мода главЕсть расхожее мнение, что между советским строем и модой ничего общего не было.

Конечно, модные тенденции формировались и шагали по СССР своим особенным маршрутом. Что касается первых лет советского государства, то место прекрасному находилось даже в условиях разрухи и дефицита. Мода жила, опираясь на мастерство портных, на идеи художников-новаторов зарождающейся страны советов, на журналы мод из-за «железного занавеса», на рассказы побывавших за рубежом, на советский и иностранный кинематограф.

К концу 1917-го года в стране сформировался стиль унистиль. Женская половина пролетариата активно участвовала в строительстве рабочей страны, что исключало пышные дворянские наряды. На первый план вышло удобство одежды и универсальность моделей. Да и в условиях сложной экономико-политической ситуации не хватало даже самых простых материалов для шитья. Регулировать ситуацию взялись наверху, установив универсальные фасоны рубашек и юбок.

Отделка, складки и рюши не предусматривались. На тот момент писком популярности считались кожаные куртки-авиаторы черного цвета и гимнастёрка под ремень. Куртка ассоциировалась с чекистами и комиссарами, как символ революционной моды. Откуда в разрухе тех лет было взяться большому количеству типовых кожаных изделий. На самом деле они имели дореволюционное происхождение и шились еще в Первую мировую для авиабатальонов.

После октябрьского переворота эта форма изъялась со складов и выдавалась чекистам и комиссарам. 20-е годы отмечены интересными событиями в истории советской моды. Сформированные в тот период Высшие Художественно-Технические Мастерские дали стране мастеров дизайна. Швейные предприятия пополнили импортным оборудованием: машинами, паровыми прессами, электроножами.мода кожанка собачье сердце

Фабрики уверенно развивались и к 1925-му перешли от индивидуального пошива к поточному производству. Ассортимент одежды стал разнообразнее.

Вместо привычных шинелей вчерашние военные портные научились шить брючные и юбочные костюмы, легкие платья, полупальто и пальто, детскую одежду. На складах бежавших за границу владельцев конфисковали большие объемы материалов. В распоряжении ателье оказались парча, бархат и шелка царских времен. В 1923-м появился первый советский модный журнал «Ателье».мода центр женщины россии

В мир моды пришли костюм из бостона и серые комплекты «маренго», фетровые боты, коверкотовое пальто, котиковое манто, каракулевое саке, беличья шуба, чулки со стрелкой. В период НЭПа завозили из Европы наряды. В импортные вещи одевались не все: дорогая одежда была доступна семьям с достатком.

Остальные перешивали старые изделия, перекраивали дешёвые образцы, конструировали модели из доступных тканей по выкройкам журналов. К 30-м годам большой проблемой швейного производства оставался дефицит сырья. Нужно было наладить производство дешевых тканей.  Для выполнения задачи по увеличению выработки тканей со снижением их себестоимости реконструировались текстильные предприятия.мода женщина газета

Наладили выпуск отечественных автоматических ткацких станков, осваивали новые сорта полотен – креп, фланель, сатин, коленкор, коверкот, шевиот, сукно, бостон и др. Фаворитами 30-х стали тонкие ткани шелк, атлас, крепдешин. Правда, встретить их в продаже не всегда приходилось даже в развитых городах. Фабрики получили распоряжение выпускать часть тканей с обязательным агитационным узором.

Так, полотна украсили серпами с молотами, звёздами, комбайнами, заводскими трубами с дымом, тракторами, аэропланами. Идеологический рисунок вытеснил любые другие орнаменты, но просуществовал недолго. После выхода в «Правде» фельетона «Спереди - трактор, сзади – комбайн» производство агитационных тканей запретили приказом Совнаркома за вульгаризацию социалистических идей.мода центр 1

Нормированное распределение на одежду и обувь отпускались по карточкам. Народ одевался по необходимости, не расстраиваясь из-за вышедшего из моды гардероба. Часть детей не посещали школу из-за отсутствия одежды даже с введением обязательного начального образования. Модная одежда оставалась доступна советской номенклатуре. При этом члены семей партийных лидеров старались не афишировать собственную респектабельность.

В узком кругу представителей элиты обычным делом было одеваться модно, заказывая одежду у дорогих частных портных или в закрытых ателье. Труд таких специалистов обходился недешево. После революции женщины экс-дворянского сословия зарабатывали себе рукоделием на жизнь, владея уникальными для советского общества навыками шитья и конструирования без выкройки.

Кроме того, царские портнихи имели ценные запасы тканей, лент, пуговиц, кружев. Массово перешивались дореволюционные туалеты, из-за чего в России почти не осталось оригинальных образцов винтажной одежды.


Источник: https://kulturologia.ru/blogs/250821/50761/