого кино в Сан-Франциско и в Театре Кастро (2009).

Однако, самое главное, как считал критик и писатель Виктор Шкловский - приезд актёров и встреча их с советскими кинематографистами означали признание на Западе достижений советского кино.  

Что же касается Анель Судакевич, то у нее еще были картины «Кто ты такой», «Земля в плену», «Мисс Менд», «Мой сын», «Жена предревкома», «Потомок Чингисхана» и др. 

Карьера Судакевич прервалась с приходом звукового кино. В 1933 году актриса родила сына -- Бориса Мессерера и освоила новую для себя профессию -- художник по костюмам.A.Sudakevich v kokoshnike

У Судакевич было немалое количество дизайнерских работ -- в театре, на эстраде, в балете…

Сын Анель Алексеевны, известный художник Борис Мессерер, вспоминал: «То, как она двигалась, как говорила, как общалась с людьми, одеваться, улыбаться, идти по улице, здороваться со знакомыми — во всем этом явственно ощущалось самосознание своей красоты…»

Анель замуж выходила всего один раз. Со своим супругом Асафом Мессерером, артистом балета, они разошлись через одиннадцать  лет, до Второй мировой войны.

Позже она признается: «Как ни старалась я жить интересами Асафа, но, к сожалению, не могла».

Одевалась бывшая актриса просто и элегантно, ведь она долгие годы обшивала себя сама. По словам ее сына, она хранила пакеты с лоскутками и обрезками. К слову, a4d994c6dc9543a5fea9bda35dc24bf6

Судакевич никогда не бедствовала, но и богатств особых не нажила. 

До конца жизни, а Анель прожила 95 лет (2002). она оставалась стройна и величава. 

У каждой из актрис была своя судьба, подчас, сложная и…  непредсказуемая. Одна из первых актрис немого кино в России – Александра Гончарова, дочь режиссера Василия Гончарова, прожила долгую жизнь.

Ее не стало в 1969 году (81). Снималась она почти во всех картинах отца: в том числе - «Коробейники», «Русалка», «Пиковая дама», «Маскарад», «Жизнь и смерть Пушкина», «Евгений Онегин» и др.scale 1200 7

Всего за период с 1908 по 1914 год актриса сыграла в двух десятках фильмов. 

Гончаров также открыл дорогу в кино таким актерам, как В. Степанов, А. Громов, П. Воинов, В. Марков, И. Камский и др.  

Судьба актрисы Гончаровой после 1916 года неизвестна: известно только, что в кино она не снималась.

Учителя, наставники и ученики… Союз в искусстве нерасторжимый. В арсенале ученицы и жены режиссера Г. Козинцева, Софьи Магарилл были такие киноленты, как "Новый Вавилон", "Города и годы", "Поручик Киже" и другие.

А еще актриса сыграла баронессу Штраль в лермонтовской драме «Маскарад» (1941), которую поставил режиссер С. Герасимов. Жизнь талантливой актрисы оборвалась в 43 года (брюшной тиф). 

В 20-и фильмах сыграла Эмма Бауэр, актриса немого кино. Мужа Эммы, режиссера Евгения Бауэра, называли мастером мелодрам, где была любовь, страдания главных героев, ревность и месть. Из профессии актриса ушла после смерти мужа (1917).

Французский теоретик кино Жорж Садуль называл фильмы Бауэра «живописью в движении». Режиссер работал с ведущими актерами кино; это – И. Мозжухин, В. Холодная, В. Полонский, И. Перестиани, В. Каралли и др.  Актриса Лидия Рындина (Брылкина), талант которой приравнивали к по таланту к Вере Холодной, впервые сыграла в фильме Бауэра «Люля Бек» (1914).1521780596 57

Актриса Александринского театра, театров К. Незлобина и Ф. Корша, позже - звезда немого кино, Рындина сыграла в восьми фильмах. В том числе - «Петербургские трущобы», «Колдунья», «Разорванные цепи», «Ложь», «Возмездие» и др.

В 1919 году она покинула Россию вместе с мужем, издателем и поэтом С. Соколовым-Кречетовым. На западе вышли книги актрисы - «Фаворитки рока», «Живые маски», а еще актриса занималась журналисткой работой (парижский корреспондент газеты «Новая Заря» в Сан-Франциско).243343 doc1 7B6A0442 64B8 4C32 80F0 E11C202ACBC7

Сюжеты немых фильмов поначалу строились на смешных ситуациях или на контрастах. Но режиссеры немого кино обращались и к классике, истории. К примеру, вышли такие картины как – "Дворянское гнездо" (1915), «Оборона Севастополя» (1911), "Царь Иван Васильевич Грозный" (1915), «Броненосец „Потемкин“» (1925) и др. 242629 doc1 9209845F 3A13 4E52 82AE 739816877664

Картина «Барышня – крестьянка» открыла для кино актрису МХТ Александру Ребикову. Фильм стал чемпионом в прокате 1918 года.

Ребикова еще снялась в картинах «Аня Краева», «Жена прокурора», «Глиняный бог», «Атаман Хмель».

Карьера актрисы окончилась рано — базедова болезнь исковеркала черты её лица, и в 1957 году актриса свела счёты с жизнью.

 Нельзя не вспомнить о театральной актрисе Вере Юреневой (Шадурская), которая дебютировала в фильме Петра Чардынина «Обрыв» (1913) по мотивам романа И. Гончарова.

Еще актриса играла в картинах - «Женщина завтрашнего дня», «Королева экрана» (1916), «Невеста студента Певцова» (1916), «Товарищ Елена» (1917) и др. По воспоминаниям самой Веры   Юреневой, ее основной темой как в кино, так и в театре «…была тема любви».   yxoNMPt UMU

Какую бы роль ни играла актриса, она оставалась Женщиной с большой буквы. 

Юреневу всегда окружали мужчины. У нее было три брака. Второй муж артистки был поэтом, переводчиком и драматургом; это - А. Вознесенский (Бродский); почти для всех фильмов, в которых она играла, он написал сценарии.

Всего четыре года Юренева была счастлива в браке с публицистом и поэтом Михаилом Кольцовым (наст. фам. Фридланд), хотя актриса была старше супруга.

Из воспоминаний современников известно, что командировки Кольцова отразились на работе актрисы. Она теряла роли...

А потому пути их разошлись. Но они остались хорошими друзьями даже после развода: писали друг другу письма…

Кольцов был обвинён в антисоветской троцкистской деятельности и расстрелян в 38-м году. В 50-е годы поэт Кольцов был реабилитирован.

В последние годы актриса играла во МХАТе 2-м, Александринском театре, а еще -  театре ВТО. Юренева ушла из жизни в 1962 году (85 лет). Актриса выпустила книгу «Записки актрисы» (Москва-Ленинград, 1946). В нашем обзоре уже упоминался Владимир Гардин, актёр, режиссёр театра и кино, сценарист, педагог; один из основателей  Государственной школы кинематографии (ВГИК). За долгую творческую карьеру он создал около ста картин.232061 a dvorjanskoe gnezdo turgeneva film

Известны его киноленты – «Вавочка», «Дни нашей жизни», «Привидения», «Маска смерти», драма «Жребий». Особым успехом пользовались его фильмы «Дворянское гнездо» и «Анна Каренина», где впервые появилась Вера Холодная в роли кормилицы сына Анны.

В «Анне Карениной» (1914) снялась Зоя Баранцевич (роль Китти). Талантливая и многообещающая актриса, помимо игры в кино, также писала сценарии, а еще - что-то о себе и для себя (под псевдонимом Людмила Случайная).500px Анна Каренина 1911

За 14-летнюю кинокарьеру Баранцевич сыграла  в сорока картинах у лучших режиссёров, среди которых –П. Чардынин, Е. Бауэр, А. Ханжонков, Б. Чайковский и др.112720663 iz proshlogo vagrius

В 1928 году Баранцевич (в двадцать пять лет) практически ушла из профессии; служила на технической должности в правлении ВТО (Всероссийское Театральное Общество).

Перед Великой Отечественной войной работала в театре в Серпухове (Подмосковье). Скончалась Зоя Баранцевич в 1952 году (56); как прошли последние годы её жизни, сведений нет.   

Ну, а роль Анны Карениной была отдана красавице Марии Германовой (Красовская).

Были у нее и другие, и не менее успешные работы. При этом она играла в художественном театре.

В 1922 году, отказавшись вернуться в Москву с европейских гастролей, возглавила вместе с Николаем Массалитиновым работу отделившейся так называемой Пражской группы МХТ.

Ее не раз звали в Москву, но актриса так и не вернулась, чем-то серьезно заболев. Умерла очень рано — в 56 лет. К тому времени их Пражская группа МХТ распалась. 

Она была ученицей Станиславского, но считалась всегда «человеком Немировича» (и даже «любимым человеком»). Она истово любила его — как и он её, пока у него не появилась, как считала актриса, новая красивая фаворитка - Ольга Бакланова. 73223

Есть сведения о том, что, когда МХАТ выступал в Париже на Всемирной выставке в 1937 году, Германова написала Немировичу, прося свидания, но он ей отказал. Думается, что она ожидала тогда не продолжение их романа… а лишь создание филиала МХАТа за границей…

Культурная связь России и зарубежных стран была в начале 20 века, если не тесной, то вполне стабильной.  Известно о русских сезонах С. Дягилева (1908–1910-х гг.) за границей.

А еще были выставки и концерты в Париже (1907): ходили и на Ф. Шаляпина и восторгались искусством артистов императорского балета и сценографией художников «Мира искусства».

Не секрет, что многие деятели культуры, актеры, режиссеры, сохраняли русские театральные традиции в эмиграции… Известен камерный театр Е. Рощиной-Инсаровой (Рига, 1924–1925 гг.); в Праге работал Русский камерный театр под руководством И.Д. Сургучева, «Пражская группа МХТ», в Харбине – Русский драматический театр и т.д.

О творческой судьбе блистательной актрисы Веры Чаровой (Стоянович), которая основала в Лондоне русский драм – театр, мы знаем мало. Она сыграла в восьми фильмах в России. Есть лишь скромные сведения о том, что в 20-е годы она эмигрировала за границу, снималась в европейском кинематографе.  

Чарова увлекалась стенд-ап искусством: выступала со скетчами и в антрепризах. Актриса Малого театра Валентина Аренцвари (по мужу – Южная) в содружестве с актером Александром Южиным-Сумбатовым основала в Берлине театр "Синяя птица" (1920).  

Творчество актрисы Антонины Фехнер, в прошлом работавшей в МХТ, в Америке было успешным: в 20-30-е годы она играла в театрах-ревю на Бродвее.

Нашла себя в эмиграции и артистка балета, солистка Большого театра Маргарита Фроман: она после гастролей с группой С. Дягилева, осталась в Америке.

Об актрисе Наталье Кованько (Фастович) написано не так  много и подчас противоречиво. Так, дата и год ее рождения неясны. Кто-то упоминает, что ее старший брат Борис Фастович (де Фаст) был русско-французским актером. Есть сведения и о том, что второй брат актрисы, менее известный, Виктор (де Фаст) тоже был актером. Так ли это – тоже неизвестно.

Наталья вместе с мужем - режиссером Виктором Туржанским в 20-е годы покинула страну и переехала во Францию, потом в Голливуд. Снялась актриса в 20-и картинах (десять – Россия, не сохранены). Западная периодика писала, что Кованько много играла в Германии и Франции. Даже на обложках французских журналов о кино появлялась фото актрисы.

Красавица после развода с мужем, вернулась в Россию (1935 год). Кованько прожила на родине еще тридцать лет. О последних годах жизни актрисы сведений нет.

О.К.

https://fb.ru/article/295297/anel-sudakevich-biografiya-i-foto-aktrisa https://m-llekolombina.livejournal.com/122814.html https://pikabu.ru/story/fotoistoriya_32_russkie_krasavitsyi_nemogo_kino_i_ikh_sudbyi_4890457 https://moskvichmag.ru/lyudi/moskovskaya-krasavitsa-anel-sudakevich-2025/ https://www.calend.ru/persons/5584/ https://www.dmsd.online/post/2019/12/25/olgagzovskaya-kinoblog-rukinostarz https://kulturologia.ru/blogs/280516/29734/ https://www.novochag.ru/stars/zvezdnye-istorii/legendarnaya-russkaya-balerina-vera-karalli-i-dvoe-muzhchin-v-ee-zhizni/ https://brodiaga64.livejournal.com/15430.html https://nwm.at/vse-ob-avstrii/sootechestvenniki-v-avstrii/vera-karalli-i-vsyudu-strasti-rokovye-i-ot-sudeb-zashhity-net http://www.lookatme.ru/flow/posts/film-radar/63416-zvezdyi-rossiyskogo-nemogo-kino https://chapaev.media/articles/11992  https://chapaev.media/articles/7005