кино1 рязанов людяЛюдмила Гурченко была одной из любимых актрис режиссера Эльдара Рязанова. Гордая и деятельная, веселая и ослепительно красивая на экране… А еще умела прекрасно двигаться, танцевать и петь!

 Что, кажется, мешает режиссеру предоставить талантливой актрисе роль? Кстати, на счету Гурченко почти сто ролей, которые сыграла не… она!

Рязанов, приступая к работе над фильмом «Гусарская баллада», планировал на главную роль не Ларису Голубкину, а Гурченко. Но, по его словам, она на пробах «…путала текст, играла неуверенно. Потом, уже много лет спустя, я узнал, что кинопроба совпала с трудным периодом жизни артистки и именно в эти дни ей было особенно тяжело.

Но она, как человек гордый, не сказала мне ни слова...». Позже Голубкина утверждала, что Гурченко долго не могла ей простить этого поражения. Спустя какое-то время Голубкина и Гурченко снова стали конкурентками: актрисы проходили пробы на роль Наташи Ростовой в фильм Сергея Бондарчука «Война и мир». Кроме них, на эту роль претендовали Наталья Кустинская, Елена Санаева, Людмила Марченко, Валентина Малявина.

И для всех стало неожиданностью, когда режиссер утвердил никому не известную молодую балерину Людмилу Савельеву, которая даже внешне не соответствовала образу, созданному Толстым в романе.

Но, как оказалось, расчет оказался верным – сегодня Наташу Ростову Савельевой называют одним из лучших воплощений этого образа в кино.кино голубкина

Еще примеры, когда Гурченко не прошла пробы одновременно в нескольких фильмах: «Возмездие» А. Столпера, «Твой современник» Ю. Райзмана, «Неподсуден» В. Краснопольского. Каждую неудачу она тяжело переживала. Эльдар Рязанов это объяснял так: «Актерская работа, съемка – это ее религия, ее вера, ее жизнь».кино судьбы

Однако режиссер, так ценивший талант актрисы, все-таки снял ее в фильмах «Вокзал для двоих» и «Старые клячи». Фильм «Вокзал для двоих» стал лучшим фильмом года. Имел огромный успех у зрителей. И, конечно, во многом не только хорошему сценарию, но и игре актеров – Л. Гурченко и О. Басилашвили. Говорили, что на роль главной героини Веры порекомендовала мужу – режиссеру жена, которая всегда с симпатией относилась к актрисе Гурченко.

А вот, «Карнавальная ночь» стала первым фильмом Э. Рязанова, вышедшим на большой экран. Поиски актрисы на главную роль не были простыми: воплотить образ Леночки Крыловой могла бы Ирина Скобцева, но ее кандидатуру забраковал худсовет. кино кустинская

А ведь режиссер начал снимать свой фильм с актрисой Людмилой Касьяновой, но однако на третий день работы он понял, что сделал неправильный выбор. Была еще у него одна кандидатура – Татьяна Конюхова. Но она сама отказалась, ждала роль в другом кино.

Она же предложила на роль Леночки поющую Людмилу Гурченко, которую хорошо знала. Но есть и другая версия. Такая... Случайно увидев Гурченко в коридорах «Мосфильма», Рязанов привел ее на съемочную площадку, провел пробы и утвердил на роль.

Мало, кто знает, что еще была одна претендентка на роль Леночки. Это актриса Лилия Юдина, очень красивая женщина, которая много лет блистает на сцене Малого театра. Хотя у неё была возможность покорить советский кинематограф и сыграть звездную роль — Леночку Крылову в комедии Э. Рязанова “Карнавальная ночь”. На тот момент она в буквальном смысле “разрывалась” между сценой и съемочной площадкой. И отдала пальму первенства театру.

От Рязанова ждали повторения громкого успеха «Карнавальной ночи» в создании фильма «Девушка без адреса», и его залогом режиссер считал участие тех же звезд – Игоря Ильинского и Людмилы Гурченко. Рязанову заявили, что нет никакой нужды снимать вторую «Карнавальную ночь»: это совсем другая история, поэтому актерский состав должен быть новым.кино рязанов

На кандидатуре Гурченко он настаивал до последнего. Тогда Иван Пырьев вызвал режиссера к себе в кабинет и по секрету сообщил ему о том, что по решению министра культуры Гурченко не утвердят на главную роль ни при каких обстоятельствах. Ходили слухи о том, что она неблагонадежная… Кто и что вкладывал в это понятие до сих пор неизвестно.

На роль Кати Ивановой выбрали актрису Ленинградского театра музыкальной комедии Зою Виноградову. Она успела записать все песни к фильму, но тут в театре ее поставили перед выбором: либо спектакли, либо съемки. И она выбрала первое. Правда, ее голос все же прозвучал в фильме, Виноградова исполнила песни Кати. кино немоляева

В итоге на эту роль утвердили непрофессиональную актрису, студентку Ленинградского государственного университета Светлану Карпинскую. Тем не менее попадание в образ получилось стопроцентным, после такого успеха она недоумевала, почему Эльдар Рязанов не зовет ее в свои фильмы.кино гурченко

Комедию посмотрело 36,4 млн зрителей. Однако, сам режиссер так и не изменил своего мнения. Он был убежден в том, что фильм очень проиграл из-за того, что в нем не снялась его любимая  актриса Людмила Гурченко.

И позже не любил вспоминать о своей второй киноработе, считая ее гораздо слабее. Многие актрисы называют кинопробы унизительным занятием. Актриса Светлана Немоляева всегда отвергала такое мнение.кино лево волкова

Как мы знаем, Рязанов очень хотел видеть Светлану Немоляеву в роли главной героини Нади в «Иронии судьбы». Он провел с ней 8 проб, но в итоге резюмировал: «Света, один бог знает, как сильно я хотел тебя снимать. Но, увы, хуже сыграть можно, но трудно». Сегодня об этом Немоляева вспоминает с улыбкой.

Пробовались на главную роль в «Иронии судьбы» и многие другие талантливые актрисы: Лариса Голубкина, Антонина Шуранова, Наталья Гвоздикова. Роль Нади была отдана Барбаре Брыльской.

Но актриса Немоляева осталась в нашей памяти как исполнительница роли Ольги Рыжовой в фильме «Служебный роман», которая не может устоять перед обаянием давнего возлюбленного Юрия Самохвалова. Узнаваемость и любовь поклонников пришли к звезде, когда ей было уже 40 лет.

В «Служебном романе» также снималась другая любимая актриса режиссера- Алиса Фрейндлих, она сыграла главную роль, и вряд ли кто-то другой смог бы сделать это лучше. При этом Рязанову пришлось ехать к Игорю Владимирову – мужу актрисы, худруку Театра Ленсовета, и просить его отпустить жену на съемки. Еще раньше Рязанов пробовал актрису на роль Шурочки Азаровой и результат порадовал режиссера. Но, как мы знаем, Рязанов все-таки утвердил Ларису Голубкину.кино вокзал центр

Роль же Алевтины в фильме «Зигзаг удачи» тоже сыграла не Фрейндлих, как предполагалось, а актриса Валентина Талызина. Окончилась неудачей и третья попытка Эльдара Рязанова поработать с легендарной артисткой. Пьесу «С легким паром!» Рязанов с Брагинским отдали в Театр имени Ленсовета с единственным условием: главную роль должна сыграть прима театра, любимица ленинградских театралов Алиса Фрейндлих.

По мнению авторов, ее участие было гарантией того, что пьеса не будет выглядеть на сцене как легковесная комедия, а образ Нади Шевелевой станет более лиричным и глубоким. Однако случилось именно то, чего так боялся Рязанов, – постановка пьесы не удалась. И все таки фильм «Служебный роман» стал для Алисы Фрейндлих своего рода «визитной карточкой» в ее послужном списке киноработ.

И еще о Рязанове и его любимых актрисах. Как тут не вспомнить замечательную актрису Ольгу Аросеву, веселую, лукавую, зажигательную и безумно остроумную… Она снялась в фильмах «Берегись автомобиля» и «Старики-разбойники». У Рязанова поначалу были сомнения, как, мол, зрители станут принимать актрису после «Моники» из «Кабачка…». На что актриса сказала: «Эльдар, я же в театре играю разные роли — и комедийные, и трагические, — и ничего». А он отвечает: «Это понятно, но кино — совсем другое…» В итоге он запретил хоть что-то «панимониковского» добавить в образ — ни единой завитушки, ни бантика».кино аросева

«Эльдар Александрович очень верен определённой группе актёров. Даже если они у него не снимаются из фильма в фильм, внутренние творческие связи, любовь друг к другу остаются навсегда. И сегодня у нас с Рязановым изумительные отношения» - говорила одна из «его» актрис.

Комедийный талант Ольги Волковой заметил Рязанов, увидев ее в спектакле «Сослуживцы», правда, пригласил ее сыграть в мелодраме. Затем последовали роли в комедиях «Ольга и Константин», «Снегурочку вызывали?», «Сон в руку, или Чемодан», «Небеса обетованные» и т.д. Кстати, после последнего фильма Эльдар Рязанов назвал актрису своим талисманом.

В фильме режиссера «Забытая мелодия для флейты», вышедшем на экраны в 1987 году, Татьяна Догилева сыграла героиню, которая оказалась в любовном треугольнике. Рязанов рассматривал на главную роль кандидатуры пяти актрис, но именно Догилеву выбрал в конечном итоге и не прогадал. Татьяна любит свою героиню, как в омут с головой кинувшуюся в отношения с любимым человеком.

А ведь ее не принимал ни один театральный вуз Москвы. Только в ГИТИСе в нее поверили, уверенно считая, что у девушки есть будущее. Сегодня за плечами актрисы сто ролей в кино и театре. Когда-то она переходила из театра в театр, но всегда ждала приглашений от режиссеров, ставивших фильмы. Она очень «киношная» актриса. Еще надо сказать, что со временем она сама решила стать режиссером. Впрочем, критики не слишком тепло приняли ее режиссерские находки. кино центр2

Но Догилева не унывала: она решила не читать отзывы, чтобы не расстраиваться. Сейчас ею поставлены уже около 10 спектаклей. Актриса Валентина Талызина вспоминала, говоря о Рязанове: «Он очень любил артистов, всегда ждал от них какой-то неожиданности и очень радовался, когда такая неожиданность случалась. Ко мне он относился хорошо, хоть я и не была его самой любимой актрисой и чуть-чуть на него за это обижалась. Но это уже не имеет значения».

Также трогательно относилась к легендарному режиссеру и Светлана Крючкова, говоря, что она не снималась у него из картины в картину. «Я такой актрисой для него не была. Но в один прекрасный момент меня пригласили играть в «Старые клячи». Я пришла, мы стали говорить о поэзии, читали друг другу стихи. Когда мы закончили, он сказал: «Я хочу, чтобы эта артистка была моей крепостной, заключите с ней договор». Так началась наша дружба.

К счастью или нет, но режиссер вправе выбирать на роль того актера (актрису), какую готов снимать. Ведь для режиссера подбор актеров – закладка фундамента, как для строителя. И это не всегда поиск просто актера, о скорее желание создать образ, который режиссер создает… И хороший актер в этом процессе активно участвует.

О.К

Источник

https://snob.ru/selected/entry/101422/ https://www.adme.ru/tvorchestvo-kino/

https://back-in-ussr.com/2021/05/sbornik-provalennyh-kinoprob-izvestnyh-artistov.html

 https://kulturologia.ru/blogs/131020/47844/