актриса главНаталья Розенель была красивой женщиной. Когда она ответила согласием на предложение Анатолия Луначарского, знаменитого комиссара, стать его женой, часть ее жизни уже была позади…

Первый брак, дочь, выступления на сценических площадках. Ее не пугала разница в возрасте, 25 лет. Ради красавицы актрисы Луначарский оставил жену и сына. И, сменив кремлевскую квартиру на апартаменты в Денежном переулке, в 47 лет начал новую жизнь.

 Розенель блистала в Малом театре, умела окружить себя именитыми людьми. Ее даже приглашали в Голливуд, но муж не разрешил. Но все изменилось с его смертью. Она «затерялась в околотеатральных кругах». И последние годы жизни прожила очень тихо.

Не менее красива была Елена Грановская. Хотя о ее личной жизни мало, что известно. Но есть упоминание о том, что актриса воспитала дочь. У нее не было сценического образования. Но вот, что писала об Елене актриса Вера Юренева: «Абсолютный слух, чистейший голос, талантливое тело, руки, укравшие дар слова…»

Кажется, что Елене был подвластен любой жанр – комедия, фарс, драма и трагедия. Она блистала на площадках Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинграда. Переходила из театра в театр, которые в определенное время закрывались, переименовались, объединялись.

Раскрылось дарование актрисы — в ролях Раневской («Вишнёвый сад» А. П. Чехова), Полины Бардиной («Враги» М. Горького), Полежаевой («Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова), Софьи Петровны («Разлом» Б. А. Лавренёва), Кэт («Все мои сыновья» А. Миллера) и др.

Сама же Вера Юренева, какую бы роль ни играла, на сцене она всегда была Дама с большой буквы. По мемуарам самой Веры Леонидовны: «моей основной темой была тема любви». Чувственность и пластичность позволяли Юреневой создавать образы и тогда, когда драматургический материал роли не был значителен.актриса станиславский

Елизавета Тиме тоже была красавицей, на нее всегда обращали взгляды мужчины-коллеги. Но Елизавета вышла замуж за профессора Н. Качалова, ученого по производству стекла. Детей у Качаловых не было, но их брак был счастливым.

Тиме, актриса Александринского театра, режиссёр, педагог, прожила долгую жизнь. Сыграла без малого двести ролей в театре, выступая в драмспектаклях, в опере и балете, снималась в кинофильмах и телепостановках. Великолепно пела.актриса тимеактриса розенель1

Нельзя не назвать ее Настасью Филипповну в «Идиоте», она играла с большой смелостью и Елену Андреевну («Дядя Ваня»), Мамаеву («На всякого мудреца довольно простоты») и другие.

Рыцарем своего призвания называли также актрису Варвару Массалитинову. Да, она была некрасива, с грубыми чертами лица. Но Варвара этого не стеснялась и играла на гимназической сцене старух.

В будущем триумфальная актриса, Варвара с детства мечтала о сцене. Она была ей предана всю жизнь. Учителя и ученики, коллеги были для актрисы семьей и ее детьми…

А еще близкими родными людьми…   Когда смотришь на Амелфу Тимофеевну, то вспоминаешь и Марфу-посадницу, и боярыню Морозову, и царевну Софью, и огромное число русских женщин, высокого духа, мощных, незабываемых.

Сегодня она практически забыта. Нет передач по телевидению, никто уже не помнит ее театральных работ. Осталось совсем немногое, что написано о ней, и остались ее киноработы…

Театру посвятила себя и незабываемая актриса-Серафима Бирман. Она тоже была некрасива, но как же она хотела играть на сцене…Приемная комиссия во главе с К. Станиславским приняла единогласное решение, что Бирман актрисой быть!

Станиславский был, пожалуй, единственным, кто не пренебрег ею, а разглядел в ней этот редчайший самородок. Только рядом с мэтром Сима забыла свои детские слезы около зеркала и школьные годы, когда мальчишки кричали, что ее нос на семерых рос, а одной достался.

Когда актриса выходила на сцену, ее внешность не имела значения, она уходила на второй план. В лице Симы сияла духовная красота, пример тому - ее Васса Железнова.

Среди великих «старух» была и актриса Вера Пашенная, «целая эпоха», как о ней говорили. Она писала: «Личная моя жизнь полна театром... И отец, и мать, и сестра, и мой первый муж… моя дочь, и мой второй муж, заслуженный артист В. Грибунин, — все вокруг меня жило интересами искусства, сценой».актриса пашенная

На ее счету более ста ролей в театре, 15 – в кино. А еще были радиоспектакли. По силе таланта лишь Вера Турчанинова могла сравниться лишь с Верой Пашенной. Турчанинова с детства бредила театром. Современники актрисы вспоминали ее чарующий голос, не похожий ни на чей. Ее лицо было красивым, словно выточенным опытным гравером.актриса 1актриса бирман

Скажем, что Турчанинова жила долго, окружая себя актерами, молодыми и уже ставшими легендой при жизни. Она была хлебосольна, добра.  Особенно актрису зрители любили в пьесах  известного  Николая Островского. Она была, как великие «старухи» Александра Яблочкина и Варвара Рыжова, знаменем Малого театра.

И, когда встал вопрос, кому стать руководителем театра вместо ушедшего чиновника, все актеры сказали: «Пусть будет Мишка Царев. Он хоть и с дуростью, но свой. Так уж лучше Михаил Царев, чем пришлый варяг». Так Царев стал директором Малого театра на четверть века.

Одна из первых актрис, заслужившая звания Народной артистки СССР, была великая Мария Блюменталь-Тамарина. Большую часть жизни она играла на сцене Малого театра. Она, как и Е. Грановская, негде не училась сценическому искусству.

Но вот, что писал Василий Качалов о Марии: «Не умирали в ней с годами ее душевные качества, которыми она была наделена…»

Из этой же когорты великих «старух» была и Екатерина Корчагина-Александровская. Она с мужем много играла в провинции, успешно входила в разные образы. Современниц и женщин прошлых времен. Думающих о людях и заботящихся только о собственной выгоде.

Любила актриса классику, особенно пьесы Н. Островского, где герои говорили ярким, «сочным», языком. В послужном списке актрисы около 400 театральных ролей. И вдруг ее пригласил промышленник от кино А. Ханжонков для съемок в одном из фильмов его фабрики.

Но на пробной съемке, где Корчагина, думая об актерах на экране и подражая им, услышала слова: - Не подходит она для кино. "Кто-то режиссеру советовал попробовать еще раз, вспоминает Корчагина Александровская, - но он заявил: - Ничего в кино у нее никогда не выйдет!"

Встретившись в 1923 году с режиссером А. Ивановским и снявшись в его фильме "Комедиантка", Корчагина-Александровская играла затем еще в шестнадцати фильмах у таких режиссеров, как Вл. Петров, Вс. Пудовкин, В. Гардин, Фр. Эрмлер, А. Разумный, Я. Фрид.

Роли были разные, но ни в одной актриса не отступала от принципов реализма. Прогнозы ханжонковского кинорежиссера были посрамлены. Также настоящим мастером театра и кино была Мария Призван-Соколова, которая любила, как и Корчагина –Александровская, характерные роли. Свою последнюю роль актриса сыграла в 90 лет. Родным для нее домом стал БДТ в Ленинграде. Призван-Соколовой подвластны были и трагедия, и комедия.актриса мансурова

Цецилия Мансурова, про которую говорили, что у нее нет возраста, старела очень красиво. Она всегда была изящна и подвижна. Мансурова сыграла первую Турандот в Вахтанговском театре. Все, знавшие ее, называли ее «Цилюшей». Она была великолепно образована, умна. В кругу близких ей по духу людей она нередко вспоминала своего мужа Н. Шереметева. Он был потомком знаменитого рода "Шереметевых благородных". Он был хорошим музыкантом, сочинял музыку к вахтанговским спектаклям. Муж актрисы погиб на охоте …

Она никогда не стремилась к славе, вниманию и признанию. Цецилия очень любила мужа, и после его смерти сокрушалась, что у них не было детей и не осталось «… после Николушки его кровинушки…»

Такие были они, великие «старухи»... Сильные по духу…

О.К.

Источник

https://2aktera.ru/aktrisy/margarita-zharova

https://ru.wikipedia.org/wiki/

https://www.russkoekino.ru/books/star/