гурченко главКогда актрису попросили сыграть директора ткацкой фабрики, она была растрогана. Ее руки сами тянулись к тексту сценариста, словно он мог дать ответы на все ее вопросы.

Гурченко перечитывала раз за разом сценарий Анатолия Гребнева, стараясь найти «ключик» к раскрытию образа в фильме «Старые стены». Зернышки, которые она находила, «выстраивали» ее героиню.

То и дело, как бы над ухом возникали слова «папочки» - … пойми, она была ткачихой, а тут уже директор. Она не из «барских». Откуда взяться злости, недовольства, она такая же, как все… Да, Анна Смирнова – обычная женщина. И играть, думала Гурченко, «… я должна спокойнее, тише, человечней».

В свободное время актриса ходила по цехам фабрики, вглядываясь в лица людей. И читала в их глазах неверие. И оттого нервно кусала губы, стремясь поймать узнаваемость своей героини… В чем она? Это не комедия, не песни, что она привыкла петь, - это ее современница. Играть сложно. Гурченко даже решила поговорить с режиссером Трегубовичем и отказаться от работы.

Пусть ищет кого-то другого. Это не ее… Но она как могла пока сдерживала себя. Это был не первый фильм актрисы, но по-настоящему драматичный, каких у нее почти не было. Героине то и дело пришлось решать все новые и новые задачи. Воспитывать дочь, постоянно решать производственные вопросы... И еще она полюбила... 

Ее Анна Георгиевна собрана, старательна, серьезна и умна. И она достоверна. Я и сейчас смотрю это кино, и оно меня изумляет своей правдивостью и современностью...

Фильм был удостоен Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. В их числе сценарист, режиссер и актриса, сыгравшая главную героиню.гурченко родители

В те годы Гурченко не предполагала, что потом будет предана Виктору Трегубовичу. Она готова будет пойти за ним на край света, даже не читая роль. Людмила верила в него, как в отца. Даже говорила, что чем-то похож на папу характером. Такой же веселый и легкий. И тут же взрывной. Крик, а потом хватает Гурченко и от радости за отличный дубль и кружит ее по залу, подхваливая: «Какая ты, молодец!»

Гурченко к вечеру падала от усталости. Приходила домой и сидела, не двигаясь, прокручивая в уме каждое свое движение на съемках. А тут звонит папочка. Ему 75 лет, два инфаркта позади, но он говорит, что любит дочь и… приказывает ей не опускать руки. И у актрисы по щекам текут слезы.

Вскоре папы не стало. Она не представляла, как будет жить дальше без этого чистого и честного человека. Он никогда для Гурченко не уходил из жизни и после своей смерти.гурченко трегубович

В 1971 году, чуть ранее до работы в «Старых стенах» актриса работала над ролью в фильме «Дорога на Рюбецаль». Это случилось до времени долгого забвения Гурченко. И тут отклики… И все положительные, даже прославляющие… Актриса радовалась, но был червь сомнения. Не может этого быть… Это хвалебные речи не будут длиться вечно. И она была права. Вскоре начали писать, что ее последние роли… просто-напросто все схожи.

А тут такие героини в фильмах – «Старые стены», «Пять вечеров», «Двадцать дней без войны»… «Любимая женщина механика Гаврилова». Разве они одинаковы? Однако «Вокзал для двоих» критикам не удалось «свалить». Не позволил актер Олег Басилашвили, у которого взяли интервью, и, который нашел игру актрисы замечательной.гурченко старые стены

Гурченко вспоминала, как ей было больно читать критику в свой адрес. За годы «забвения» у нее так наболело. А годы безработицы в кино давно посеяли в душе такую тоску и недовольство. Но сдаваться никогда она не умела. Это было не в ее характере.

У актрисы за всю ее жизнь было немало актерских проб. Она всегда припоминала слова папы о том, что «она особенная…» Ах, зачем он ей это говорил, свой дочурке. Теперь вот она читает статьи о себе в разных изданиях и не знает, что делать, - смеяться или плакать

Впрочем, надо быть правдивой. Как-то актриса прочла, что она не теперь не «голубая певица», а «умеет развернуть характер… ей веришь. Ее… актерская щедрость и убедительность говорят о многом…» Конечно, Людмила Марковна понимала, что актерский труд непрост, порой сер и тяжел. И все время «… надо лепить образ… не надо бояться, что повторишься. Надо только работать».гурченко роли разные

Лучше она будет трудиться, чем сидеть без дела. Правда, эта самая работа пришла к ней поздновато. Но Гурченко никогда не обманывала себя. Знала, что порой не к месту «кривлялась, ломала Ваньку… да и вела себя несолидно». Но такой она человек. Открытая. Всегда тянулась к людям, искала интересную работу, влюблялась в новую роль, за уши не оттащишь.

Гурченко не могла забыть, как работала над Клавдией в «Детях Ванюшина» у режиссера Евгения Ташкова. Да, женщина – ее героиня скупая и расчетливая. Неприятная личность. Но это роль и в нее верит такой замечательный режиссер. И она его не подвела. Не могла.гурченко вокзал

Но вернемся к «Старым стенам». Как забыть переход Гурченко от «забвения» к жизни в кино… Она помнила каждую минуту разговора с Виктором Трегубовичем. Он настаивал на роли Анны Георгиевны в ее исполнении, а она чуть не плакала, шепча ему: «… как буду это играть… она умная и деловая. А я? Нет и нет! Смеяться надо мной будут». А он – рад, что вы сомневаетесь! Люблю, когда сомневаются. Будем репетировать…

И все началось…

Да, были и «Вокзал для двоих». Он, по словам актрисы, прошумел. От души играла в фильме «Любовь и голуби». Потом – «Рецепт ее молодости». Но почему-то душа, как писала Гурченко, «ныла». Что же такое успех! Есть еще силы, есть способности, но чаще одолевают сомнения… Как примут, примут ли… Актриса была всегда безжалостна к себе. В этом была ее сила.

Но то, что позже предлагали, актриса понимала, что шло повторение. А надо ли ей это? Самое грустное, что Гурченко знала, что работа должна заинтересовать. Если этого нет, зачем за нее браться? Нужны «новые старты». Так мыслила Людмила Марковна. Без этого никуда…гурченко поет

Был период, когда была, как у В. Высоцкого, «по краю шла». Было больно, нестерпимо. Но она вышла из этого состояния. Выживать научилась. Стала встречаться с людьми, петь. Вышла первая в жизни авторская пластинка с ее песнями. 1991 год. Это был подарок судьбы! И она его приняла. Достойно и красиво. Так умела делать только она.

Великая и неповторимая, волевая и жесткая. Сердечная и до боли верившая в себя.

Как может не каждый!

О.К.

(из воспоминаний актрисы Л. М. Гурченко)