slide26 l«Дайте мне такую жену, которая, как луна, будет являться на моём небе не каждый день», — то ли в шутку, то ли всерьёз просил Антон Чехов.

Ольга Книппер появилась в его жизни, когда писатель уже был болен туберкулезом — их роман длился шесть лет (с перерывами и без перерывов).  Антон Павлович постоянно проживал в Ялте из-за состояния здоровья. Так, между ними началась длительная переписка, известно о 443 письмах от Чехова к Книппер и более чем о 400 письмах от Книппер к Чехову.

Увидел он актрису, когда, приехав в Москву, пришел на спектакль МХТа по пьесе А. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». В этой пьесе Ольге досталась роль царицы Ирины. И писатель был сражен и самой Книппер, и ее игрой. Чехов хоть и был холостяком, но недостатка в женщинах не знал. Они его обожали и всегда брали инициативу в свои руки.

Тем временем у Чехова проваливались в театре пьесы одна за одной. Он даже попал в больницу. Когда же у К. Станиславского вышла «Чайка», где роль Аркадиной, досталась Ольге Книппер, в зале не смолкали аплодисменты. Весной 1901 года Чехов сделал предложение актрисе, а летом того же года они обвенчались; брак продлился три года.

Ольга родилась в Вятской губернии (ныне Удмуртская Республика); в семье инженера Леонарда Августовича (нац. немец) и его жены Анны, урождённой Зальца (профессор по классу вокала). Отец хотел, чтобы она стала переводчиком или художницей; запретил ей всякое увлечение театром… Но, когда его не стало, ей пришлось давать уроки музыки, чтобы заработать.slide 20

Кроме Ольги, в семье Книппер было два сына – Владимир, который стал инженером и Константин Нардов (наст. фам. – Книппер), будущий оперный певец и режиссёр оперного театра. Нардов поставил 30 опер, в том числе десять на сцене Большого театра - «Моцарт и Сальери» и «Паяцы» (1923), «Искатели жемчуга» (1924), «Валькирия» (1925), «Иван-солдат» (1927), «Оле из Нордланда» (1928), «Тупейный художник» (1929) и др.

У Нардова и его жены, певицы Нины Андроновой родился сын Владимир, будущий драматург, режиссер, руководитель молодёжного театра. Что же касается старшего брата Ольги, Владимира, то у него было трое детей – Ада, Ольга и Лев.231522044 0 0 1948 2048 1920x0 80 0 0 794f1decb70a7203918f3009f25de656

Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1946, 1949) Лев Книппер, известен как композитор. Ольга, прожившая 82 года (1980 год), немецкая актриса театра и кино. Несколько лет она работала в МХТе вместе с теткой, своей тезкой Ольгой Книппер, потом переехала в Германию.

От недолгого брака Ольги Константиновны с Михаилом Чеховым (племянник А. Чехова), восходящей звездой МХАТа, у молодых родилась дочь, впоследствии тоже актриса — Ада (н. имя – Ольга) Чехова. Ада, которая, как мать, работала в Германии; она трижды выходила замуж, от первого брака нее была дочь Вера Чехова, актриса и режиссер документального кино.49221a6dc71d84e58744c5aa0c830580

Племянница Ада погибла в авиакатастрофе в 1966 году (49 лет). Ее детей воспитала бабушка.

Говоря о творчестве Ольги Книппер-Чеховой, жены писателя, то надо сказать, что актриса создала на сцене образ чеховской женщины.

Она играла Раневскую в «Вишневом саде», Сарру в «Иванове», Аркадину в «Чайке», Машу в «Трёх сёстрах» и Елену Андреевну в «Дяде Ване».

Чехов понимал, что театр необходим Ольге, как воздух, и никогда не просил её оставить сцену.

Чехов и Книппер очень хотели иметь детей, но первая беременность Ольги в 1901 году закончилась выкидышем. В 1937-м году О. Книппер-Чеховой было присвоено звание «Народная артистка СССР». В последний раз на сцену она вышла в 1950-м году в роли графини Чарской в инсценировке романа «Воскресенье».

Умерла актриса в возрасте девяноста лет (1959 год). Ольгу Книппер при жизни называли плохой женой, бросившей мужа, эгоисткой и содержанкой, «безмозглой немкой» и даже просто - «дурой». Об этих сплетнях Книппер знала и никогда никому не отвечала тем же… Их роман с Чеховым, как и семейная жизнь, в основном, протекала в письмах. Актриса боготворила супруга и считала «лучшим человеком на Земле».Anton Chekhov reads The Seagull

Имя А. Чехова так прочно ассоциируется с МХТ; можно подумать, будто драматург провел в этих стенах полжизни. На самом деле всего шесть лет, ведь из-за проблем со здоровьем писатель переехал в Ялту и в Москве появлялся изредка.

И тем не менее театр и Чехов неотделимы друг от друга… здесь писатель встретил свою жену, заявил о себе как драматург, подарил театру символ в виде чайки, а спустя много лет, в 1989-м, дал ему еще и свое имя.ria 9103 tn

Как вы, наверное, знаете, судьбу МХТ решали К. Станиславский и В. Немирович- Данченко. Их встреча, длившаяся 18 часов, состоялась в гостиничном комплексе «Славянский базар» в Москве.  

Любопытно, что визитной карточкой этого заведения стал эксклюзивный коньяк, который продавался в графине, расписанном позолоченными журавлями. В конце трапезы тара доставалась гостю, оплатившему счёт. Отсюда появилась поговорка «Завтракали до журавлей».3087405 kino tarasova kino zvezda foto kollazh

Завтракали ли «до журавлей» режиссер Станиславский и драматург Немирович-Данченко сказать трудно, но помимо всего, основателей театра волновал вопрос, каким спектаклем открыть сезон, тогда еще,  художественно-общедоступного театра (с 1901 года —МХТ, с 1919 года — МХАТ, с 1932 года — МХАТ им. М. Горького).

Немирович предлагал начать с «Чайки», но Станиславский его идею не поддержал. Оба упомянули "Царя Федора Иоанновича" по пьесе Алексея Толстого, на нем и сошлись. И хотя к этому времени 30 лет пьеса находилось под запретом (играть нельзя было ни в провинции, ни в столицах), «отцы» МХТ отступать не хотели и, преодолев все проволочки, выпустили «Царя…» в октябре 1898 года.68142

Сегодня говоря об Иване Москвине, сыгравшего роль царя Федора в постановке „Царь Федор Иоаннович“, нельзя не сказать и об актрисе Алле Тарасовой, которая стала его второй женой.

Первой женой Москвина была Любовь Гельцер, актриса МХТа; она родилась в семье солиста балета В. Гельцера, ее сестрой была балерина Екатерина Гельцер.

Из двух сыновей в их семье старший Владимир стал актером. 

Ну, а будущий лауреат двух Сталинских премий первой степени (1943, 1946), 24-летний Москвин приехал в Москву по приглашению В. Немировича-Данченко.

Роль царя принесла Москвину известность, он играл её 600 раз на протяжении 45 лет. К. Станиславский в шутку называл его «кормильцем МХАТа». Москвин был предан театру; в 1943 году после смерти В. Немировича-Данченко стал директором МХАТа и занимал этот пост до конца жизни.

Ну, а до этого актер работал в провинции. Он сопровождал в антрепризах Гликерию Федотову, актрису Императорских театров, и Зинаиду Малиновскую, антрепренёра, актрису, где как-то за один сезон выступил в 77 ролях… Несколько лет он служил в театре Корша (создатель – Ф. Корш), играл в комедиях и водевилях.  518e139459382470e9b572960830f27e

Что же касается Аллы Тарасовой, то для нее замужество и жизнь с Москвиным стало спасением.  Известно, что брат актрисы был в армии А. Деникина, а ее сестра вышла замуж за белогвардейца и уехала во Францию. Но когда труппа МХАТа приехала в США на гастроли во главе с К. Станиславским, режиссер уговорил Тарасову вернуться вместе с ними в Россию.

Актриса никогда об этом не пожалела; она получила пять Сталинских премий первой степени, три ордена Ленина и много других наград. На протяжении многих десятилетий Тарасова была любимицей страны.screen8

Вместе с Москвиным они были десять лет. Не так уж и много, учитывая, что она оставила первого мужа ради Москвина, а Москвин ушел от жены. Правда, он был старше Тарасовой на двадцать лет. Как пишут биографы, актриса ушла от Москвина, на сей раз к генерал - майору авиации А. Пронину. Кстати, поговаривали, что «убитый горем» Москвин вернулся в прежнюю семью…

Надо сказать, что племянница Тарасовой, дочь ее старшей сестры, Галина Калиновская тоже стала актрисой. А у Ивана Москвина был младший брат, Михаил Тарханов (Москвин), тоже актер, лауреат Сталинской премии I степени (1943) и Кавалер двух орденов Ленина (1938, 1947).843865

Братья участвовали в воспитании племянника Анатолия Горюнова, будущего актера; его матерью была сестра Ивана и Михаила Москвиных. Жена Михаила Тарханова тоже работала в МХТе, как и их сын, Иван Тарханов, который был профессором Школы-студии МХАТ. Внучка Михаила Тарханова, Елизавета Жарова (Москвина-Тарханова), -актриса Театра имени М. Ермоловой.uwXz35VH iE

Как известно, основу молодой труппы МХТа составляли воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, в том числе - В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева, М. Андреева, В. Лужский и т.д.

Так, в первом сезоне актриса Мария Роксанова (Петровская) сыграла княжну Мстиславскую в “Царе Федоре Иоанновиче”, Исмену в “Антигоне”.

Вскоре она вышла на сцену в роли Нины Заречной в чеховской «Чайке». Актриса не сразу пришла в театр, она, что называется, начинала с «дачных» спектаклей, пока ее не заметил Станиславский.

Существует версия, что отдавать К. Станиславскому пьесу А. Чехов не хотел, припоминая провал ее в Александрнском театре с блистательной Верой Комиссаржевской в роли Нины Заречной.

Но новаторы МХТ – Станиславский и Немирович-Данченко на свой страх и риск решились поставить «Чайку», не предполагая, какой успех пьеса вызовет у публики. Главные роли достались ведущим актерам, в том числе: О. Книппер (Аркадина), Э. Мейерхольду (Треплев), М. Роксановой (Заречная), К. Станиславскому (Тригорин), А. Вишневскому (Дорн), М. Лилиной (Маша)…

Волнение среди актеров было огромное. Все артисты боялись провала; одна артистка упала в обморок, после первого акта зал сидел в полном молчании. Но вдруг по окончании спектакля раздался гром аплодисментов, это был успех.KOG 085080 00002 2 t222 184119

Эту первую «Чайку» в МХТ сыграли всего 63 раза, хотя все другие спектакли по чеховским пьесам отличались долголетием. Что касается первой исполнительницы Нины – Марии Роксановой, то критики сошлись во мнении, что она сыграла «слабее всех…» других актеров. На ее отстранении от участия в спектакле, говорили, что настаивал и Чехов. Кто-то, ища причины неудач актрисы, ссылался на несогласованность режиссерских задач перед ней…   29892940918 7a641a476d 

…кто-то говорил, что предыдущая роль в спектакле «Счастье Греты» актрисе не удалась, и она не смогла восстановиться… так быстро, ведь Заречную ей пришлось играть буквально через несколько недель…    

«Чайка» не стала последней работой актрисы в МХТ. Но в 1902 она покинула труппу, потом работала в театре "Товарищество Новой драмы" В. Кошеверова и Вс. Мейерхольда, затем в театре А. Санина, участвовала в антрепризе своего мужа, также бывшего актера МХТ Н. Михайловского.

Позднее эмигрировала; в начале Второй мировой войны вернулась в СССР, была принята в Камерный театр. Умерла в доме ветеранов сцены.5d4cb3d36da89

Но несомненно, в МХТ была целая плеяда талантливых людей – С. Халютина, М. Самарова, Е. Муратова, В. Грибунина, Н. Михайловский, Л. Коренева, Н. Подгорный, А. Лаврентьев, Н. Бромлей, Б. Сушкевич и др.

К. Станиславский Леонида Леонидова (Вольфензон), который прослужил в МХТе 38 лет, называл «единственным русским трагическим актёром». Брат Леонидова, Яков, тоже был актером; сын Леонида Леонидова, Юрий и дочь Анна также выбрали профессию отца.

А актер МХТ Георгий Бурджалов сыграл около 40 ролей; был женат на одной из ведущих актрис театра Маргарите Савицкой.

После Октябрьской Революции театр оказался в сложном положении. Его стали обвинять в "нежелании" принять революционную действительность, и даже в саботаже. Основанием послужила то, что, выехавшая в 1919 году на гастроли по провинции страны, группа актеров МХТ вместе с В. Качаловым, отправилась за рубеж…

Это произошло не по вине актеров; в результате военных действий они оказались отрезанными от Москвы… Среди «пострадавших» актеров оказался и Николай Массалитинов, один из основателей 2-й студии МХТ, но больше известный, как брат Варвары Массалитиновой, актрисы, лауреата Сталинской премии второй степени (1941).

Вынужденная эмиграция стала для него постоянной. Вместе с актрисой МХТ Марией Германовой (Бычкова) они играли в театрах Праги, Парижа и др. Для многих театралов Германова осталась в памяти в роли Анны Карениной, ведь эту роль она сыграла в картине «Анна Каренина» (1914 год) В. Гардина.   

В «качаловской группе» была и одна из красавиц МХТ, Ольга Гзовская, со своим мужем — актёром В. Гайдаровым. Они в 20-е годы, тоже остались после гастролей за границей. Актриса работала в Эстонии, Латвии и Литве, Чехословакии, Польше, Германии, где совместно с мужем организовала киностудию. В 1932 году Гзовская вернулась в Советский Союз, уже известная, как актриса немого кино.a ignore q 80 w 1000 c limit 1 1

Актриса МХТ Мария Успенская, тоже осталась в США и вместе с актёром Ричардом Болеславским основала школу драмы, активно пропагандируя метод Станиславского. Она также снималась в Голливуде. Успенская была впервые выдвинута на премию «Оскар» за свою дебютную американскую роль в фильме «Додсворт» (1936) как лучшая актриса второго плана. Она умерла от инсульта в 1949 году (73 года) во время пожара в своем доме, где она уснула с сигаретой в руке.AGWIgCcEx6g

Эмигрировала и актриса МХТ Варвара Булгакова вместе с мужем-актером Львом Булгаковым, играла главным образом в бродвейских театрах Нью-Йорка. Вера Барановская, актриса МХТ и антреприз, покинула страну в 1928 году, работала в Германии. 219410918

По окончании гастролей в Россию не вернулась и талантливая актриса Мария Крыжановская, жила в Париже, в сезон 1930/31 г. работала с М. А. Чеховым. 

Во многом тяжелая болезнь мужа, скульптора Аркадия Бессмертного, побудила ее оставаться за границей.

Чуть раньше уехала из страны актриса МХТ Мария Андреева, гражданская жена М. Горького (с 1904 по 1921 год). В СССР она вернулась в 1928 году, но на сцену больше не выходила, Марии Фёдоровне было уже 60. Актер и художник Серафим Судьбинин, после революции 1917 года уехал в эмиграцию; жил в Париже, затем    в США.

В 20-е годы труппа МХТ поделилась надвое. «…осталось несколько хороших артистов и подающая надежды зеленая молодежь и ученики», — писал о сложившейся ситуации Станиславский. А 1922 года наконец-то воссоединившийся Художественный театр поехал на длительные гастроли в Европу и Америку.

В это же время в МХТ пришли новые актеры, среди них – И. Певцов, И. Раевский, М. Тарханов (Москвин), В. Орлов, Е. Морес, О. Андровская, Н. Баталов, В. Бендина, А. Грибов и др. В театре в разное время работали семейные пары-актеры (муж и жена), (братья, сестры), (дяди (тети) и племянники) и т.д.4MKPoUu1tu4

Так, реформатор театра К. Станиславский работал в театре вместе со своей женой, актрисой М. Лилиной. Как известно, родственники Станиславского тоже посвятили себе искусству. Его братья Борис и Владимир были актерами, сестры Анна, Зинаида и Любовь – театральными актрисами, а сестра Мария Алексеева стала оперной певицей (колоратурное сопрано); в разные годы жена режиссёра и певца П. Оленина, оперных певцов В. Севастьянова, С. Балашова.88

Есть мнение, что, несмотря на обожание женщин, Станиславский был примерным семьянином, а его единственной страстью был театр. Станиславский и Немирович-Данченко начали создавать театр с подбора актеров; им был важен не только талант, но и самобытность артистов, их характер, идейность…

Как-то «посмотрев» Василия Качалова, К. Станиславский посетовал на то, что он «испорчен» провинцией… Качалов страшно расстроился, жалованье ему пообещали немалое, которое надо было оправдать. К тому же он только женился на красавице-актрисе Нине Литовцевой (баронесса Левестамм).  EiUaJqCgDLw

Поначалу Качалову ролей не давали, на репетиции не звали: оставалось лишь дождаться первого жалованья, да вернуться в Казань.

И вот... дебют в «Снегурочке» (1900 год) в роли Берендея. Это был успех актера. Потом были «Чайка», «Три сестры», «На дне», «Юлий Цезарь», «Вишневый сад», «Иванов», Дети солнца», «Горе от ума» и др. 

Он играл царей и нищих, играл пьесы Чехова и Горького, Андреева, Ибсена и Гауптмана.

О Василии Качалове, одной из легенд МХТ, написано много. Критики его ценили, режиссеры боготворили, женщины обожали…

Качалов попал в МХТ по воле случая… К себе он был критичен и при его красоте, мужественности и таланте, испытывал неуверенность всякий раз, выходя на сцену.  Будущий лауреат Сталинской премии I степени (1943) Качалов, обосновался в Москве, во МХТе, по приглашению все того же В. Немировича-Данченко, собирателя талантов.

Во МХТе Качалов прослужил 22 года, сыграл 50 ролей… создал школу сценического мастерства, где делился «актерскими секретами». Кстати, сменить фамилию Шверубович на более звучную Качалов ему посоветовал А. Суворин - издатель, в театре (театр литературно общества) которого начинал когда-то Качалов. Затем у актера были Казань, Саратов…

Литовцева всегда была рядом с мужем; ее считали человеком сложным и неуживчивым, а кто-то называл ее «душкой». Вскоре актриса увлеклась политикой, участвовала в подпольной работе РСДРП. Но, когда Нина разочаровалась в коммунистической идее, Качаловых считали лояльными к власти и не притесняли.

Но их семейная жизнь не была безоблачной. Конечно, Качалов, как известно, нравился женщинам… Литовцева находила дома письма, записки от дам и разных поклонниц мужа… Она скандалила, но это не шло впрок. Особенно ее задел его роман с актрисой Ольгой Пыжовой. Потом были и другие интрижки…и опять ссоры и слезы…

Вскоре на Нину свалилось еще одна беда. Она заболела. Когда она простудилась, началось воспаление среднего уха, понадобилось сделать две трепанации черепа. Потом началось заражение крови, и Нине пришлось пережить ещё 3 операции... До близких доходили её разговоры о самоубийстве, но ей удалось преодолеть болезнь… Но о сцене, танцах, о новых детях (у них с Качаловым уже был 6-летний Вадим) нечего было и мечтать. Стала увядать и ее красота.

В годы Первой мировой войны Нина как сестра милосердия уехала с санитарным отрядом на фронт. Качалов, как уже известно, сначала выступал с театром за рубежом, потом решил остаться в эмиграции. Дело решили К. Станиславский с В. Немировичем-Данченко, написав эмигрантам-мхатовцам письмо с просьбой вернуться во имя театра. Качалов приехал в Москву первым.

Ну, а с 1922 году Литовцева работала в МХАТе как актриса и режиссёр. Актрисе многие завидовали, и даже испытывали ревность; на ее долю выпал тяжкий крест...Семья держалась на ее всепрощенческой любви. Актриса пережила Качалова на шесть лет, ее не стало в 1956 году (78 лет).

Их сын Вадим стал театральным деятелем, с 1946 года преподавал в Школе-студии имени В. И. Немировича-Данченко; один из основателей театра «Современник» (1956). Женой его стала Елена Дмитриш, солистка балета Большого театра, позже педагог Музыкального театра. 

Известно, что у Шверубовича от актрисы МХАТа Ольги Бартошевич был внебрачный сын – Алексей Бартошевич, театровед. В семье Шверубовича выросла дочь Мария, актриса. Она работала в театре «Современник». В её репертуаре такие спектакли, как «Двенадцатая ночь», «Погода на завтра», «С любимыми не расставайтесь», «Обратная связь», «Не стреляйте в белых лебедей», «Эшелон» и «Вечно живые».  

В браке Марии Шверубович и ее супруга Бориса Любимова, театроведа и педагога, ректора Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина (с 2007), родилась дочь Ольга Любимова, ныне министр культуры РФ.

В 1920 году Художественный театр, наряду с Малым и Александринским, стал одним из первых драматических театров, возведённых в ранг академических, и превратился во МХАТ.  

О.К.

https://chernihivski.info/ru/eternal-997-ilya-sacz-vydayushhijsya-kompozitor-i-dirizher-proslavivshij-chernigovshhinu https://pikabu.ru/story/kakim_na_samom_dele_byil_dorevolyutsionnyiy_teatr_7717226 https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post299729788/ https://rg.ru/2020/08/09/basinskij-avdotia-panaeva-byla-ne-tolko-glavnoj-muzoj-nekrasova.html https://belan-olga.livejournal.com/2483689.html https://m-llekolombina.livejournal.com/101243.html https://kulturologia.ru/blogs/080621/50081/ https://www.kp.ru/daily/26369.7/3250118/ https://iknigi.net/avtor-vyacheslav-bondarenko/128558-100-velikih-rossiyskih-akterov-vyacheslav-bondarenko/read/page-8.html https://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/ https://thea-calendar.livejournal.com/57407.html https://diletant.media/articles/25581354/