Стало традицией многих ходить под Новый год в баню, менять свою жизнь и обязательно смотреть каждого 1 января «Иронию судьбы или С легким паром».
Фильмы, которые создал легендарный режиссер Эльдар Рязанов, о любви… «Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам», — замечает отставленный Ипполит в «Иронии судьбы». И все-таки герои Рязанова совершают хоть и не великие, но поступки.
«Ирония судьбы…» не сразу стала новогодним фильмом, в СССР его показывали всего пять раз — в 1976, 1979, 1983, 1989 и 1991 годах.
За эту лирическую комедию с печальным подтекстом Эльдар Рязанов и вся творческая группа были удостоены Государственной премии СССР.
«Ирония судьбы, или С лёгким паром!» признана по опросу журнала «Советский экран» лучшим фильмом 1976 года, а Андрей Мягков стал лучшим актёром по опросу журнала «Советский экран» того же года.
Фильм посмотрело около 100 миллионов зрителей! Как правило, режиссер всегда был очень точен в подборе актеров на ту или иную роль.
Так, Женю Лукашина мог сыграть Андрей Миронов, а исполнил Андрей Мягков. А на роль в картине Ипполита пробовались Олег Даль, Пётр Вельяминов, Станислав Любшин и Иннокентий Смоктуновский.
Но режиссер решил отдать роль Юрию Яковлеву. А невесту Жени, Галю сыграла Ольга Науменко, хотя режиссер предполагал снять Наталью Гвоздикову.
На роль Нади Шевелёвой пробовались: Людмила Гурченко, Ольга Волкова, Светлана Немоляева, Антонина Шуранова, Валентина Талызина и многие другие, но режиссёру не нравился результат проб. Так, вы увидели Надю-Барбару Брыльску.
Рязанов прожил длинную и достойную жизнь, и ушел в 88, оставив после себя огромное наследие. Его комедии «Карнавальная ночь», «Служебный роман», «Гараж». «Берегись автомобиля», «Старики-разбойники», «Зигзаг удачи», «Невероятные приключения итальянцев в России». «Старые клячи» незабываемы.
По версии «Советского экрана» зрителями также были названы лучшими такие картины Рязанова – «Вокзал для двоих» (1983), «Жестокий романс» (1984), «Небеса обетованные» (1991). Не остался без внимания фильм режиссер 1978 года «Служебный роман».
Фильм «Служебный роман», получивший Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых в 1979 году посмотрели свыше 58 млн зрителей (в год выхода картины).
Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков — лучшие актёры года (по опросу журнала «Советский экран») за исполнение главных ролей в «Служебном романе».
Напомню, что «Служебный роман» - единственный фильм, который по версии «Советского экрана» завоевал признание зрителей во всех трех номинациях – лучший фильм, лучшая актриса и лучший актер.
Актер Мягков был убедителен также в картине "Гараж" (1979), где он сыграл лаборанта Хвостова, в ленте "Дни Турбиных" (1976) — Алексей Турбин, и в сериале "Гонки по вертикали" (1983) — инспектор МУРа Станислав Тихонов.
Актера не стало в 2021 году (82). А спустя год ушла из жизни его супруга, известная актриса Анастасия Вознесенская.
Что же касается Алисы Фрейндлих, то 90-летняя актриса до сих пор играет в любимом ею БДТ (Большой Драматический театр им. Г. Товстоногова).
Ну, а фильмы с её участием вошли в «золотой фонд» нашего кино. В арсенале актрисы картины -«Соломенная шляпка» (1974), «Агония» (1974), «Служебный роман» (1977), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1978), «Сталкер» (1979), «Жестокий романс» (1984), цикл фильмов «Женская логика» (2009) и др.
Надо сказать, что выбор лучшего фильма, актера или актрисы делали обычные граждане, а не чиновники или критики.
В предлагаемой журналом «Советский экран» анкете участники опроса должны были назвать понравившейся им фильм, а также актрису или актера. При этом обосновать свой выбор.
Читатели также обязаны были указать свой возраст, образование и профессию. Никто в редакции журнала «Советский экран» не изменял результаты зрительского опроса.
Статисты считают, что анкету заполняли от 20-50 тысяч населения, а это 2 % от общего тиража журнала. Но эта часть жителей страны – истинные любители кино.
Любопытно, что чаще отвечали на анкету молодые люди до 30 лет, образование – незаконченное высшее и высшее, таких читателей около 30-40%, столько же примерно со средне-специальным образованием.
И еще. Можно сказать, что по версии социологов, женщины чаще высказывали свое мнение о фильмах и актерах. Надо заметить, что всего дважды было выбрано читателями «Советского экрана» более одного победителя (все за разные фильмы): три в 1971 (Василий Лановой, Юрий Соломин и Юри Ярвет) и два в 1966 году (Иннокентий Смоктуновский и Вячеслав Тихонов).
Фильм «Офице́ры» (1971), снятый молодым режиссером Владимиром Роговым, где Лановой сыграл красного командира Ивана Варавву, посмотрели около 53,4 млн зрителей.
До сих пор, спустя 50 лет, события Гражданской войны, где главные герои участвуют в разгроме банды басмачей курбаши Могабит-хана, волнуют зрителей. В этой истории об армии есть и любовная линия, трогательные отношения героев фильма - Алексея Трофимова (Г. Юматов), Любови Трофимовой (Алина Покровская), Ивана Вараввы (В. Лановой).
Как известно, период с середины 1960-х до начала 1980-х гг. можно считать «золотой эпохой» советского кино. Это время Л. Гурченко и А. Фрейндлих, А. Миронова и Е. Леонова, фильмов Л. Гайдая и Э. Рязанова, оскароносных «Войны и мира» С. Бондарчука и «Москвы слезам не верит» В. Меньшова.
В эти годы вышли на экран фильмы – «Никто не хотел умирать», «Освобождение», «Иди и смотри», «Холодное лето пятьдесят третьего…», «Девять дней одного года», «Чистое небо». «Любовь земная», «Неуловимые мстители» и др.
Судить о прокате картин мы можем, исходя из тех списков, которые составил киновед Сергей Кудрявцев в 1990-х годах по итогам работы в архивах Госкомстата.
Он – один из авторов «Кино. Энциклопедический словарь» (издание об киноискусстве, киноведении, около 4 тысяч статей).
Абсолютными (за весь период 1940—1989 годов) лидерами проката являются советский боевик «Пираты XX века» (1980) и мексиканская мелодрама «Есения» (1980).
Так фильм «Пира́ты XX ве́ка» режиссера Бориса Дурова посмотрели 87,6 зрителей.
Исполнитель главной роли Николай Ерёменко был признан лучшим актёром года по результатам конкурса «СЭ—80», проведённого журналом «Советский экран»
в 1981 году. Главные роли в этом боевике играли также актеры Пётр Вельяминов, Талгат Нигматулин и Рейно Арен.
В этой киноленте с приключениями рассказ о борьбе советских моряков против пиратской банды, захватившей судно «Нежин». У фильма непростая судьба. Комсомольские вожаки были против выхода картины на экран.
Но ее посмотрел Первый секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, которому эта кинолента очень понравилась. В итоге фильму было выдано разрешительное удостоверение (документ на прокат).
Актер Еременко прожил всего 52 года, но на его счету 48 кинокартин.
Это - «Красное и черное», «31 июня», «У озера», «Горячий снег», «Любить человека», «Хождение по мукам», «В поисках капитана Гранта» и др.
Кроме «Пиратов…» наиболее популярны были картины – «Москва слезам не верит» (1980, посмотрело 84,4 миллиона зрителей), «Бриллиантовая рука» (1969, 76,7), «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967, 76,5), «Свадьба в Малиновке» (1967, 74,6),» Экипаж» (1980, 71,1) и т.д.
В список лидеров проката. составленный киноведом Сергеем Кудрявцевым, вошло 49 фильмов: его замыкает, любимая всеми жителями страны, кинолента «Белое солнце пустыни» режиссера Владимира Мотыля (1970 год, 34,5 миллионов зрителей).
Фильм – приключение красноармейца Фёдора Сухова, спасающего женщин из гарема бандита Абдуллы в годы Гражданской войны. Роль Сухова мог сыграть и Георгий Юматов, но Мотыль отдал предпочтение Анатолию Кузнецову. На роль Саида пробовался Игорь Ледогоров, а на роль Верещагина — Ефим Копелян.
Однако роль Саида досталась актёру Театра сатиры Спартаку Мишулину, а роль Верещагина — актёру Ленинградского БДТ Павлу Луспекаеву. Съёмочный коллектив и актёрский состав фильма были удостоены Государственной премии Российской Федерации 1998 года. А актер Анатолий Кузнецов, сыгравший красноармейца Федора Сухова, стал очень популярен.
Сегодня журналов о кино достаточно много: это и Искусство кино, Кине-журнал, Кинобизнес сегодня, Киноведческие записки, Сеанс (журнал). Сине-фоно и т.д. О кино и актерах можно прочитать в других популярных журналах. А когда-то все узнать о кино можно было из «Советского экрана».
Кстати, надо сказать, что любители кино, наше население редко ошибалось, называя лучшим тот или иной фильм или актера...Так, актриса Московского театра «Ленком» Инна Чурикова, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986) и премии Ленинского комсомола (1976), и полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», еще в начале своего творчества была замечена зрителями.
Чурикова завоевала звание «Лучшая актриса года» по опросу журнала «Советский экран» (за роль Паши Строгановой в фильме «Начало», 1970).
А за год до этого на фестивале в Локарно актриса получила премию за лучшее исполнение женской роли (фильм «В огне брода нет», 1967).
Фильмография актрисы Инны Чуриковой насчитывает более 60 картин.
Лучшей актрисой 1986 года стала актриса Вера Глаголева по опросу журнала «Советский экран» («Выйти замуж за капитана»), сыграв Елену Журавлеву, фотокорреспондента.
Популярностью пользовался фильм «Торпедоносцы» (1983) Семена Арановича, где играла Глаголева.
Ко времени признания зрителями СЭ. ее увидели в картине «Не стреляйте в белых лебедей» (1980).
А еще у Глаголевой была работа в ленте «На край света…» (1975) режиссера Родиона Нахапетова, где она сыграла одну из героинь.
Фильм был удостоен Большого приза на III Международном кинофоруме в Любляне «Человек — труд — творчество» (1976).
Известна была Ирина Муравьева. Популярность ей принесло участие в легендарной кинокартине «Москва слезам не верит» (1979) режиссёра Владимира Меньшова, где она сыграла Людмилу, одну из провинциальных подруг, приехавших покорять столицу.
Актёрский состав кинокартины сложился не сразу. Так, на роль Катерины Меньшов планировал взять Ирину Купченко, Маргариту Терехову или Анастасию Вертинскую, но все они отказались. Евгению Ветлову не утвердил худсовет.
И он взял на эту роль свою жену, хотя самой Вере Алентовой сценарий тоже не понравился.
Актриса Галина Польских отказалась от роли Тоси, которую сыграла Раиса Рязанова. Инну Макарову и Клару Лучко не привлекла роль матери Рудольфа Рачкова. Ее с блеском исполнила Евгения Ханаева.
Как известно картина завоевала «Оскара», премию Американской академии кино. А Госпремии СССР 1981 года были удостоены: режиссёр Владимир Меньшов, художник фильма Саид Меняльщиков, актёры Вера Алентова, Ирина Муравьёва, Раиса Рязанова, Алексей Баталов.
Ну, а всего через год читатели «Советского экрана» отдали свои голоса в пользу актрисы Ирины Муравьевой, которая сыграла роль Нины Соломатиной в картине «Карнавал» (1982) Татьяны Лиозновой.
Актриса была признана лучшей актрисой 1982 года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран». По итогам проката 1982 года фильм посмотрело 30,4 млн зрителей.
Украшением «Советского экрана» были его обложки. В основном для журнала снимали три фотографа – Николай Гнисюк, Валерий Плотников и Игорь Гневышев. Николай Гнисюк сделал для журнала около семи сотен обложек. В его архиве было множество снимков иностранных звезд. Работы Гнисюка были популярны во всем мире.
Иногда «Советский экран» позволял себе вольности. Так, в 1988 году на обложке этого журнала появилась фотография известного артиста Владимира Высоцкого. Фото с его изображением очень умело создавал Валерий Плотников.
Наши зрители смотрели также зарубежные картины, которые были особенно любимы: среди них - «Бродя́га», «Танцор диско», «Четыре мушкетёра», «Зита и Гита», «Кинг-Конг жив», «Синьор Робинзон», «Чёрный тюльпан», «Фантомас» и т.д.
«Генералы песчаных карьеров» — художественный фильм американского режиссёра Холла Бартлетта (1971) тоже имел зрительский успех. А итальянская картина «Укрощение строптивого» (1980) в год выхода ее на экраны собрала около 56 миллионов зрителей.
Отсюда и обложки «Советского экрана» со звездами зарубежного кино тоже не были редкостью. Можно было полюбоваться такими красотками, как Софи Лорен, Брижитт Бардо, Марина Влади, Катрин Денёв, Джейн Фонда…
И конечно, не была забыта великолепная и авантюрная Анжелика, которую на экране создала Мишель Мерьсе.
Особенно зрители СССР любили индийские фильмы, над которыми можно было посмеяться и поплакать. 63,7 миллионов зрителей посмотрели фильм «Бродяга» (1954).
Не менее популярен был фильм-мелодрама режиссёра Раджа Капура «Бобби».
А «Танцор диско» (1982) считается классикой индийского музыкального жанра. Всех тогда покорил актер Митху́н Чакрабо́рти, который сыграл главного героя «Танцора диско».
Не менее интересна была и озорная Ким Яшпал, которая сыграла в этой картине Риту. Но, как известно, мелодрама «Есения» (1971) Альфреда Б. Кревенны с актрисой Жаклин Андере в главной роли побила все рекорды просмотров в СССР.
Кстати, для критиков такая популярность фильма до сих пор загадка… Но так или иначе, жизнь и любовь молодой цыганки трогает сердца людей и сейчас. 87-летняя Жаклин не снимается в кино с 2013 года. Всю жизнь актриса была предана одному человеку, это ее супруг, продюсер - Хосе Мария Фернандес Унсайн. Их дочь Шанталь – актриса.
Журнал «Советский экран» просуществовал до 1997 года. В 1997—1998 годах журнал несколько месяцев (главный редактор — Б. В. Пинский) выходил. Не выдержав дефолта 1998 года, журнал прекратил своё существование.
О. К.
https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-eldar-ryazanov.html https://www.domkino.tv/news/9860 https://aif.ru/culture/person/poslednyaya_lyubov_kak_zaveshchane_sluzhebnye_romany_eldara_ryazanova https://biographe.ru/znamenitosti/eldar-ryazanov/ https://tv-week.am/sovetskij-ekran-kak-eto-bylo/ https://www.liveinternet.ru/users/5303561/post384816917/ https://pikabu.ru/story/sovetskiy_kinematograf_seredinyi_1960kh__nachala_1980kh_gg_12574463 https://oadam.livejournal.com/285359.html https://www.academia.edu/49601185/%