w1500 39351708Яков Протазанов сделал из актрисы Ольги Жизневой приму в своих кинолентах, увидев ее в роли коварной соблазнительницы в одной из театральных постановок. 

Ольга снялась в его комедиях «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трёх миллионах» (1926), и драме «Его призыв» (1925). За пять лет работы в немом кино Жизнева сыграла в восьми фильмах.

Роли, которые ей доставались, требовали от актрисы эффектных крупных планов, выразительных поз и умения носить красивые платья – это были женщины-вамп. И. актриса, совсем юная, неплохо справлялась с этими задачами.

Заметными стали ее роли также в немых кинолентах - «Последний выстрел», «Чужая», «Посторонняя женщина», «Привидение, которое не возвращается» и др. Она родилась весной 1899 года в Санкт-Петербурге. Её мать Мария   Жизнева умерла при родах. Отцом был немец - Андреас Нойман, и Ольга воспитывалась бабушкой, почти не говорящей по-русски.

Тем не менее, она сумела привить девочке любовь к аккуратности, воспитать интерес к музыке и книгам. А еще Ольга бывала с бабушкой в театрах, посещала концерты, выставки. Отсюда ее любовь к театру.

Девушка не только окончила драматическую школу Государственного показательного театра и школу при театре драматурга Федора Корша, но и успешно работала в театрах - Москвы, Ленинграда, Харькова, Киева, Казани.

Многое изменилось в ее жизни после встречи с режиссером Абрамом Роомом. В кино Роом пришел из театра, как многие будущие классики советского кинематографа: Сергей Юткевич, Григорий Козинцев и, конечно, Сергей Эйзенштейн.

Именно в картинах Роома в 1960-е играли настоящие мастера кино - Ариадна Шенгелая и Олег Басилашвили («Гранатовый браслет»), Александр Лазарев и Валерий Золотухин («Цветы запоздалые»), Игорь Кваша и Анастасия Вертинская («Преждевременный человек»).

На момент знакомства с Ольгой Жизневой Роом снимал комедии. Успех пришел к режиссеру с фильмом «Третья Мещанская» (1927). Фильм о том, как два друга и жена одного из них пытаются разобраться в своих взаимоотношениях.XbiS28e vnU

Друзей в картине сыграли Николай Баталов и Владимир Фогель; роль жены досталась актрисе Людмиле Семеновой. Начиная с 30-х годов Семёнова снималась только в эпизодах: считалось, что она, как и многие актёры немого кино, не смогла адаптироваться с приходом звука. На самом деле перерыв в карьере актрисы был связан с её замужеством.

Мужем Семеновой стал офицер Красной Армии Георгий Филонов; актриса была с ним по месту его службы до его гибели в 1943 году. Она прожила до 91 года (1990) и играла в кино вплоть70-х годов. Но это так, к слову…310466217.0.208x208

Что же касается Роома и Жизневой, то они оба, долгие сорок лет были вместе; для обоих это был второй брак.WtmblZKTUS8

Детей у них общих не было, но от первого брака у Роома была дочь Елена, и Ольга Андреевна всей душой любила ее как родную.

Когда в кино пришел звук, Ольга не растерялась как многие звезды - она подарила своим героиням красивый, бархатный голос и   стала играть роли современниц, о которых давно и втайне мечтала.

Известны роли актрисы в звуковом кино - "Адмирал Ушаков",  "Подкидыш", "Во имя Родины", "Нашествие", "Черевички", "Разные судьбы", "Дом с мезонином", "Гранатовый браслет" и "Достояние республики " и др. 

В 72 года (1972) не стало Ольги Жизневой, через четыре года в возрасте 82 лет скончался Роом.

Много шума наделала картина «Пышка» по повести Ги де Мопассана  (1935 год) Михаила Роома о даме полусвета, в котором играли будущие звезды экрана – Татьяна Окуневская, Фаина Раневская, Галина Сергеева, для которых это стал первый немой фильм.img7

В это же время начала свою карьеру комедийная актриса Гликерия Богданова-Чеснокова, как и Рина Зеленая.

 Правда в картине «Путевка в жизнь», где они обе играли, роли у актрис были небольшими.

У любого театрального подъезда или кинотеатра в начале 20-го века можно было купить открытки – фото кинозвезд. И пользовались они большим спросом…

Это спустя несколько лет подобное действо назовут буржуазной «отрыжкой», а тогда заполучивших открытку с красоткой считали счастливчиками…

Среди богинь кино была Татьяна Булах-Гардина, актриса театра и кино, поэтесса. На счету Булах не больше пять картин. На фоне фото мужа, режиссера В. Гардина, который был ее старше на 27 лет,  Татьяна очень хороша собой.  

Но Булах так и не смогла создать запоминающейся образ в кино, но была прекрасной поэтессой, хорошей хозяйкой и умной женщиной. Не менее хороша была и Таня Юн (имя при рождении - Бурашникова, по мужу -  Макси́мова-Кошки́нская), киноактриса, драматург, переводчица.

Она играла в немых картинах и выступала в театре. Надо сказать, что их дочь Изида была женой актера, писателя и переводчика Петра Градова (Петр Кутман).Kinogazeta N1 1918 Logo color 300

Песни на стихи Градова пели многие знаменитости – это И. Кобзон,   Л. Зыкина, И. Бржевская, Л. Лещенко, В. Толкунова,  В. Трошин, А. Литвиненко, Л. Гурченко, Георг Отс и др.

Дочь Петра и Изиды, - Татьяна, работает в издательстве, а сын – Андрей Градов – известный актер. Воспитывала внуков бабушка, та самая Татьяна Юн, когда погибла их дочь Изида в автомобильной катастрофе. Надо сказать, что Андрей Градов давно и счастливо женат, у них есть дочь Екатерина (дизайнер). Не путать с актрисой Екатериной Градовой (жена Андрея Миронова)14637eb3f50f0a138104c98756cc7772

Так, что обычные открытки с лицами актеров – прекрасная память для поколений. Так уж повелось с самого начала, что женщинаактриса в кино и театре — всегда красавица: «гибкая фигурка и красивое лицо с яркими глазками».Tatiana Bulakh Gardina 1933

Вошла в плеяду «королев экрана» Мария Горичева. Актриса за восемь лет снялась в 50-и фильмах, но они почти не сохранились.

Известно ее участие в серии фильмов (десять серий) «Яма» по повести А. Куприна.

Актриса сумела вписаться в звуковой кинематограф, снималась она до 1940 года. Из жизни ушла в 1967 году (79 лет). Горичева отставила после себя мемуары.   

Первые кинодивы нашей страны, даже через столетие, вызывают настоящее восхищение. Тысячи зрителей старались подражать своим кумирам в их манере двигаться, одеваться.MV5BMDFlYWFjMWItZDIxNi00ZTIwLWIwYjItNmMxMzg4ZmU0NmIzXkEyXkFqcGc. V1

Не секрет, что в орбиту внимания зрителей попала прежде всего Вера Холодная.

«Роковая дива» заставила женщин копировать ее прическу, макияж, стиль одежды.  

Прически и прямые силуэты дамских нарядов становятся все короче, появляются первые изящные ботиночки на каблучках, а также шляпки с вуалью…

Как же сложилась жизнь наших кинодив… Красавица Татьяна Лаврова (Тамара Оксинская), актриса театров С. Сабурова в Петербурге, "Пассаж" (Сабурова), играла после революции во французском кино. Ольга Орг (Беляева) в 20-е годы стала актрисой немецкой студии UFA.1ac06c4821cf6e989acfd60b85d5fa46

Информации об актрисе Вере Ворониной (Аврамова) сохранилось немного. В Берлине Вера начала свой путь актрисы.

Она была красива и талантлива. Сначала пела в барах, подрабатывала моделью, но потом ее пригласил в кино немецкий кинорежиссер Ганс Штайнхофф.

К тому времени, как она появилась в Голливуде, у актрисы были уже работы в кино. Она играла в Швеции, Германии и Британии.

Интересна была роль Ворониной в немом фильме «Патриоте» (англ.), где она сыграла мадемуазель Лопухину, любовницу русского императора Павла I.

Карьера Ворониной была недолгой. За три года у нее вышло 12 фильмов. Два года Воронина работала в Голливуде: в 1929 году вышел последний ее фильм. Актрисы не стало в 1942 году (38 лет).  

Эра немого кино была короткой - порядка 30 лет. И достижения «великого немого» - формирование плеяды звезд кино. О своей жизни Наталье Белевцева (Гессинг) рассказала в мемуарной книге «Глазами актрисы» (ВТО, 1974). Актриса сыграла в 4-х фильмах – «Кира Зубова» (1917), «Драма на охоте» (1918), «Живой труп» (1918), «Анна на шее» (1954).og og 1676747079239794612

Белевцева работала в Московском Драматическом театре, но большую часть жизни посвятила Малому театру. Обаятельная Татьяна Гурецкая, снявшись впервые в фильме «Деревня на переломе» -1921г, поняла, что выбрала профессию на всю жизнь. До начала Великой Отечественной войны она успела сыграть множество разноплановых ролей в советском кино.

Среди них были фильмы немого кино – «Братишка». «Водоворот», «Ордер на жизнь», Два броневика», «Мятеж», «Право на жизнь»,   «Встречный» и др. В 1937—1940 годах она - актриса Театра Краснознамённого Балтийского флота, а в 1945—1960 годах — актриса Театре-студии киноактёра. В 60-70 годах Гурецкая играла чаще в эпизодах.img s594456 0 6

Муж Татьяны — Василий Беляев, режиссёр документального кино, оператор. Она прожила долгую и счастливую жизнь. Умерла Татьяна Гурецкая в 1983 году, в возрасте 78 лет.

Кроме златокудрых красавиц, которые снимались в немом кино, все чаще появлялись на экране юные девушки, которые строили заводы, фабрики, пели патриотические песни и никогда не унывали.e54a88e289c0797582c9b8d438a71429

Об актрисе Белле Черновой сведений немного, но зрители, возможно, ее знают по картине» «Катька-бумажный ранет». 

Это фильм о деревенской девушке, приехавшей в город в середине 20-х годов заработать на покупку коровы и попавшей в переделки в городе.  

Но в 1929 году ей довелось сыграть в картине Котэ Микаберидзе «Моя бабушка». 

Сатира в фильме не понравилась бюрократам от кино… И это сказалось не карьере Беллы.

Она снялась еще в 2 –х картинах в эпизодах, но больше ее в кино не снимали. Дальнейшая судьба актрисы неизвестна.

В 1923 году роль Дуняши принесла всесоюзную славу актрисе – красавице Софии Жозеффи (Липкина) в фильме «Красные дьяволята» Ивана Перестиани. После выхода картины в прокат зрители штурмовали кассы кинотеатров, желая попасть на сеанс…img9

«Правда» назвала его «лучшей советской картиной». Не менее восторженно отзывались о «Красных дьяволятах» и другие издания. 

Липкина-Жозеффи вышла замуж за режиссера Моисея Вахнянского. В годы перестройки эмигрировала в США вместе с дочерью.

О том, чем занималась в эмиграции сама София, неизвестно.

Как вы знаете, уже в 70-е годы режиссер Эдмонд Кеосаян снял фильм «Неуловимые мстители» на этот же сюжет. И вновь грандиозный успех. 

Первые фильмы в России стали показывать в театре сада «Эрмитаж» (Санкт - Петербург), с1896-го года демонстрация «движущихся картинок» состоялась и в Москве, в театре Г. Солодовникова (купец Г. Солодовников) на Большой Дмитровке. А уже к 1913 году кинотеатров было более сотни.  

Кино не могло бы существовать без двух советских гениев — режиссеров Сергея Эйзенштейна и Льва Кулешова. Другом и женой Эйзенштейна была журналист и кинокритик Перл Фогельман.

А Лев Кулешов был долгие годы счастлив с Александрой Хохловой   (дочь врача Боткина и внучка основателя Третьяковской галереи — Павла Третьякова). Кулешов – режиссер и теоретик кино, Александра – звезда немого кино, позже -  режиссёр-постановщик, преподавала во ВГИКе курс режиссуры (доцент с 1939 года).32855 neobyichajnyie priklyucheniya mistera vesta v stra

Наиболее известны роли Хохловой в кино - это графиня в фильме «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924) и роль Дульси в фильме «Великий утешитель» (1933) режиссера Льва Кулешова.

Кстати, пять-шесть фильмов Кулешова, в которых она была главной исполнительницей, принесли Хохловой известность. Среди актрис 20-х, красивых, обладающих привлекательностью, —   Хохлова занимала своё особое место и была, как назвал её корреспондент берлинской газеты, «явлением». Хохлову на экране отличала необычная пластика, яркий комедийный талант…602024   

Хохлова была высокой, худой и остроумной. Мужчины любили ее за острой язык и ум. Любили и боялись. А она боготворила одного Кулешова, одержимого самим существованием кино и сказочно-  талантливым…  

У всех творческих союзов своя жизнь, и… свои тайны.  Но это требует отдельного рассказа… А пока разговор лишь о некоторых узах двух сердец…

Актриса, жена режиссера Всеволода Пудовкина, Анна Земцова (известная как Анна Ли и Анна Пудовкина) сыграла в шести картинах. Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1947, 1951). Пудовкин создал 17 картин: это – Мать, Конец Санкт-Петербурга, Минин и Пожарский, Адмирал Нахимов и др.upload 5 pic905 895x505 22552

Ну, а фильмы Пудовкина были отмечены наградами международных кинофестивалей. После смерти режиссера и мужа, Всеволода Пудовкина, с которым они были вместе 30 лет, актриса оставила воспоминания.

Лауреат трёх Сталинских премий (1946, 1948, 1951) Елена Кузьмина, которую называли «советской Марлен Дитрих», была женой режиссера Бориса Барнета.

А потом у нее завязались отношения с режиссером Михаилом Роммом… И тот, и другой – подарили ей прекрасные роли в кино…

На счету замечательной театральной актрисы Марии Бабановой три немых картины («Старец Василий Грязнов», «Одна», «Сердца и доллары»).1 21

Татьяну Барышеву мы помним, как сыгравшую зубного врача в фильме «Подкидыш», а ведь она начинала тоже, как актриса немого кино. Актриса Малого театра Елизавета Найденова известна и как актриса немого кино.

Только в 70 лет ушла из кино актриса Анна Заржицкая: на ее счету около 50 картин. Начинала она тоже, как актриса немого кино. Нельзя не упомянуть о Валентине Куинджи, известной по картинам «Аэлита» и «Степан Халтурин», снималась в кино, начиная с 1924 по 1958 годы.  

Великая актриса Вера Марецкая тоже не миновала немое кино.

А Нина Попова (Нина Ли), актриса и режиссер, жена фотохудожника Абрама Штеренберга, снималась в социально-бытовых фильмах.

Будущая жена режиссера Сергея Юткевича, Нина Шатерникова,   впервые снялась в кино в 1919 году в фильме Ивана Перестиани «В дни борьбы». Девочка из семьи врачей, всегда мечтала о театре. Но, ее увлечение могло бы остаться на уровне девичьих грез… если бы…

Однажды он отправилась с сестрой мэтра кино В. Пудовкина, Юлией Пудовкиной, в школу кинематографии (позднее - ВГИК). Нину приняли, и она начала сниматься, еще не закончив учебу. Красивая, веселая, Нина сразу приглянулась   режиссерам. 

Она снялась в первые годы своей работы в картинах – «Железная пята», «Хвеська», «Борьба гигантов», «Господа Скотинины», «Дети учат стариков», «Яд», «Кружева» и др. Вскоре Юткевич пригласил актрису работать у него в мастерской - «Экспериментальный киноколлектив Юткевича».      

В 30-е годы Шатерникову меньше приглашали играть в кино, но она работала в театрах – Ленинградский театр комедии, затем была актрисой театра киноактера. К тому времени они с Юткевичем разошлись. Второй женой режиссера стала балерина Елена Ильющенко. 668ad38817a6c700075cdcaf

Актриса, первая женщина-режиссёр, удостоенная Приза за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале (1961), жена и соратница Александра Довженко, Юлия Солнцева (Пересветова), тоже начинала свой путь с небольших ролей в кино. Это и ее работа в картинах – «Аэлита», «Буря», «Папиросница от Моссельпрома», «Джимми Хиггинс», «Леон Кутюрье» и др.

Хотя кинокарьера Ады Войцик (Вуйцик) продолжалась 45 лет, но главные роли ей достались только в 1920-1930-х гг.

Это были немые фильмы «Будьте, как мы» и «Ценою тысяч». Свою первую главную роль она получила в 20 лет, и в том же году сыграла еще одну главную роль, - Марютки, в фильме «Сорок первый», который принес ей широкую популярность.MV5BZGM3ZGE5OTItNDVjZS00ZGUxLThlNDEtZTI5MzI4ODllMjFkXkEyXkFqcGc. V1 cf8799ade3c2864e03315ef7be60c083

Этот фильм пользовался таким успехом, что через 30 лет сняли еще одну его версию с Изольдой Извицкой в главной роли.

Ну, а «Сорок первый» стал путевкой в большое кино для Ады Войцик.

Войцик была первой женой режиссёра Ивана Пырьева, но этот брак был неудачным.

Даже родив сына, актриса не смогла удержать мужа.  

Пырьев ушел к актрисе Марине Ладыниной: Войцик с трудом пережила уход мужа – даже хотела покончить с собой.

Но время взяло свое, и она продолжила работать. Всем известная актриса, педагог, лауреат Сталинских премий (1941, 1947), кавалер орденов Ленина (1977, 1982),

Тамара Макарова начала свой путь в кино с дебюта в немом фильме «Чужой пиджак». В этой картине играл и ее будущий супруг Сергей Герасимов, с которым она прожила впоследствии 60 лет… В период становления кино в Советской России актриса снялась также в картинах – «Новый Вавилон», «Полдень», «Толедо» и др.

Как вы понимаете, в этом обзоре всех актрис немого кино назвать невозможно. Но, никогда не поздно к этой теме вернуться…  Одним из последних немых фильмов был, в частности, «Космический рейс» (1935) Василия Журавлева. Сценарий был написан при участии и научном консультировании Константина Циолковского — основоположника теоретической космонавтики, которому фильм и был посвящён.

О.К.

https://postmodernism.livejournal.com/2501956.html https://fb.ru/article/230008/olga-jizneva---aristokratka-iz-sovetskogo-kino https://m-llekolombina.livejournal.com/29742.html https://www.liveinternet.ru/users/l7753191l/post504666833 https://socialcafe.ru/rezhisser-izbavil-ee-ot-amplua-rokovoj-zhenshhiny-i-ona-vyshla-za-nego-zamuzh-olga-zhizneva.html/ https://perspectum.info/abram-room/http://www.shkarec.ru/2022/04/blog-post_769.html https://stuki-druki.com/authors/zhizneva-olga.php https://dasinok.ru/artisty/elizaveta-shebueva.html https://ru.gw2ru.com/read/225909-7-glavnyh-zvezd-nemogo-kino-rossii https://familio.media/history-and-we/hudozhniczy-zybkogo-mira/ https://vuzlit.com/497380/osobennosti_formirovaniya_industrii_zvezd_nemogo_kino_rossii