ZHenshhiny shutyat 6 yarkix komikess na kotoryx stoit obratit vnimanie 748x496Фрэнсис Абингтон (Фрэнсис «Фанни» Абингтон), дочь солдата, начинала свою карьеру как цветочница и уличная певица. Позже у нее появится псевдоним — Ноузгэй Фан (англ. Nosegay Fan – букет цветов).

До работы на сцене Фрэнсис обитала в ателье модистки-шляпницы, где выучила французский язык, а заодно узнала все о мастерстве швеи и женской моде.

Она впервые появилась на сцене в лондонском театре «Хэймаркит» (англ. Haymarket - улица в Сент-Джеймсе в Вестминстере, в старину Хэймаркет считался кварталом красных фонарей). С начала XVIII века здесь было несколько театров. 

Девушка исполнила роль Миранды в пьесе миссис Сюзанны Сентливры «Хлопотун» (1755 год).  

В 1756 году, по рекомендации комедийного актера, драматурга Самуэля Фута, она стала играть в лондонском театре Друри-Лейн, где затмила актрис Ханну Причард и Китти Клайв, которые, к тому же, прекрасно пели. Кстати, Фут долгое время руководил театром «Хэймаркит», где часто ставил свои пьесы.

 Надо сказать, что Причард и Клайв были заметными фигурами в театре. Причард была необыкновенно хороша и естественна, играя Розалинду - "Как вам это понравится" (У. Шекспир). Её лучшей комедийной ролью считалась Беатриче ("Много шума из ничего"). 

Есть сведения, что, когда актриса в 1768 оставила сцену, ее партнер Дэвид Гаррик, игравший Макбета, больше не возвращался к этому спектаклю. Что же касается Китти Клайв (Кэтрин Рафтор), то она выступала в комедиях и фарсах, как актриса и как певица. Играла она и в комедиях У. Шекспира, в том числе Катарину («Укрощение строптивой») и Порцию («Венецианский купец»).

Театру «Друри-Лейн» Китти отдала 40 лет своей карьеры. Критик Сэмюэл Джонсон называл её лучшей актрисой, какую он когда-либо видел, а путешественник Томас Кук писал, что ей нет равных, если «не считать голоса итальянской оперы».slide 5 1

Ну, а Фрэнсис Абингтон за 19 лет работы в театре сыграла в 30 спектаклях. Лучшей ее ролью стала леди Тизл, жена старого лондонца в комедии Ричарда Бринсли Шеридана "Школа злословия".

Шекспировские героини актрисы: Беатрис, Порция, Дездемона, Офелия были не менее успешными, чем её комические персонажи. Актриса ушла из театра за 17 лет до своей кончины (79 лет) в 1815 году.e36bac0fec7c586676a096fab3f409609dc3cdba

Ну, а лондонские модницы еще долго копировали наряды всегда прелестной Фрэнсис, а головной убор, который она носила, стал известен, как «шляпка Абингтон».250px Dorothy Jordan00 2

В это же время в Британии на сцене блистала и Дороти Джордан (Дороти Блэнд), спутница жизни герцога Кларенса (будущий король Вильгельм IV).

Была популярна и оперная певица, актриса Энн Каргилл (Браун): Энн выступала в театре Ковент-Гарден, собирая полные залы слушателей.

Она погибла в кораблекрушении в 1784 году (24года), возвращаясь из Индии в Англию,  

Удивительная судьба у Элизабет Энн Линли, певицы и поэтессы, она – вторая дочь композитора Томаса Лингли.

Элизабет была женой драматурга Ричарда Шеридана. Её известность была огромной, все концертные холлы были открыты перед ней.

Отец Элизабет сватал ее за 60-летнего Уолтера Лонга, что принесло бы в семью Линли богатство.644866

В 1771 году в театре Хэймаркет вышла комедия «Девушка из Бата» Самаэля Фута, выведшая историю их помолвки на сцену. 

Красавица получила много предложений руки и сердца, но она… вместе с Ричардом Шериданом сбежала во Францию.

Но жизнь с Шериданом для актрисы была не самой простой. Шеридан любил город, а Элизабет – жила за городом. В их семье родились сын и дочь, но супруг… частенько изменял жене.250px Gemälde des Hieronymus Francken Die Compagnia dei Comici Gelosi bei einer Aufführung in Paris

А потому актриса не скрывала свои отношения с лордом Эдвардом Фицджеральдом, от него она родила дочь.

Кстати, впоследствии Шеридан воспитывал и этого ребенка.

Лингли умерла от туберкулёза в 1792 году (38 лет).

Великий драматург женился вторично на дочери соборного настоятеля в Винчестере (город). Уйдя с поста директора «Друри-Лейн», писатель разорился, умер он в нищете.

В Англии, как и везде, хорошенькое личико зачастую решало судьбу актрисы… Комедию на сцену английского театра до Шеридана привнесли Уильям Конгрив, Ричард Стил, а Джордж Фаркер удивил всех пьесой «Близнецы-соперники».  

В пьесах «Старый холостяк», «Двойная игра» и «Любовь за любовь» и др. женские роли исполняли молодые мужчины. Таковы факты. В Англии закон, разрешающий женщинам играть, был издан в 1660 году. Так, Анна Ольдфильд, в прошлом белошвейка, стала блестящей комедийной актрисой. 

Пришла известность к Элинор (Нелл) Гвин, (дочь солдата и содержательницы борделя), которая стала актрисой, фавориткой короля Англии Карла II. Да, да…любовницы, фаворитки знатных людей тоже устремились в театры, покоряя публику. cruikshankpierceegansreallife drurylanetheatre1821 

На сцену вышла и Мэри «Молл» Дэвис, одна из любовниц короля Карла II, выступавшая в труппе драматурга Уильяма Давенанта. После расставания с королём ей была назначена пенсия в тысячу фунтов стерлингов

Блистала на сцене красавица Мэри Тюдор, графиня Дервентуотер, внебрачная дочь короля Карла II от актрисы Мэри Дэвис. В течение 30 лет занимал пост директора театра Друри-Лейн Дэвид Гаррик, актер и драматург.04nlinle

Есть мнение, что «профессия сделала Гаррика богатым, а он сделал профессию уважаемой в обществе». Актёр и его жена Ева были законодателями мод своего времени. a717c2b742c860cf6abc562db736c9bb

Его именем названо зимнее мужское двубортное пальто с рядом нескольких воротников-пелерин, покрывавших плечи — «каррик».

А теперь об истории, более дальней… Постараюсь никого не утомлять…Слово комедия возникло в Древней Греции («праздник в честь Диониса» + «песня; ода»).

Известно, что уцелели одиннадцать пьес комедиографа Аристофана. Ранняя из них — «Ахарняне» — была поставлена в Афинах около 425 г. до н. э.

Также писали Менандр (Аттика), Теренций и Плавт (Рим). Правда, в пьесах встречались непристойные насмешки (чаще в комедиях V—IV вв. до н. э.), которые ограничивали законом.  img10

В VI веке до н.э. в Сицилии возник мим – шуточное изображение сценок народной жизни, с кривлянием и дурашливой жестикуляцией.

Театр со временем приобрел признание, и жанр комедии тоже. В IV веке популярность комедии стала расти.

Позднее появилась комедия дель арте – 16-18 века (итал. комедия масок) — вид итальянского народного (площадного) театра, с участием актёров, одетых в маски.e1a7bbdc7e8b6db5bd6a2d8c1401d381

Первый сборник сценариев был издан в 1611 году актером Фламинио Скала.  

В те времена всю Европу наводнили театры масок.  Как правило, в любом театре было не менее ста масок.

И, в основном, для мужчин, несколько – для женщин.

К примеру, это Изабелла или Лучинда, Витториа и т. п. влюблённая; часто героиню называли именем актрисы, игравшей роль, а ее служанка – Коломбина или Фантеска, Фьяметта, Смеральдина и т. п.

Панталоне - одна из известных венецианских масок. Это - богатый купец, который волочится за каким-либо женским персонажем (всегда – безрезультатно).

Считается, что сначала на сцене появились певицы и танцовщицы, а потом… актрисы. Клоуны, жонглеры, фокусники постепенно сходили со сцены… В XIV веке появились новые исполнители – лицидеи.

Одна из первых актрис театра дель Арте (Италия) - Винченца Армани. «Божественная» Винченца была еще и поэтессой, музыкантом и скульптором.  Ее смерть была трагичной (1568), она была отравлена. 

Причины расправы с 38-летней актрисой не известны, возможно, это была месть одного из ее любовников. Предполагается не только ревность, но ещё и зависть к таланту.  a49ff2b053750872ec2fd5b0e14046c4

Ее заменила актриса и писательница Изабелла Андреини (Изабелла Канали). Прожившая 42 года, она вышла замуж за актера Франческо Андреини, родила 7-х детей. Еще одна примадонна того периода - Барбара Фламиния, выступала при дворах Европы в составе труппы мужа (псевдоним Гортензия). Обычно сюжеты строились на темах любви, ревности, старости…LaCalderona  

Вскоре итальянский театр вышел за пределы одной страны и «заразил» Францию, Испанию и всю Европу традицией комедии дель арте. И не только…Rime dIsabella Andreini 1603 frontispiece engraved portrait Gallica 2014 adjusted

Испанская сцена была богата пьесами разных жанров. Среди первых актрис Испании -   Микаэла де Лухан (16 век). Она завораживала своей красотой любого мужчину.

Драматург Лопе де Вега изображал ее в своих работах под именем Кармила Люсинда.

А испанка Ана Муньос (16 век) обладала комедийным мастерством и… стала первым менеджером театрального дела.

Мария Инес Кальдерон, известная как Ла Кальдерона и Маризапалос, была испанской актрисой, любовницей Филиппа IV. Мария привлекла его внимание после своего дебюта в театре Корраль-де-ла-Крус в Мадриде в 1627 году.

У нее уже были отношения с Рамиро Пересом де Гусманом, герцогом Медина-де-лас-Торрес, но король заставил красавицу бросить театр и поселил ее во дворце. Родив сына, Мария в тот же год покинула короля.

Она удалилась в монастырь Сан-Хуан-Баутиста в Вальфермосо, в провинции Гвадалахара, в долине Утанде (Испания).img5

Ходили слухи, что Мария пряталась от короля и разбойников…Ее незаконнорожденный сын Марии - Иоанн Австрийский Младший стал политическим деятелем.  

Актриса Барбара Коронель играла на сцене мужские и женские роли, Миланеса (Мария де Навас Бокос) прославилась не только как актриса, но и как драматург и режиссер. Как и Миланеса, Мануэла Эскамилья стала известна, как драматург.wIeze47YVbw

Актриса, певица и режиссер Тереза де Роблес выступала в королевских театрах Мадрида, а также в театре комедии и театре под открытым небом. 

А Хусепа Вака играла почти во всех пьесах великих драматургов – это - Мигель де Сервантес Сааведра, Лопе Фелис де Вега Карпьо. Де Вегу называли «самодержцем» театра.

И сегодня его пьесы ставят многие театры мира, среди них - «Собака на сене», «Нет знатности без денег», «Награда за порядочность», «Изобретательная влюблённая» и др. До нас дошли около 500 его пьес, но их было около двух тысяч.

Как тут не рассказать, хотя бы коротко, о личной жизни Лопе де Вега. Он страстно был влюблен в замужнюю актрису Елену Осорио.

Через пять лет Елена оставила Лопе и нашла более богатого поклонника. За эпиграммы в ее адрес, названные Еленой лживыми, по решению суда драматурга выслали из Мадрида.

Вскоре Лопе женился на Изабель де Урбине, дочери придворного герольда. В этот период вышла его пьеса «Учитель танцев». Но счастье длилось недолго, супруга рано умерла, а двух дочерей они похоронили во младенчестве.gnaga

Во второй раз он женился в 1604 году на актрисе Микаэле де Лухан, которую считал лучшей из женщин. Но и этот 7-летний брак не принес ему счастья: жена де Вега и его сын погибли.Claire Josèphe Clairon née à Paris en 1724 morte le 31 Janvier 1803 BM 19150508.261

20-летняя Марта де Неварес Сантойо стала его последней музой. Красавице Марте он посвящал пьесы, стихи и сонеты, но у нее рано стали проявляться признаки нервного заболевания… позже начались приступы безумия. В 41 год Марты не стало…image 28

В период своего «золотого века» (1590 -1681 г.г.),  Испания пережила   подъем в развитии театрального искусства. Последователями де Веги стали Кальдерон де ла Барка, Хиль Висенте, Лопе де Руэда, Хуан дель Энсина и т.д.

Известно, что Кальдерон положил начало второму циклу испанского театра Золотого века. Он написал 120 комедий.

Театроведы знают его пьесы - «Дама-невидимка», «В тихом омуте…», «По секрету вслух». Его ценили А. Пушкин, В. Белинский, И. Тургенев.   

Двухтомник Кальдерона (1961 год), стал своего рода рубежом в восприятии его творчества в СССР.

С развитием театров положение женщин-актрис несколько изменилось. В Италии, как вы знаете, вышли на сцену Изабелла Андреини, Винченца Армани, Барбара Фламиния.

В то время, как роль Дездемоны, любящей жены, убитой мужем в «Отелло», не исполнялась женщиной до 1660 года.

Юноши исполняли женские партии. Играть на сцене, по общему мнению, было греховно и непристойно… 7492570 167223883.pdf 12

В разных странах женщины-актрисы выступали только в труппах бродячих «народных» театров.  И тем не менее, актрисы Испании появились на сцене в середине XVI века.Charlotte Eckerman by Adolf Ulrik Wertmüller

Есть факт о контракте актрисы Лукреции Ди Сиена в театральной компании Commedia dell'arte (ранняя форма театра) в Риме 1564 года. В нем говорилось, что она может петь, декламировать и играть на музыкальных инструментах.  

Есть мнение, что куртизанка Лукреция была первой актрисой, которую приняли в театр по контракту. 

А во Франции была некая Мари Фере, которая по контракту обязалась помогать актеру-предпринимателю Л’Эпероньеру, - танцевать и петь на сцене…

Ну, а наниматель актрисы обеспечивал ее едой и кровом. В контракте была фраза: «…если договор не будет утвержден мужем Мари Фере, он объявляется недействительным». 

Ну, а бродячие комедианты были объединены в труппы, актерские артели сами делили выручку от выступлений. Актерские контракты пришли в театр позднее. 

Свой первый спектакль театр «Комеди-Франсез» (французская комедия) поставил в 1680 г. Это была «Федра» (основа – Еврипид – «Ипполит увенчанный») Жана Расина, где блистали актрисы – Тереза Дюпарк, Мари Шанмеле, Мари Вернье.

Прославила французскую сцену и Шарлотта Демар (Кристи́на Антуане́тта Шарло́тта Дема́р), любовница регента герцога Филиппа II Орлеанского. В разное время на сцену этого театра выходили актеры - Сара Бернар. Клерон. Жорж Рашель. Эдмон Го. Жак Тожа. Леонтина Фей. Луи Сенье и другие.Plan du theatres de la comedie Française

Интересна судьба Клерон (Клер-Жозеф-Ипполит Лерис), которую крестил во время маскарада кюре в костюме Арлекина.  Дочь сержанта и ткачихи, до занятия актёрством была ученицей портнихи. После своего дебюта в «Комеди - Франсез» стала самой яркой звездой Парижа. Она играла как в трагедиях, так и в комедиях.

Клерон стала близкой подругой Екатерины Голицыной (жена дипломата князя Д. Голицына), которая уговаривала ее играть в России… Правда, этому было не дано было стать реальностью. 

В то время «чистых» актрис-комиков было немного, скорее были комедийные актрисы, которым удавались также играть и драматические роли. Прекрасно выступала в шекспировских спектаклях шведка Лаура Бергнер, известна как любовница наследного принца Карла, который впоследствии стал королём Карлом XV.Ida Brun by Johan Ludwig LundTartuffe1739EnglishEdition

Мадлен-Эмили Броан и ее младшая сестра Жозефина-Фелисите-Огюстина Броан, родившись в театральной семье, посвятили себя театру. Красавицы выступали на сцене «Комеди – Франсез».

Мадлен несколько лет очаровывала зрителей Санкт-Петербурга.

Грация и живость Огюстины обеспечили ей успех в родном театре, она была ангажирована на содержание в 3 тыс. франков. 

Ходила молва, что им не было равных в постановках французского драматурга Жана – Батиста Мольера.

Его комедии «Любовь-целительница», «Господин де Пурсоньяк», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Блистательные любовники», «Тартюф» имели большой успех на многих сценах мира.

Одной из лучших трупп   бродячих комедиантов в Германии была труппа Иоганнеса Фельтена. Известна канонисса Хросвита – 935 – 973 г.г. (ее называли - Хроцвит, Хросвит, Хросвита, Ротсвита), из знатной семьи, служила в аббатстве Гандерсхайм (Германия).slide 4 1

Она писала пьесы, комедии и создавала легенды о женщинах как о добродетельных и близких к Богу.

Ее последователем стала Хильдегарда Бингенская (1098 – 1179), немецкая аббатиса, писатель, философ. Она также известна своими целебными способностями. А красавица Кристиана Беккер –Нойман, уйдя из жизни в 18 лет (туберкулез), сыгравшая немало ролей на сцене в Веймаре (Германия), была любимицей драматурга Иоганна Гете.

Мария Каролина Вольф из семьи музыканта Франтишека Бенда при дворе прусского короля Фридрих II, была знаменитой оперной певицей. Благодаря пантомимным выступлениям на мифологические и исторические темы, прославилась Генриетта Гендель – Шютц.

В комедии каждый персонаж имел маску и костюм, и выражал одно из настроений – грусть, радость, растерянность, ревность, страдание, веселье и т.д.

Драматурга Людвига Хольберга называли «датским Мольером». Герои его произведений – простые люди: крестьянин Йеппе, умные слуги и служанки. Известны его комедии - "Эразмус Монтанус, или Расмус Берг" (1747), "Дон Ранудо де Колибрадос, или Бедность и гордость"(1748), "Абракадабра", "Плутус, или Спор между бедностью и богатством" (оба в 1753) и др.

Под влиянием комедийной школы театр вывел на сцену актеров - Г. Лоннемана, М. Хортулана, Ф. Шварца, Н. Клементина, А.  Гьелъструпа, талантливую актрису и певицу К. Вальтер.

Известна датчанка Ида Брун (Аделаи́да Кароли́на Йоха́нна Брун) как мастер   классической пантомимы (вид искусства с помощью жестов, пластики и мимики), а еще – певица и танцовщица. А балерина и актриса Бетти Хеннингс впервые вышла на сцену в комедии Мольера «Школа жён».

В дальнейшем она играла в пьесах Генрика Ибсена, в «Кукольном доме», Хедвиг в «Дикой утке», в «Гедде Габлер» и Эллиду в «Женщине с моря». Всего на счету Бетти 170 балетных партий и три тыс. спектаклей.

Как известно, театр занял свое место в Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии. Театральное же искусство Востока зародилось несколько тысячелетий назад, основано оно на народном творчестве.  

О.К.

https://jewish.ru/ru/people/ https://fb.ru/ https://spletnik.ru/49950-liga-silnykh-zhenshcin-dzhoan-rivers-47934 https://kristina-lenora.livejournal.com/4082.html https://www.kleo.ru/items/bomond/kurtizanki.shtml https://fishki.net/4028799-pionerki-mirovogo-zhenskogo-jumora-oni-zastavili-smejatysja-mir-vmeste-s-nimi.html?utm_source=aab&sign=618577286708625%2C435886040675730 https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1551179 https://www.livemaster.ru/topic/3516882-article-bogini-stseny-pervye-zhenschiny-aktrisy https://peoplepill.com/i/lucia-elizabeth-vestris/ https://journal.komedianty.com/professiya-aktrisa-ot-nachala-vremen/