панорама глав«Кинопанорама» - самая популярная у зрителей передача «прожила» 40 лет (1962 – 2002 годы).

Бессменным режиссером передачи была Народная артистка России Ксения Маринина. Родилась Маринина в Москве в 1922 году, окончила актёрский факультет училища им. Щепкина и в 1945 году поступила на службу в Ленком. В театре Ксения работала пять лет. В 1957 году она стала режиссёром на ЦТ СССР, навсегда связав жизнь с телевидением.

22 октября 1962 года состоялась премьера новой передачи, получившей название «Кинопанорама», которой Маринина руководила в качестве автора и режиссёра вплоть до 1995 года, когда «Кинопанораму» впервые закрыли. Возобновились показы в 1999 году, после чего программа просуществовала ещё три года.

В её представлении передача должна была рассказывать зрителям не только о новинках советского кинематографа, но и о зарубежных премьерах, и в целом освещать мировой кинопроцесс. Интервью с актёрами, репортажи со съёмок и кинофестивалей, показы старых фильмов и рассказы об истории кинематографа, новости, музыка из фильмов и встречи с теми, кто обычно остаётся за кадром.

Особое внимание Маринина и её команда уделяли молодым, начинающим кинематографистам — и актёрам, и режиссёрам, не обходили вниманием и документальное кино.

«Постепенно, от передачи к передаче, становилось ясно, что контакт с аудиторией в огромной степени зависит от личности человека в кадре. В сознании зрела мысль о программе, где один ведущий объединил бы разные кинорубрики», — рассказывала Ксения Борисовна в одном из интервью. Первым стал Зиновий Гердт, проработавший год, после чего в кресло ведущего «Кинопанорамы» садились в разное время Олег Табаков, Григорий Чухрай, Юрий Яковлев, Олег Ефремов, Ростислав Плятт и многие другие.панорама маринина

Дольше всех на этом месте задержались актёр Алексей Каплер (с 1966 по 1972), режиссёр Эльдар Рязанов, появлявшийся в кадре «Кинопанорамы» с 1979 по 1985 годы, и Виктор Мережко, проработавший ведущим программы в течение 5 лет, почти до самого её закрытия в 1995 году.

Каждый из ведущих вёл передачу по-своему, что было важной отличительной чертой «Кинопанорамы» и привлекало к ней дополнительный интерес, где люди кино говорят о своей профессии и общаются с коллегами. Маринина с теплотой отзывалась о приглашённых на эту должность звёздах: «Мы пригласили Каплера, до этого были ведущие, например, Руфина Нифонтова, артистка Малого театра.

А старый уже тогда, как нам казалось, 62 года, Каплер не был так хорош собой, но его любили все, потому что мысли, которые он говорил, рождались тут же. Он очень смешно иногда говорил, он говорил: «Ой, забыл я причесаться в кадре, сейчас приду домой, Юля скажет, опять не ту кофту надел, опять не причесался», — он мог это сказать в кадре».панорама табаков

За время своего существования «Кинопанорама» превратилась в тележурнал с благородной целью — воспитать у зрителей вкус и приучить их смотреть хорошее кино, в целом интересоваться этим видом искусства, которое развивается и в родной стране, и за рубежом. Оказалось, что слушать о кино не менее интересно, чем смотреть его, если рассказ ведётся простым, непринуждённым языком, как беседа влюблённых в своё дело людей.

«Я считаю, что стильность и развлекательность — это всё равно совершенно разные вещи. Стильная хорошая программа может быть интеллектуальная, она может быть и для глаза, что очень важно на телевидении», — говорила Маринина в интервью в 2005 году, имея в виду и телевидение XXI века, нацеленное прежде всего именно на «развлекательность».панорама табаков и ефремов

Помимо выпусков с набором рубрик, выходили и выпуски «Кинопанорамы», которые можно рассматривать как своего рода документальные программы. Одним из значимых в этом списке является, январский выпуск 1980 года, посвящённый Владимиру Высоцкому. В то время на телевидении поэта не жаловали — до самой его смерти не было ни полных трансляций концертов, ни интервью.

Только Ксения Маринина смогла добиться разрешения на съёмки Высоцкого, который и сам долгое время мечтал сняться в «Кинопанораме». По рассказам самой Марининой, трудностей у неё не возникло, хотя каждый выпуск «Кинопанорамы» утверждало руководство Гостелерадио — авторы подавали список тем и гостей и ждали «приговора».

Маринина пошла на риск и вписала в заявку, что на передаче будет Высоцкий, а сам выпуск «Кинопанорамы» будет посвящён фильму «Место встречи изменить нельзя», умолчав, что снимать собирается только поэта и выпустить эту запись планирует отдельной передачей.панорама мережко

«Пострадать мне не пришлось, мне пришлось постараться его выдать и сохранить. Я так думаю, что это получилось обманно, потому что он должен был выступить по поводу фильма Говорухина Сергея. И он мне сказал по телефону: «Ты не можешь про меня сделать передачу, сделай передачу, тогда буду говорить про кино, что же я ни разу не выступал про телевидение». И я совершенно спокойно и нормально ему говорю: «А в чём дело, давай запишем», — и думаю, как мне удастся, не знаю», — вспоминала Маринина.

Эта запись — единственное появление Владимира Высоцкого на телевидении. Поэта не стало через несколько месяцев после записи, которая длилась, по рассказам Марининой, до поздней ночи, но никто не расходился, таким интересным и важным для всех работавших над «Кинопанорамой» был этот выпуск. В эфир передача, однако, не вышла, и целиком эту запись можно было увидеть только в 1987 году в фильме Ксении Марининой «Владимир Высоцкий. Монолог».

Впрочем, сам факт существования плёнки был важным, что знавшие о съёмке работники телевидения, стоя аплодировали Марининой.

Наталья Григорьева

https://aif.ru/culture/person/1214951