Фейруз (Пируз Артин Калфаян) называли звездой «золотой эры» египетского кино. Открыл дорогу ей в кино режиссер Анвар Вагди, это был черно-белый фильм «Ясмин» 1950 года.
Юной армянке, которая родилась в Каире, было семь лет, когда она сыграла свою первую и сразу же главную роль. В качестве сценического псевдонима юной актрисы Анвар Вагди использовал арабский вариант ее имени — Фейруз.
Сам Вагди, известен не только как режиссер, но и как актер. В киномюзикле «Ясмин» рассказывается история дружбы музыканта Вахида (Анвар Вагди) и девочки Ясмин (Фейруз), брошенной в сиротский приют своим богатым отцом.
Вахид помогает девочке обрести настоящую семью. Актриса, певица и танцовщица Фейруз сыграла в десяти фильмах. В 1956 году она вместе со своей сестрой Нелли снялась в фильме «Райские птички». Фильм «Я не забуду тебя» (1959) завершил кинокарьеру Фейруз. Актриса Фейруз необычайно была талантлива, на экране она была естественна, убедительна и на нее хотелось смотреть...
Впоследствии она вышла замуж за египетского комедийного актера Бадреддина Гамгума, у пары было двое детей, Иман и Айман. Вершиной славы Фейруз стала роль в киномюзикле «Дахаб», снятом тоже Анваром Вагди в 1953 году.
В центре сюжета фильма «Дахаб», напоминающем картину Чарли Чаплина «Малыш» (1921), бездомный уличный музыкант и девочка по имени Дахаб («дахаб» означает «золото»). Музыка и танцы помогли им выжить.
Артистизм и танцевальное мастерство Дахаб принесли им известность. В 2001 году актриса Фейруз была удостоена "Премии за жизненные достижения" на Каирском кинофестивале.
Сегодня Египет, как говорят, самая продуктивная страна в развитии кинопроизводства на Ближнем Востоке. А ведь было время, когда многим актерам выйти на подмостки театра или сняться в кино было не так просто.
Одна из «пионеров» египетского кино, Лейла Фози (Фаузи) начинала путь в кино в роли статиста, после участия в конкурс «Мисс Египет» она получила небольшую роль в египетском фильме Ниязи Мустафы «Фабрика жён» (1941).
Одной из лучших работ актрисы является роль в мелодраме Генри Бараката «Мирная ночь» (1948 год). Всего Лейла сыграла в 85 картинах.
Благодаря своей тете, Ассии Дагер, режиссера и кинопродюсера, Мэри Куинни снялась в 20 картинах, и была одной из первых женщин в Египте, появившихся на экране без вуали.
В 40-е годы вместе с мужем Мэри основала киностудию, которая позже стала одной из пяти крупнейших кинокомпаний страны.
Родившись в семье аристократов Бахига Хафез, занималась музыкой, увлекалась театром.
Затем продолжила изучение в музыкальной консерватории в Париже. Вернувшись в Египет, Бахига открыла в Каире литературный салон. В 1930 году она снялась в фильме «Зейнаб» режиссёра Мохамеда Карима.
За съёмки в фильме семья лишила девушку наследства, в ту пору работа в кино считалась постыдной, особенно для человека с её высоким социальным статусом.
Но Бахига не унывала, она основала кинокомпанию Fanar Films, став не только актрисой, но и сценаристкой, редактором и режиссером своих работ.
К сожалению, большая часть её работы как режиссёра была утеряна, и остались только упоминания о её работе. Копия её фильма «Ад-Дахая» была найдена в 1995 году.
Многие актеры пришли в кино из театра. Так, Самиха Аюб, египетская актриса, известна своими работами на сцене, в кино и на телевидении.
В 2015 году она получила орден Нила (учреждён в 1915 году) в области искусств, и в том же году большой зал Национального театра был назван в ее честь за вклад в театральное искусство Египта. За свою творческую карьеру Самиха сыграла около 170 ролей на сценах театров Египта и Европы.
С 1972 по 1975 год Аюб руководила Современным театром, а с 1975 по 1985 год она была директором театра Аль-Кауми.
Кажется, что театры в Египте были всегда. В конце XIX — начале XX вв. труппы возглавляли Селим Наккаш, Юсуф аль-Хайят, Сулейман аль-Кардахи, Мухаммед Абу Халиль аль-Каббани, Искандер Фарах. Репертуар египетских театров включал оригинальные и переводные пьесы.
Вклад внес в развитие театрального искусства в Египте и актер, режиссер Заки Толаймат. Во Франции Заки изучал актерское мастерство, работал над созданием первого института театра в Египте (1930 год). Он был основателем Национального театра в 1935 году и первым поставил оперетту. Заки опубликовал книги об актерском искусстве, имеет премию за выдающиеся достижения в области театральной режиссуры.
Актриса Сохейр Эль-Бабли поставила пьесу (Шамшон и Галила) и спектакль (Сулейман аль-Халаби), но блистала в постановках (Мадрасет Эль-Мошагбин), (Наргис), и (Риа и Скена) ...
А известная египетская танцовщица, актриса театра и кино Шерихан (Шерихан Ахмед Абдель Фаттах эль-Шалакани), за плечами у которой больше 30 ролей в кино и на телевидении, вернулась на сцену после 20-летнего перерыва сыграв главную роль в спектакле “Коко Шанель” и др.
На счету актрисы Захрет Эль-Ола 120 фильмов и 50 сериалов, а начинала она в театре, была ученицей Юсефа Вахби, талантливого театрального педагога.
Надо сказать, актер, режиссер и педагог Юсеф Вахби снялся в 50 фильмах, имел грандиозный успех.
Несмотря на влиятельную семью, в которой он родился, юноша отказался от наследства и уехал в Рим, чтобы изучить театр. Театр он любил также, как и кино.
Вахби в 1947 году основал киностудию «Нахас». Однако из-за жёсткой цензуры в эти годы многие фильмы были выпущены только после Июльской революции 1952 года.
Он - один из выдающихся актёров в истории египетского кинематографа, входил в состав жюри Каннского кинофестиваля 1946 года.
Как правило, многие из учеников Вахби, работали успешно и в театре, и в кино.
Известно, что возрождение египетского театра, литературы и изобразительного искусства в начале XX века помогло становлению кинематографа.
Началом кинопроизводства в Александрии (город в дельте Нила) является 1927 год, а с 1935 года открылись студии «Миср» в Каире, «Лама» и «Насибиан».
В период с 1930 по 1936 год различные небольшие студии выпустили не менее 44 художественных фильмов. Известный банкир Талаат Харб Паша почти три десятилетия финансировал киностудию Misr.
До сих пор для многих знатоков кино остается загадкой, как в 20-е годы 19 века юная дева Мофида Мохамед Гонейм, взяв псевдоним Азиза Амир, вопреки осуждению семьи и окружающих, стала выступать в театре, а потом и сниматься в кино. Азиза поистине стала легендой Египта, ведь она была не только актрисой, но сценаристом, и продюсером…
Актриса снялась в 25 лентах, написала 17 сценариев для фильмов и спектаклей. Кстати, первый 90 - минутный немой фильм «Лейла» режиссера Стефана Рости вышел в 1927 году.
Он был выпущен на деньги Азизы. Сюжет мелодраматичен, он о любви деревенской девушки Лейлы, которую играла Азиза, к Ахмеду, который оставил ее беременную ради другой… что привело Лейлу к гибели.
С появлением кинокартин зрители узнавали новых актрис-египтянок. Прожившая 93 года, Амина Ризк, начинавшая карьеру в далекие 20-е годы, успела стать популярной среди зрителей, и даже сыграть в телесериалах, почти перед своим уходом из жизни.
Александрия – город, оживленный и населенный людьми, один из первых открыл у себя кинотеатр.
Затем и другие города последовали его примеру, и уже на экранах зрители увидели картины немецких, французских, американских киностудий.
На заре кинематографа египтяне предложили зрителям картины «Мертвые цветы», «Честь бедуина», «Барсум в поисках работы» и другие...
Бишара Оаким, снявший фильм «Барсум…», был удостоен «чести египетского правительства» за свои достижения в кино и театре в 30-40-е годы.
Представьте, что Оаким создал около 400 картин… По сути, он стал самым популярным режиссером египетского кино того времени.
Хотя не все фильмы Оакима были качественными и отвечали интересам зрителей, но для развития страны это был прогресс.
Все больше появляется режиссеров, прошедших школу и в Египте, в Америке и Европе. Так, Ахмед Бадрахан снял 40 картин. Известен был Юсеф Шахин, поставивший немало картин. Он -лауреат премий Каннского и Берлинского кинофестивалей.
Анвар Вагди, который, как уже говорилось, сделал звездой кино актрису Фейруз, начинал статистом в кино, а стал актером, режиссером и продюсером. Женат он был трижды, но счастлив был в браке только с Лейлой Мурад, которая пережила его на 40 лет.
А режиссер Эзз Эль-Дин Ахмед Мурад Зульфикар, который был капитаном дальнего плавания в молодости, изменил профессию…победила страсть к кино. Он снял три фильма, вошедших в список 100 лучших египетских фильмов 20 века.
Режиссер награжден Орденом Республики ( Большой кордон) и Орденом науки и искусств (1 –я степень).
Надо сказать, что Орден Республики - это египетский рыцарский орден. Орден был основан в 1953 году в ознаменование возрождения Республики Египет.
Среди награжденных дипломаты, принцы, министры, священнослужители, деятели культуры, спортсмены и т.д.
В списке награжденных Фатен Ахмед Хамама, актриса и кинопродюсер. Фатен была первой женой Эзз Эль-Дина Зульфикара.
Семья ее была небогата. Когда она выиграла в детстве конкурс красоты, ее отец отвез фотографию дочери актеру и музыканту Мохаммеду Абдель Вахабу (сочинил около 2-х тысяч песен). Он порекомендовал Фатен для съемок в картине «Счастливый день» 1939 года.
Повзрослев, Фатен стала учиться институте актерского мастерства. Режиссёр Юсеф Вахби снял Фатен в картинах «Ангел милосердия» и «Красная маска» (оба — 1946 года).
Как известно в 1952 году в Египте совершилась революция, в результате которой была упразднена монархия, провозглашена республика. До революции киностудии часто снимали музыкальные комедии. Остальные фильмы — детективы и мелодрамы, с обязательными песнями и танцем живота. Однако, и потом эти жанры также обрели свое новое существование.
50-70 - е годы совпали с появление на небосклоне новых режиссёров и этот период принято называть «золотым веком египетского кино».
Фатен Хамама становится востребованной в кино. Выходят картины с ее участием- «Борьба в долине», «Встреча со счастьем», «Любовь и слёзы», «Открытая дверь», «Требую решения!»
В 60-е годы актриса уезжает в Ливан, а потом в Лондон. После 7-летнего брака с Эзз Эль-Дином Зульфикаром, супруги расстались. От первого брака у Фатен была дочь Надия.
Это время становится переломным в судьбе Фатен. Она знакомится на съемках фильма "Борьба в долине" с египетским актером Мишелем Демитри Шальхубом. Ради брака с любимой он принял ислам и сменил имя на Омар эль-Шариф.
Всего в 60-70-х годах, на которые приходится пик популярности Шарифа, актер снялся почти в 30 картинах, среди которых - "Майерлинг", "Золото Маккенны", "Че!", "Таинственный остров" и других. Зрители знают актера по картинам в Италии, Британии, Франции, Америки. Омар снялся всего в 100 фильмах.
За 50 лет карьеры актер получил множество наград, включая три премии "Золотой глобус" и премию Сезар за лучшую мужскую роль. Он был удостоен высоких гражданских наград во многих странах, включая египетский Орден «За заслуги» и французский Орден Почетного легиона.
12 лет продолжался брак Омара и Фатен. Правда, последние годы длился их бракоразводный процесс. В 60-е годы Омар решил поехать в Америку, чтобы там сниматься, ведь до этого он ездил в разные страны на съемки картин, но Фатен хотела остаться в Египте. Несколько лет актер жил на две страны. В итоге брак дал трещину и актеру пришлось отпустить любимую жену. В этом браке у супругов родился сын Тарек.
О своей любимой Фатен Омар всегда отзывался очень тепло. О личной жизни Омара всегда ходило огромное количество слухов. Актеру приписывали романы с его партнершами по съемочной площадке - с Катрин Денев и с Барброй Стрейзанд, с которыми он снимался в одних картинах.
Фатен позже вышла замуж за доктора Мохамеда Абдель Вахаба, египетского врача. Жила в Каире.
Красавицу Фатен называют в Египте актрисой номер один… Во время празднования 100-летия египетской кинематографии в 1996 году Фатен Хамаму назвали самой выдающейся из актрис национального кино.
А 18 из её фильмов вошли в число лучших 150, из сделанных к тому времени. Неудивительно, что в 2000 году ассоциация кинокритиков Египта назвала актрису звездой века.
Этот мир они также покинули почти вместе (2015 год): с разницей в полгода, в родном городе. И в этом есть своя особая связь и своя история любви.
Любопытно, что в 1956 был принят закон об охране национальной кинематографии, по которому кинотеатры обязывали демонстрировать египетские фильмы не реже одной недели в месяц. Учреждались ежегодные премии лучшим кинематографистам.
Расширяется тематика египетского кино. Выходят фильмы – «Начало и конец», «Тупик», «Грех», «Клич куропатки», «Заря нового дня», «Выбор», Земля» и т.д.
Это и жизни крестьян, интеллигенции, о том, как трудно пробиться в профессии, и, конечно, затрагиваются политические темы.
50 лет своей карьеры режиссер Генри Антун Баракат посвятил кино. На кинофестивале в Джакарте (город в Индонезии) его картина «Баб-эль-мафтух, Эль» (1964) был признана лучшей. В Валенсии (город в Испании) удостоился внимания фильм «Взятие Фатимы в плен».
В 1995 году Баракат получил премию Египта в области искусства и литературы от Высшего совета культуры.
Академия искусств - крупный образовательный комплекс в Каире, Египет, основанный Министерством культуры тогдашней Объединенной Арабской Республики в 1959 году.
Она начиналась с трех институтов (кино, музыки и балета), но сегодня включает в себя несколько высших учебных заведений: Каирский высший институт кино, был основан в 1957 году как первый в своем роде на Ближнем Востоке и Африке. Среди выпускников института были Хичам Абу аль-Наср, Мохаммед Абу Сейф, Камла Абу Зикри, Инас аль-Дегиди, Радване аль-Качеф, Мохаммед Камаль аль-Калиуби, Марван Хамед, Саид Хамед, Мохаммед Мостафа Камаль и Сандра Нашаат.
Высший институт драматических искусств (Дамаск) входит в состав академии, основанный в 1944 году и включающий программы по актерскому мастерству. Высший институт балета основан в 1959 году
В 1976 году в Каире прошел первый кинофестиваль. Он является старейшим международным конкурсным кинофестивалем, признанным FIAPF на Ближнем Востоке и в Африке. На первом фестивале были представлены около 100 фильмов из 33 стран мира, 14 фильмов из 14 стран боролись за главный приз.
Внесли свой вклад в развитие отечественного кино и Карим Диаа Эль-Дин, Мохаммед Хамед Хасан Хан, Атеф Эль-Тайеб и Юсри Насралла и др. В разные годы Каирский кинофестиваль посещали актеры разных стран - Клаудия Кардинале, Джон Малкович, Николас Кейдж, Софи Лорен, Джина Лоллобриджида, Сальма Хайек, Марчелло Мастроянни, Курт Рассел, Питер О’Тул.
Есть актеры, которые смогли «пробиться» в Голливуд. Амир Эль Масри снялся в таких голливудских постановках, как «Информер», «Лего Марвел», «Государственный транспортер» и др. Актер Амр Вакид тоже штурмует Голливуд. Начиная с фильмов с Джорджем Клуни и Скарлетт Йоханссон и заканчивая его последним наградами шоу Hulu «Ramy».
Обладатель «Золотого глобуса» Рами Юсеф за сериал «Рами», сюжет которого отражает и его судьбу. Он также родился от египетских родителей и боролся за то, чтобы стать арабо-американским мусульманином. Еще один египтянин, ставший голливудским актером - Сэм Эль Шейх. Он снялся в шоу «Теория большого взрыва» и в «Трансформерах». Халед Абу Эль Нага снялся в «Мессии» Netflix. До этого он снимался в сериале «Викинги».
Самой почетной наградой Каирского международного кинофестиваля является «Золотая пирамида» (лучший художественный фильм), «Серебряная пирамида» (лучшая режиссура), «Бронзовая пирамида» (награда за дебютную или вторую работу, присуждается продюсеру фильма).
Еще есть Приз имени Нагиба Махфуза (режиссер, сценарист, лауреат Нобелевской премии по литературе 1988 года) – за лучший сценарий. Фестиваль также предлагает награды за достижения в карьере имени легендарной египетской актрисы Фатен Хамамы.
В рамках фестиваля проводится конкурс «Горизонты арабского кино», египетская ассоциация кинокритиков (EFCA) - конкурс художественных и документальных фильмов, есть Приз за лучший короткометражный фильм и специальный приз жюри. Есть и другие разделы фестиваля – почетный гость недели кино, Новое египетское кино, Классика игрового кино и т.д.
О.К.
https://armmuseum.squarespace.com/news-blog/2017/9/8/- https://ru.wikipedia.org/wiki
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.888815ad-65ba14e9-0a77a10f-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Faten_Hamama
https://biographe.ru/znamenitosti/omar-sharif/ https://lera-komor.livejournal.com/1308802.html https://ru.wikipedia.org/wiki/