Кивели Адриану, актриса, известна по фильмам "Мадам Икс" (1954) и "Не та дорога" (1933). А ведь она одна из легендарных актрис первой половины XX века. В истории греческого театра ее называют просто как Кивели.
Ей не было и 15 лет, как Кивели поступила в драматическую школу Королевского театра в Афинах (1903 год). Но через три месяца режиссер, писатель Константин Христоманос пригласил юную Кивели в театральную труппу «Новой сцены». Молодые любители театра, среди которых были актеры, писатели и драматурги, стремились создать «свой» театр, где не было бы места скуки, чопорности и лицемерия.
Кстати, «Новая сцена» - это поворотный момент в истории греческого театра и театрального образования. Очаровательная Кивели стала главной актрисой театра и музой режиссера. Репертуар Христоманоса включал Г. Ибсена, Л. Толстого, И. Тургенева, А. Бека (чьи работы он переводил сам), греческих драматургов Д. Коромиласа, Х. Анниноса, Я.Камбисиса, Г. Ксенόпулоса и др.
Кивели с блеском сыграла Джульетту в «Ромео и Джульетте», потом выступила в «Алкесте» Еврипида, в «Дикой утке» Г. Ибсена, в «Трактирщице» К. Гольдони. Столица гудела, воспевая красоту и талант Кивели. В эти годы она выходит замуж за актера Мицоса Мирата. От этого брака у Кивели родился сын, ставший архитектором, и позже – дочь, известная актриса, Миранда Мират.
Однако, новые подход в организации театра, не всегда понятный зрителю репертуар, привели «Новую сцену» к упадку. В 1906 году театр перестал работать. Но, ставшая впоследствии главной театральной соперницей Кивели, актриса Марика Котопули поддержала режиссера и сыграла позже в его пьесе «Три поцелуя».
Кивели, не любившая супруга и вышедшая замуж за него лишь по настоянию приемной матери, со своим любовником, предпринимателем Костасом Теодоридисом уезжает в Париж, оставив мужа и детей. В столице об этом говорили недолго, это был стереотип поведения многих актрис.
Историки кино, когда вспоминают о Кивели, то всегда говорят о ее детских годах. Ее нашли брошенной в корзинке младенцем на пороге обувной мастерской. На крестике у нее на шее было выгравировано имя Кивели. Кто были настоящие родители актрисы, никто не знает.
Но есть еще одна версия. Семья Адрианос удочерила маленькую девочку, взяв ее из приюта. Талант к декламации у девочки развился в детстве. Когда учителя Кивели сказали родителям, что девочку ждет большое будущее, они отказались от своего решения сделать ее швеей.
Так Кивели и попала на сцену… Итак, ее отъезд в Париж. Он длился недолго. Она вернулась в Грецию, со вторым мужем и дочерью Алики, тоже ставшей впоследствии актрисой. Кивели создает вою труппу и начинает работать. Ставит спектакли, вступает в конфронтацию со своей соперницей Марикой Котопули. Кстати, первый супруг Кивели, Мират вторично женился на сестре Марики.
Вклад Марики Котопули в развитие греческого театра был не менее значителен, чем у Кивели. Марика получила прекрасное образование, в 1908 году создала свой первый театр. В 30-е годы Котопули создает новый театр «Свободная сцена», который позже станет филиалом Националього театра.
Ещё при жизни прекрасная Марика была награждена орденом короля Георга I в 1921 году. В 1923 года она получила знак отличия Министерства образования Греции. В 50-е годы была учреждена премия имени актрисы.
И вновь вернемся к биографии Кивели. Перед началом Второй Мировой войны актриса выходит замуж в третий раз, за губернатора острова Хиос (в составе территории Греции) Георгиоса Папандреу.
Кивели было 40 лет, она родила сына и была безумна счастлива. Позже актриса скажет, что Георгиос был ее единственной любовью…
В 40-годы Кивели и ее семья уехали на Ближний Восток. Возвратившись в Грецию, Кивели вновь вернулась на сцену, где встретилась с Марикой Котопули. Политические и творческие разногласия теперь не имели значения, обеим актриса было больше 60-и лет…
Кивели пережила Котопули на 22года. Институт (наследия) Кивели создан в городе Эрмуполис на острове Сирос. В городе также есть дом-музей в память об актрисе.
Но стоит, наверное, сказать об истории создания театров в Греции. Известно, что греческий театр имеет едва ли не древнейшие традиции в мире, первоначально театр служил видом чествования бога Диониса. Театры в Афинах скоро стали местом для проведения народных собраний. А потом сюда стали стекаться поэты и драматурги… Появились хор и актеры…
Представления в театрах шли с рассвета до заката. Поэтому зрители, которые находились в театре, там же пили и ели. Поистине, революционным стало событие – появление на сцене женщин. Так, Мария Ангелики Дживитца считается первой актрисой театра (1840 год.) Что стало с ней, история умалчивает, обычно актрисы выходили замуж за богатых людей и больше не играли на сцене. А еще был создан Комитет Афинского театра, который обучал женщин актерской профессии. С ними заключали договор, выдавали жалованье.
В числе первых актрис были - Афина Ио. Филиппаки, Екатерини Панайоту, Мариго Г. Доместини, Мариго Девтериди. Кстати, Екатерини Панайоту работала простой рабочей на фабрике по обработке шелка.
Афина Филипаки и Екатерини Панайоту вышли удачно замуж, и они на сцене больше не выступали. Или вот еще любопытные факты.
Некто Екатерина Верони создала свою труппу. Ее соперницей по сцене была Евангелия Параскевопулу. Екангелию считают настоящей примой того времени…
В 1910—1920 годы в греческом театральном искусстве заметны признаки упадка. Но вскоре театры наводняются пьесами авторов Г. Ксенопулосом, П. Нирванасом, Д. Тангопулосом, П. Хорн, Д. Богрисом и другими. И Котопули, и Кивели собирают вокруг себя талантливых драматургов и актеров.
Растут как на дрожжах, разные труппы, рождаются коммерческие театры. Однако, спектакли Афинского Национального театра, основанного в 1932 году, привлекает таких актеров, как П. Гаврилидис, В. Логофетидис, Д. Мират, Г. Паппас, А. Яннидис.
Но не только театр, но и кино начинают интересовать зрителей. Не стоит забывать, что еще в 1896 году в Афинах стали показывать фильмы-сценки французских изобретателей, братьев Луи и Огюста Люмьер.
Первый немой фильм - «Гольфо» принадлежит греческому режиссеру Констадиносу Багаторису (1915 год), основан он был на пьесе. 20-30 годы связаны с появлением звукового кино…
Но не все было просто. Выпуск первых фильмов со звуком в большинстве стран — в Швеции, Дании, Норвегии, Польше, Югославии, Греции, Румынии, Болгарии был далеко не профессиональным: кинокомпании возникали повсюду, но быстро прогорали, фильмы были среднего или низкого качества,
Кстати, кинотеатры под открытым небом, или «летние», как их называют греки, — давняя традиция по всей Греции. Впервые первый кинотеатр удивил зрителей в 1910-1911 годах… В них набивалось огромное количество зрителей. Они были в новинку, и посмотреть кино хотелось всем…
Во многих кинотеатрах сейчас перед началом фильма публику развлекают певцы, а в столовой можно попробовать сырный или вишневый пирог, домашнее вино. Кинотеатр Cine Paris действует с 1920 года… правда, у него часто менялось руководство, но бронирует билеты в кассах даже зрители из таких стран, как Индия, Канада, США и Германия.
Кино и театр взаимосвязаны… Нестабильная обстановка в Греции приводила к тому, что или театры вынуждены были создавать новые труппы из-за уезжающих актеров, или кинокомпании искали себе новых спонсоров или вынуждены были простаивать…
В 30-е годы одной из участниц театрального движения в Греции была Катина Паксино. 10 лет она отдала театру. В годы войны Катина уехала в США, где стала сниматься в кино, дебютировала в фильме "По ком звонит колокол" (1944) и получила премию "Оскар", а потом и «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана и премию.
Знаменита в те годы на театральной сцене была и Элени Пападаки. Однако участь актрисы была трагичной, она была казнена по обвинению в связи с немецкими оккупантами. Актрису Теони Дракопулу называли «поэтессой любви», к ее стихам обращались композиторы, драматурги и скульпторы.
Жизнь Теони тоже была тесно связана с «Новой сценой» Константина Христоманоса. Много лет отдала Национальному театру актриса Анна Синодину. Она сыграла 17 героинь в трагедиях и комедиях античных авторов («Антигона», «Электра», «Андромаха», «Ифигения», «Лисистрата»).
Анна также стала одним из основателей театра Ликавит (театр под открытым небом), в котором на протяжении многих лет была импресарио.
Несколько лет Анна избиралась депутатом парламента. По её инициативе была создана Государственная школа танца.
Анна была награждена медалью благодеяния и греческим «Орденом Феникса», медалью города Афины, отличиями Дании, Италии, Франции, Ливана, премией Пиранделло и два раза — Премией им. Марики Котопули.
«Орден Феникса» был учрежден в 1926 году взамен королевского ордена Георга I. В период с 1927 по 1935 годы орденом награждали лишь иностранных деятелей. И только после восстановления монархии в 1935 году «Орденом Феникса» стали снова награждать греков.
Был период, когда известные театральные деятели Димитрис Хорн, К. Андреади, К. Мусурис, имевшие собственные труппы, все чаще обращались к постановке легковесных «бульварных» пьес, ведь театры имели небольшие деньги для своего существования.
С 1955 года в Греции стал проходить Афинский фестиваль, где проводились музыкальные, а еще театральные и другие культурные мероприятия. На фестивалях в разное время блистали Рудольф Нуриев, Мария Каллас, Мстислав Ростропович, Лучано Паваротти, Джордж Баланчин, Марго Фонтейн и др.
Кстати, многие актрисы старой школы получали театральное образование. Прожившая 97 лет, актриса театра, кино и телевидения Смаро Стефаниду училась в школе Национального театра. Еще на заре своей юности она попала в театр примы Греческого театра Марики Котопули. С 1952 года она была актрисой главной роли в компании Василиса Логотетидиса, с которым оставалась до его смерти в 1960 году.
Коллегами по театру Смаро были и Димитрис Хорн, Янис Фертис, Алики Вугиуклаки, Никос Курколос, Рена Дор, Джоли Гарби и др. «Четыре шага» был первым фильмом в карьере Смаро. Потом последовали и другие. Но большую часть жизни она отдала телевидению. Среди них – «Мистер, любовница и мама», «Истории любви», "Последние внуки" и др. Элли Ламбети, которую сравнивали с по силе таланта с Сарой Бернар, прошедшая тоже театральную школу у Марики Коцопули, сразу заявила о себе, как о талантливой актрисе.
Спектакли с участием Элли «Стеклянный зверинец», «Антигона», а еще «Кровавая свадьба» принесли ей популярность. С 1959 года актриса жила в Америке, где продолжала играть в театре.
К числу наиболее значимых театральных ролей относится роль Бланш в пьесе «Трамвай „Желание“».
В театре актрисы Марики Котопули и Дженни Карези играла главные роли вместе с такими актёрами как Алексис Минотис и Катина Паксино, заявив о себе, как об актрисе разноплановой, которой были подвластны все жанры.
Кстати, многие театральные режиссеры начинают работать параллельно и в кино, когда настало время «золотого века» в кино.
Как известно, с 1950-х принято считать новым возрождением греческого кино. Главные темы, которые разрабатывают режиссеры в это время – это настоящая жизнь, семья, любовь, урбанизация, массовая миграция, устройство общества.
Сейчас в каждом районе Греции есть кинотеатр - «летний» зал отдыха... Некоторые из них так же стары, как сама история кино, они расположены на крыше с видом на Акрополь; другие, более поздние участники, находятся прямо на воде под музыку парусных мачт, раскачивающихся на летнем ветру.
В период «золотого века» в Греции несколько лет подряд создавалось около 100 художественных фильмов в год, а в 1966 году их было -117. Кинолента «Вечность и один день» Тео Ангелопулоса завоевала «Золотую пальмовую ветвь». В 1975 году его картина «Комедианты» получила награды на трёх международных кинофестивалях (1971 и 1973 в Берлине; в 1975, 1984 и 1995 в Каннах; в 1980 и 1988 в Венеции).
Алексис Дамианос принимал участие в развитии греческого кино, является основателем двух театров в Афинах, Экспериментальном Театре и Театре Пория. Его картина «Евдокия» (1971) без прикрас показывает бедствующих людей, живущих в Афинах начала 1970-х. В центре повествования — роман солдата и проститутки, переросший в брак. Непредвзятый сюжет «Евдокии» греками считается одним из главных национальных фильмов, даже несмотря на огрехи актерской игры.
Мария Василиу, сыгравшая главную роль в картине, была удостоена премии на фестивале в Салониках в 1971 году за лучшую женскую роль. Актриса-любитель сыграла всего в 4-х фильмах, ушла из жизни в 38 лет.
Дебютный фильм Марии Плайты “Помолвки” вышел на экраны в 1950 году, и это был первый случай, когда женщина в Греции подписала контракт на фильм в качестве режиссера. В течение 20 лет она создала множество мелодраматических картин.
В 1960-м в Салониках (город в Греции) провели первый в стране кинофестиваль (основан в 1960 году (TIFF), который собрал вокруг себя режиссеров и кинокритиков. Фестиваль – это платформа для кинопрофессионалов из Греции и Юго-Восточной Европы.
Фильмов, отмеченных наградами на кинофестивалях за эти годы, было немало. Среди награжденных есть имена известных режиссеров, сценаристов, актеров… Главный приз фестиваля (с 1992 по 2008 годы) – «Золотой Александр», «Серебряный Александр», «Бронзовый Александр».
Греческую актрису и певицу Алики Вуюклаки называли Национальной звездой Греции. Еще в 60-е годы получила первую награду за лучшую женскую роль в фильме "Мадалена" на кинофестивале в г. Салоники. Она снялась в 42 фильмах, в основном в мюзиклах, телевизионных программах и театральных постановках.
«Поле битвы -Константинополь» - 1970 года, где снималась Алики, о немецкой оккупации Греции, имел большой кассовый успех в греческом кинематографе. Рекорд держался 30 лет…
Катерина Гогу, актриса и поэтесса, стала призером премии в Салониках за фильм «Тяжелая дыня». Фильм с участием Елены Натанаэль «Одна ночь для любви» был отмечен за лучшую женскую роль на кинофестивале в Салониках 1968 года.
Однако в конце 70-х годов в отечественной индустрии кино начался спад, и актриса практически не снималась. Это был удел для многих звезд того времени. В последние годы жизни Натанаэль изредка снималась в «мыльных операх», а еще вместе со спутником жизни Тасосос Митропулосом, бывшим футболистом, занималась производством вина. «Чародейки греческого кино», как называли ее земляки, не стало в 60 лет…
Известной была в Греции Марта Карагианни, которая снялась в 19 картинах. А Марика Кревата постоянно гастролировала по стране, то снимаясь в кино, то играя в опереттах. При этом актриса успевала работать в театральной труппе Маноса Филиппидиса. 6 десятилетий охватывает карьера Ксении Калогеропулу. У нее более 40 картин и телешоу. Еще в 1964 году актриса получила награду в Салониках, за лучшую женскую роль в картине «Свадьба по-гречески». Ксения ушла из кино в 80-х годах, посвятив себя телевидению.
Греко-итальянская актриса, невероятно популярная, Ивонн Сансон снялась в 46 картинах, любила работать в Италии. Маро Конту была не только актрисой, но и политиком, а в фильмографии актрисы Беаты Асимакопулу тоже немало картин и довольно успешных. Мэри Хронопулу тоже славилась популярностью, снимаясь в кино, работая в театре и на телевидении. Мэри завоевала премию за исполнение роли в фильме «Дети ласточки» 1987 года, которую получила на фестивале в Салониках.
Несмотря на волнения в Греции, Гражданскую войну, бедность и развал экономики работа режиссеров Михалиса Какояниса («Стелла») и Никоса Кунтуроса («Дракон») привлекла международное внимание.
В 1970 году был основан Греческий центр кино, который до 1988 года оставался единственным кинопроизводителем в стране. Потом возникли Афина Фильм, Фильмы АсDag Films, Фильм Астра, Фильмы о героях (греческий: Ἡρώ), Фильмы Олимпии и т.д. Теперь их множество…
Режиссер Тео Ангелопулос входит в плеяду известных творцов греческого кино - Михалиса Какояниса, обладателя двух премий «Оскар» за ленту «Грек Зорба» в 1964 году, а также Костаса Ферриса.
А еще - Никоса Панайотопулоса, Коста-Гавроса, греческого и французского режиссёра. Коста-Гаврос - двукратный лауреат премии «Оскар» за Лучший фильм на иностранном языке («Дзета») и Лучший оригинальный сценарий («Пропавший без вести»).
А фильм Ангелики Антониу «Эдуард» (2006) был показан на 40 фестивалях, получил 18 наград. Сегодня она продюсер, режиссер и сценарист. В фильмографии режиссера Пантелиса Вульгариса почти нет фильмов, которые бы не были отмечены высокими наградами.
Греческая актриса и певица Ирини Папас (Эйрини Лелеку) была удостоена премии МКФ в Таормине (город в Италии) за выдающиеся достижения в искусстве (2005), ей также вручены премии «Золотая стрела» в 1993 году на кинофестивале в Хэмптоне (штат Нью-Йорка) и «Золотой лев» в 2009 году на Венецианском Биеннале.
После окончания Королевской школе драматического искусства в Афинах Ирини потрясла зрителей, когда впервые вышла на сцену, играя в пьесах Г. Ибсена. Кроме Греции, актриса снималась в кино, в Италии, Франции, США, Португалии, Югославии и других странах. На её счету 85 фильмов, многие принадлежат известным режиссёрам. 50 лет длилась карьера Ирини.
Фильмы - «Падшие ангелы», «Электра», «Троянки», «Океан» принесли актрисе известность. Во второй половине 50-х греко-американский кинорежиссер Элиа Казан открыл для Папас дверь в Голливуд. Так, она снялась в вестерне «Похвала дурному человеку», «Пушки острова Наварон», «Антигона» и др.
Как и многие деятели культуры, Ирини в период правления «черных полковников» жила в Италии и Америке. Именно в это время она создает трагический образ Екатерины Арагонской в ленте «Тысяча дней Анны», где роль Генриха VIII блестяще сыграл Ричард Бертон.
Греческая красавица два раза была замужем, но оба брака распались. Долгое время актрису связывали романтические отношения с покорителем женских сердец, актером Голливуда Марлоном Брандо. Однако актер был непостоянен. Известно, что у него были интрижки с Мэрилин Монро, Брижит Бардо, брак с индийской актрисой Анне Кашфи, потом отдал предпочтение мексиканской актрисе Мовите Кастанеде…Всего у Марлона оказалось 11 родных детей и трое приемных.
У Ирини детей не было. В старости она вспоминала, что никого не любила из мужчин так, как любила Марлона. Ирини четыре года не дожила до своего столетия. Актриса олицетворяла собой греческую красоту на экране и на театральной сцене, была международной звездой, излучающей греческое происхождение.
Оперу и балет тоже поднимают на международный уровень…И этому способствовали такие дивы, как уже упомянутая Мария Каллас, София Вембо, которую называли «голосом надежды» греческого народа. А «примадонной» греческой музыки была Маринелла (Кириаки Пападопулу).
Маринелла гастролировала по всему миру. Сегодня певице 85 лет, но она остаётся нестареющей, как и её творчество. Нельзя не назвать таких певиц как Сотирию Беллу, Нану Мускури, Харис Алексиу, Анну Висси и т.д. Кажется, что «вся Греция поет».
О.К,
https://biography.wikireading.ru/130252 https://24smi.org/celebrity/230263-iren-papas.html https://postmodernism.livejournal.com/2429882.html
https://supertravelr.com/ru/trip/greece/the-top-10-greek-film-directors-you-should-know-073DA9C59B/ https://netrmed.livejournal.com/171625.html
https://kinoart.ru/cards/kratkaya-istoriya-grecheskogo-kino-ot-vechnogo-krizisa-i-soft-porno-do-angelopulosa-i-lantimosa?noredir=true
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.e08a0c3d-65a79afd-0b4bf58d-74722d776562/ https://www.ilovegreece.ru/about-greece
https://cineuropa.org/en/schoolprofile/294745/ https://surfgrpress.blogspot.com/2021/06/Grecheskie-aktrisy-19-veka.html