кино3 глав1В 60-е годы в кинематограф приходят молодые режиссеры. В период хрущевской «оттепели» А. Тарковский снял фильм «Иваново детство» в главной роли с актером Н. Бурляевым.

Автор фильма стремился показать войну глазами подростка, у которого погибли взрослые. Тарковский сумел отобразить не внешнюю сторону жизни, но и переживания героев кинокартины.

Но чиновников от искусства все больше раздражает молодой, но уже зрелый режиссер. Его второй фильм «Андрей Рублев», в котором рассказана история жизни художника-иконописца, выходит на экраны после больших переделок.

На смену «оттепели» приходит застой. Творческие замыслы Тарковского чиновники встречают враждебно. За 20 лет работы в Советском Союзе режиссер смог снять лишь 5 картин.

Его фильмы «Сталкер», «Солярис», «Зеркало» подвергались в прессе издевательствам, постоянным придиркам. И хотя его фильмы получали премии и награды на международных кинофорумах, в прокат поступало минимальное количество кинокопий.

Когда его пригласили в Италию сделать фильм совместного производства, режиссер согласился. Но и там от него не отставали чиновники, последовало напоминание о том, что пора вернуться в Союз, но Тарковский отказался.

В прессе его тут же объявили предателем родины, поступил приказ об изъятии всех его фильмов из проката. Тарковского не стало в 54 года, он умер в Париже в 1986 году. У него на могиле есть надпись: «Человек, который увидел ангела…»

Трагична творческая судьба режиссера А. Аскольдова, который в 1967 году снял фильм «Комиссар», где женщину-комиссара Вавилову блестяще сыграла актриса Н. Мордюкова.кино3 комиссар

В кинокартине история женщины, которая во время боев в годы гражданской войны уходит из отряда, чтобы родить ребенка. Она селится в семье еврея Ефима, после рождения ребенка уходит в отряд. Жизнь этой женщины, непонятная для Ефима, впоследствии открывает для него весь мир. Ее преданность делу, вера в лучшее делают его другим человеком.

По распоряжению ЦК партии фильм был запрещен для показа на экранах кинотеатров. Режиссер был исключен из партии, его осудили за профнепригодность. И только через 20 лет фильм попал к зрителю. Его впервые показали в рамках Московского международного кинофестиваля.кино3 шепитько

Кинокартина «Комиссар» с триумфом обошла все экраны мира. В 1988 году фильм был удостоен приза «Серебряный медведь» в Берлине, завоевал около 10 наград на различных кинофестивалях

Каждый режиссер, снимавший фильм, знал, что ему придется пройти несколько этапов проверок. Существовали инстанции внутри главных редакций, художественного совета, включая Госкино.

И везде требовали поправок, уточнений и дополнений. Кроме того, за процессом снятия фильмов зорко смотрели кураторы в обкомах и ЦК КПСС.

Для молодой девушки Л. Шепитько учеба на режиссерском факультете ВГИКа не была случайностью. Свой первый учебный фильм «Зной» она сделала рукой настоящего мастера, чем удивила не только коллег, но и педагогов.кино3 зной

В 1964 году Лариса Шепитько приступила к съемкам фильма «Крылья», где в главной роли этой картины бывшую летчицу Петрухину сыграла актриса Майя Булгакова.

Затем Л. Шепитько снимала кинокартины - «Ты и я», которая завоевала Серебряный приз на кинофестивале в Венеции, «Восхождение», удостоена приза «Золотой медведь» в Берлине. Шепитько была бескомпромиссным режиссером.

Почти все ее фильмы, а их было немного, вызывали недовольство у чиновников «от кино». Так, фильм «Ты и я» был в буквальном смысле изрезан ножницами. Очень скоро режиссер приобрела славу неуживчивого человека.

Ее последний фильм по повести В. Распутина «Прощание с Матерой» доснимал ее супруг, режиссер Э. Климов. Л. Шепитько погибла в автомобильной катастрофе в 1979 году, в 41 год… После работы «Восхождение» Л. Шепитько, завоевавший главный приз в Берлине, только спустя 10 лет «Золотой медведь» был присужден фильму «Тема» режиссера Г. Панфилова. А через два года этот приз достался К. Муратовой за картину «Астенический синдром».

В годы перестройки, в 1991 году приз Венецианского кинофестиваля был присужден режиссеру Н. Михалкову за фильм «Урга.Территория любви». «Золотого льва» с Венецианского фестиваля увез наш режиссер А. Звягинцев за картину «Возвращение». В этом году фильм «Бумажный солдат» режиссера А. Германа – младшего был удостоен «Серебряного льва» в Венеции. Каннский кинофестиваль не раз награждал фильмы режиссеров Н. Михалкова, А. Кончаловского, А. Сокурова.кино3 лунгин

В этом отношении самым богатым на награды стал 1990 год. Призы получили сразу три фильма – это «Такси-блюз» П. Лунгина, «Мать» Г. Панфилова и фильм «Замри, умри, воскресни» В. Каневского.

Но ни один из этих фильмов не имел в Каннах такого триумфа, который сопровождал в 1958 году киноленту «Летят Журавли» М. Калатозова.

Надо сказать, что фильм П. Лунгина «Остров», затрагивающий проблему связи реальной жизни с церковными обрядами в России, посмотрело почти 40% населения в стране. Раньше киноиндустрия была убыточной отраслью, то сейчас многое поменялось в этом плане. Расформировано Главное управление по прокату фильмов, отменена цензура, вопросы создания репертуара стали решаться на местном уровне.кино3 буглакова

Большой прокат был у фильма В. Меньшова «Москва слезам не верит», это лента завоевали премию Американской академии «Оскар». А фильм «Маленькая Вера» В. Пичула в 1988 году посмотрело, чуть ли не все население страны. Было куплено 50 миллионов билетов.

Появилась и новая профессия – продюсер. Д. Дондурей, главный редактор известного журнала «Искусство кино» того времени вспоминает, как в разговоре с одним чиновником мечтательно сказал: «А ведь, и у нас когда-нибудь будут продюсеры…» На что тот ответил: «Ну, это, когда будет…» Самым сложным для кинопрокатчиков стал 1996 год. В год сняли всего 20 фильмов.

Гайдаровские реформы сказались и на киноиндустрии. Закрывались кинотеатры. Американская компания «Кодак», договорившись с правительством Москвы, взяла в аренду старое помещение профсоюзного клуба и, вложив средства, «раскрутило» кинотеатр «Кодак-Киномир».кино3 панфилов

Уже через год компания смогла вернуть все затраты. Но уже в 1999 году фильм «Сибирский цирюльник» Н. Михалкова «перешагнул» по сборам в прокате миллионный рубеж. Большой популярностью у зрителей пользовались кинокартины «Турецкий гамбит», «12 разгневанных мужчин», «9-я рота».

Однако фильмы режиссера Т. Бекмамбетова «Дневной дозор» и «Ночной дозор» принесли крупные сборы среди отечественных и западных кинокартин. Россия – это огромный кинорынок, где живут люди, которые всегда любили и любят хорошее кино. После дефолта (экономический кризис) кинотеатры стали везде расти как грибы.

С 2000 года началась стабилизация, появились меценаты, готовые вкладывать финансовые ресурсы в киноиндустрию. Многие из нас переключились на телевидение, где идут фильмы, разные по жанрам и сюжету.

И все же, порой, вспоминаешь с ностальгией вопрос, который часто можно было услышать у кинотеатров: «А у вас нет лишнего билетика?»

Автор Ольга

(обновлено в 2022 году)

https://www.shkolazhizni.ru/