начало главнаяИстория неуклюжей, но талантливой медсестры Тани Теткиной вышла на экраны в 1968 году и сразу привлекла внимание критиков.

На Международном фестивале в Локарно фильм удостоился главного приза «Золотого леопарда». Через два года, в октябре 1970, Панфилов представляет на суд зрителей свою вторую полнометражную картину «Начало».

Впервые молодой режиссер обратил внимание на актрису, когда Инна изображала колдунью на сцене Московского ТЮЗа. По семейной легенде, он так проникся жалостью к злой волшебнице, что пригласил Чурикову на главную роль в своей дебютной картине.

После фильма «В огне брода нет» Евгений Габрилович и Глеб Панфилов написали сценарий «Девушка с фабрики» («Начало») — рассказ о девушке Паше Строгановой из заштатного Речинска, некрасивой, жаждущей любви и лишённой её.

«В Инне Чуриковой мне интересна ее неповторимость. Я верю каждому ее движению, взгляду. Верю ее глазам. Никогда не забуду, как она угощала своего любимого: «Ешьте, это птица», как держалась, смотрела на него. И — делалась красивой! Талант делает человека красивым», - говорила о ней Фаина Георгиевна Раневская.

Глеб Панфилов мечтал снять фильм об истории французской героини Жанны д'Арк, но кинематографическое руководство СССР не поддержало эту идею. Официального запрета не было, но в финансировании было отказано. «Денег не дали. Видимо, по идеологическим причинам», - вспоминал Панфилов.

Ну почему Жанна д’Арк, а не Зоя Космодемьянская? Почему Франция, а не Россия? Художнику трудно ответить на эти вопросы. Образ Жанны всегда волновал режиссера. «Картина „Начало“ зрела во мне до того, как мы приступили к работе над сценарием, — говорил Панфилов. — Она существовала для меня и тогда, когда я снимал фильм „В огне брода нет“…»начало режиссер репетиция

Жизнь Паши, кажется, ничем не примечательна. Днём она работает на ткацкой фабрике, а вечерами стоит на краю танцплощадки в тщетном ожидании «принца». Паша талантлива, она играет роль Бабы-яги в самодеятельном спектакле.

Однажды её заприметил заезжий кинорежиссёр и пригласил на роль легендарной Жанны д’Арк. Фильм в фильме — необычайно удачный сценарный ход Габриловича и Панфилова. «Она из народа, и я из народа. А ещё у нас с Жанной острота реакции одинаковая и темперамент», — это слова Паши, но ими сценаристы объясняют зрителю свой замысел.

О человеке, которого епископ Кошон обвиняет во всех смертных грехах, Жанна говорит: «Он грешен. Он бывает гнусен. А потом, неизвестно почему, бросается наперерез несущейся лошади, чтобы спасти неизвестного ему ребёнка, и с переломанными костями спокойно умирает».

Эти слова можно счесть ключом и к пониманию Пашиного характера. Её любят как добрую, отзывчивую Пашу, что посидит безотказно с ребёнком, даст ключ, даст всё, что имеет… но искренне недоумевают, когда она бунтует, когда прорывается в ней Жанна д’Арк. «Вот дура!» — беззлобно и недоуменно восклицает жена Аркадия.

«Сумасшедшая ты, Пашка», — вторит её сосед. Глеб Панфилов говорил, что вопросом жизни фильма был точный выбор актёров: «Мне хотелось, чтобы при общем взгляде на исполнителей создавалось убеждение, что все они из одной местности, из одной среды…» Центральный образ авторы писали для Чуриковой, чей талант и чьё мастерство стали стержнем фильма, его духовным началом.начало с куравлевым

Вновь у Панфилова играл Михаил Кононов. Об одной из ролей, сыгранных актёром в «Начале», вероятно, знают немногие. Неузнаваем Кононов в роли шута в сцене сожжения Жанны д’Арк. Зато все хорошо запомнили Кононовского Павлика — нервного ухажёра-неудачника, которому никак не удаётся уединиться с любимой девушкой.

Сегодня трудно представить себе фильм и без Валентины Теличкиной, Нины Скомороховой, Татьяны Степановой, Леонида Куравлёва, Вячеслава Васильева…

На натурные съёмки киногруппа выехала в Муром. График работы Глеба Панфилова был насыщен до предела. Места, связанные с историей Жанны д’Арк, в большинстве случаев связаны с готической архитектурой, грандиозной по масштабам.

Известно, что допрос Жанны вёлся в основном в Большом гербовом зале замка. Но в документах процесса есть упоминание об одном заседании в Большом Донжоне замка (ныне не существующем), архитектурная форма которого могла представлять собой круглую башню. Поэтому декорацию для этой сцены построили в форме круга.

Натурные съёмки фильма велись за Муромом, в пойме Оки. Здесь снимались сцены допроса Жанны д’Арк судьями-инквизиторами, моления её перед казнью. В Спас-Седчино снимался весь «французский блок». Воины, стража набирались из муромских парней.

Но вернёмся к героине фильма — Паше Строгановой. Она убеждена, что имеет право на любовь и счастье, что грядёт её «звёздный час». Когда Аркадий (Л. Куравлёв) пригласит танцевать, она пойдёт с ним уверенно и спокойно. И выяснится, что танцует она лучше всех. Такое умение преображаться является особенностью артистизма Чуриковой, которая живёт одной жизнью с героиней.начало центр репетиция

На ужине Паша выступает перед Аркадием великосветской дамой: «Угощайтесь… Рыба, птица, икра… Дичь можно руками, хотите кофе?..» И промелькнёт короткая радость, когда Аркадий, выгнанный из дому, поселяется у неё: «Я теперь замужем». Счастливые дни Паши с Аркадием окажутся недолговечными. Паша переживает его уход как трагедию. Она не только по-женски увлеклась парнем, она «выдумала» его — по-матерински закрыла глаза на недостатки.

Прощаясь с Пашей в парке Речинска — удивительная, кстати, по актёрскому мастерству сцена, — он сквозь слёзы говорит, что он, мол, хороший производственник, что его фотография висит на доске почёта и т.д. Но он по своей человеческой сущности — «перекати-поле», он, образно говоря, «светит, да не греет». Фильм завершается премьеры картины, в которой снималась Паша, и бурей оваций, которыми встречают зрители Пашу-Жанну, — финал неожиданный, вызвавший возражения у критиков. «Начало» с триумфом шло на первых московских экранах. Зрители открыли для себя актрису Инну Чурикову.  

Однако при всём нашем удивлении блестящим выступлением этой незаурядной актрисы, „Начало“ — это прежде всего Панфилов, это не „литературный“ и не „актёрский“, но в первую очередь режиссёрский фильм.начало оба супруги

Во время съёмок его фильма «Начало», где актриса сразу получила главную роль, они поженились. 

Роль Паши принесла Инне Чуриковой всенародную любовь. По версии журнала «Советский Экран» она была признана лучшей актрисой года. На 32-м Венецианском кинофестивале она получила «Золотого льва св. Марка», а режиссер картины - «Серебряного льва св. Марка». 

В 1971 году она была признана лучшей зарубежной актрисой в фильмах, прошедших на экранах Болгарии. А в 1972 году на XIV МКФ в Австралии она получила приз «Южный крест».

Подготовила О.К

Источник.

https://www.liveinternet.ru/users/4231626/post471831772/

https://spb.aif.ru/culture/event/talant_delaet_cheloveka_krasivym_pyat_faktov_o_znamenitom_filme_nachalo