председатель главВсю ночь Михаил Ульянов читал сценарий Юрия Нагибина «Трудный путь», который в будущем ляжет в основу фильма «Председатель».

Когда актеру накануне позвонили и попросили ознакомиться со сценарием, он, услышав, что фильм о колхозе, нехотя согласился. Но потом Егор Трубников Ульянова покорил. В нем все было намешано – и положительное, и отрицательное. Он был живой. Но его еще предстояло «очеловечить», убрать, как писал актер, «стерильность образа».

Актеру не нужна была схема, он хотел создать человека с «острыми углами». Ульянов всегда был против игры в «одни ворота». Ведь в жизни все намешано – и кислое, и сладкое. Роль можно как угодно хорошо написать, виртуозно, красиво, выведя его положительные качества, но, если нет чувства, «нерва актерского», зритель ничего не примет.

Чуть раньше, в фильме «Битва в пути» Ульянов отыграл немного скучного, без изюминки героя Бахирева, а потому режиссеры Александр Салтыков и Николай Москаленко, не хотели «тащить» в новый фильм «прежнего» Ульянова. Но он и сам этого не хотел. Не такой он был актер. Он искал в герое, по его словам, «мужиковатость, человека от земли…»

Трубников – не легкая роль. Он приходит в колхоз после войны. Ему надо было растопить сердца людей, которые боялись за что-то браться – вокруг пепелище. Село почти не дышит. Мужиков мало. Как работать? С кем? Да, Трубников бывает груб и жесток. Но разве он равнодушен к обычным людям.

И Ульянов стал искать свой образ. Понял, что ему нужна походка. Решил, что будет косолапить. Актер привнес в роль и нахрап, и несгибаемость, оптимизм, волю к жизни. Эти качества надо было передать другим, те, кто были рядом с ним. Ульянов знал, что его Трубников должен «раствориться» в жизни, стать своим. Люди должны его принять и понять.председатель с людьми

Поиски, поиски… И Ульянов почти каждый день в тетрадочке дома делает свои заметки, что нашел, что – нет

Ищет мимику, улыбку, интонацию. Актер понимал, что, возможно, это его самая важная роль в жизни. Да, сложная и трудная, чисто по-человечески живая, народная. И тут нельзя «скатываться» на уже пройденные пути…

Когда, вспоминал Ульянов, посмотрели с режиссерами часть отснятого материала, он понял, что уже что-то есть от «Трубникова». Но не все. Его Егор еще не создан. Словом, надо продолжать и дальше искать. Салтыков уговаривал актера играть драму, но актер понимал, что его Егор никогда не пойдет на попятную, он из тех, кто не сдается. Да, ему муторно и тяжело, но этого никто не видит. Все это внутри героя.председатель магазин

Съемки вызывали интерес. Материал отсматривали другие режиссеры. Ульянов слышал одобрения, но были и огорчительные замечания. Кто-то говорил, что это и скучно, невыразительно, неинтересно. Актер понимал, что его герой от природы хитрый человек, занимательный, личность яркая, у него масса уловок увлечь, заинтересовать собеседника. И «плести» эту тонкую работу надо умело, чтобы зритель не увидел ни одного «рубчика».

Актер играет азартно. А ведь в это же время ему приходиться работать в театре, участвовать в спектаклях. Отключаться от «Егора», потом снова погружаться в мир деревенской жизни. Когда перелистываешь записи актера, видно, как он недоволен собой. Требует от себя чуть ли не ювелирной работы над образом, боится потерять наметившиеся «стежки» движения вглубь образа.

Больше всего Ульянов противился лакировки образа. В любой своей роли он боялся переигрывания. А потому в своем «Егоре» искал живую душу, чтобы задеть чувства людей. Нет ничего, писал актер, «хуже, когда твой герой не звучит… холоден и безучастен». Ульянов считал, что автор сценария Юрий Нагибин сумел покорить всех Трубниковым лишь потому, что «вывел» образ человека от земли, который говорил о главном – о хлебе.председатель начало

Уже спустя годы, актер пересматривал фильм, понимая, что при всей его остроте, рассказывающем о послевоенном времени, он смотрится иначе. Люди по-другому живут. У них интересы поменялись, приоритеты, они многое не воспринимают в характере Егора Трубникова. Судят его за жесткость, нетерпимость, но ведь эта была, по словам, актера, не показуха. Это была жизнь…

Премьера фильма должна была состояться 29 декабря 1964 года. Перед этим картину подвергли жестокой цензуре и вырезали «острые эпизоды». Художественный совет был против проката фильма. Даже убрали все афиши фильма. Но жизнь не стояла на месте. И люди смотрели «Председателя» с удовольствием.председатель ульянов

В 1965 году фильм был признан лучшим фильмом года редакцией журнала «Советский экран», а в 1966 году за эту роль актёр Ульянов был награжден Ленинской премией.

Актеру, как он признавал, всегда были дороги «колючки» Егора Трубникова. Поэтому герой Ульянова такой яркий, крепкий и терпкий… Иначе был актер не работал бы над ролью. Да и не мог иначе.

И даже, когда работа была закончена над «Егором», Ульянов все еще сомневался, говорил – все ли я сделал, чтобы дойти в этом образе «до дна».

О.К.

(из воспоминаний актера М. Ульянова)