Дзанетта Фарусси (Мария Джованна Фарусси), известная также как Ла Буранелла, будущая мать Джакомо Казановы (авантюрист и путешественник), навряд ли стала бы актрисой, если бы не ее знакомство с актёром и скрипачом Гаэтано Казановой.
В то время он выступал в труппе театра Сан-Самуэле (Венеция). Дзанетти было 16 лет, когда она и Гаэтано обвенчались тайно в 1724 году, не надеясь получить согласие родителей на брак.
Когда отца девушки не стало, мать простила молодых… Но взяла слово с Гаэтано, что ее дочь не станет актрисой. Но Дзанетта уже стажировалась в театре, где работал супруг, пока у них не родился старший сын – Джакомо.
Но Гаэтано не верил, что жена родила сына от него, он был склонен считать, что Джакомо – сын владельца театра Микеле Гримани. Но доказательств на этот счет не было.
В семье появилось еще дети… Два брата Джакомо позже стали художниками. Однако Гаэтано не доверял жене… говорил, что скорее всего, его второй сын Франческо родился от принца Уэльского (будущий король Георг II Великобритании), ведь к тому времени их семья работала в Лондоне.
Скорее, это был какой-то хитрый ход… Гаэтано ходил, пряча улыбку. Через несколько лет они вернулись в Венецию, где у Дзанетты родились три дочери и сын.
После рождения последнего сына Гаэтано-старший умер. Как вспоминал Джакомо, ему тогда было восемь лет.
Молодая вдова поступила в театральную труппу Джузеппе Имера, (актёр и антрепренёр), чтобы прокормить большую семью. Еще в театре Сан-Самуэле Дзанетта взяла псевдоним Ла Буранелла (название острова, на котором она родилась).
В том же году в труппе Имера начал работать комедиограф Карло Гольдони. Имер был очень ревнив, и это навело Карло на мысль создать пьесу. Его интермедия «Воспитанница»: истории о любви, ревности и уловках девушки, которую угнетает её опекун, имела на сцене большой успех (1734).
В этот период у Гольдони из-под пера вышли трагедии «Велизарий», «Розамунда», а также комедия «Венецианский гондольер». В те годы Карло еще надеялся, что его прокормит служба – адвокатская работа. Именно в Тоскане (Италия) Карло написал «Слугу двух господ» (1745 год).
А Джузеппе Имер поставил последнюю комедию с актером Антонио Сакки в роли Труффальдино. Кстати, экранизаций, постановок на сцене, радио – телеверсий по этой пьесе в будущем будет немало, в том числе и в России.
У нас роль главного героя блестяще исполнил актер Константин Райкин («Труффальдино из Бергамо», СССР, 1976, режиссёр В. Воробьев).
О самой же актрисе Дзанетте Гольдони отзывался по-доброму: «… в этой труппе было две актрисы для интермедий.
Одна была вдовой, очень талантливой, её звали Дзанетта…» Когда вдова ушла из театра, Гольдони очень сожалел.
Она была превосходной комедийной актрисой. Актриса в составе труппы актеров и певцов Венеции побывала в Санкт-Петербурге.
В том же году она приняла приглашение — в курфюршество Саксонию (государственное образование римской империи), где стала придворной актрисой Фридриха Августа II.
Дзанетта играла с упоением в итальянских комедиях, потом переехала в Дрезден.
Дзанетта прожила 69 лет (1776). В последние годы она выступала с сыном и дочерью.
Итальянские труппы, выступавшие в комедиях дель арте (импровизированная комедия), появились во Франции в конце XVI века и ставили представления вплоть до прихода к власти Ришельё (известен в эпоху правления Людовика XIII).
Как известно, принцип комедии дель арте — маски. Лишь одна пара не имела масок — это были Влюбленные. Они должны были увлекать публику лицом, пригожестью и роскошным костюмом…
Спустя годы актеры Италии вновь вернулись в Париж. Известна была труппа Луиджи Риккобони (псевдоним Лелио). Ставили свои пьесы в этот период Ж. Расин и Ж. Мольер.
В Итальянском театре комедии в Париже в это же время блистала и Теодора Риччи-Бартоли.
Не менее известна была франко-итальянская актриса, работавшая в театре «Комеди-Итальен» - Мария Анна Веронезе,
Она стала любовницей Луи Франсуа Жозефа (будущий Луи Франсуа II), принца Конти, от которого у нее было двое внебрачных детей.
Анна Веронезе, известная под именем «мадемуазель Коралина», была дочерью итальянского Пантолоне -актёра Карло Веронезе и сестрой актрисы Джакомы Антонии Веронезе.
Сёстры Веронезе - две известные исполнительницы субреток-ролей в комедии дель арте. А актриса и писательница Мария Виттория Оттобони писала и заказывала пьесы для своего частного театра, где сама играла.
Первая знаменитая «Ученая комедия» в Италии принадлежала Лудовико Ариосто (1474-1533) — комедиографу при дворе, автору известной поэмы «Неистовый Роланд». А затем были - «Комедия о сундуке», «Чернокнижник», «Подменённые». У Ариосто непросто сложилась личная жизнь.
Он, будучи еще губернатором Гарфаньяны (северо-запад Тосканы), влюбился в 32-летнюю Алессандру Бенуччи из Флоренции, когда та была женой Тито ди Леонардо Строцци (двоюродного брата поэта Тито Строцци), родила шестерых детей. 
Через 13 лет после смерти супруга Бенуччи они тайно заключили брак: Алессандра тем самым сохранила права на наследство первого мужа. Ариосто ни разу не назвал имя возлюбленной и жены в своих сочинениях. Его муза пережила великого творца всего на три года… В честь 500-летия Ариосто выпущена итальянская почтовая марка 1974 года.
У него было много последователей из знати… В числе этих пьес выделяется сатирическая комедия Никколо Макиавелли, философа, мыслителя и писателя, - «Мандрагора».
Пьеса о любви, обмане и мошенничестве… а еще о красавице Лукреции, нашедшую свою любовь, обманув мужа-старика.
«Ученая комедия» стала «учебником» продвижения комедийного жанра в Европе. Даже У. Шекспира («Укрощение строптивой») и Ж. Мольера («Любовная досада») критики считали ее учениками.
Имела успех и пьеса «Аминта» Торквато Тассо о прекрасной нимфе. Улица, праздники городов Италии, разговоры людей из простонародья вплетались в пьесы того времени.
Со временем пьесы стали сопровождаться «чудесным сплавом» двух искусств - музыки и поэзии.
Так, во Франции как жанр выделился шансон (многоголосая песня), а в Италии – мадригал (песня на один или несколько голосов).
В числе поэтов, обращавшихся к жанру мадригала, - Ф. Петрарка, Ж. Боккаччо, Т. Тассо.
Торквато Тассо, аристократ, поэт XVI в., гениальность которого бесспорна. Еще он - драматург и философ: закончил юридический факультет Падуанского университета (Венеция). Юриспруденция не принесла юноше успехов, а вот поэзия…
Вместе с отцом, который был изгнан в период испанской инквизиции из Саперно, где служил у принца Ферранте Сансеверино, Тассо переезжает в Рим.
В это время Тассо пишет стихи, мечтает о любви… Приближённый в 1565 году ко двору Альфонсо д’Эсте, герцога Феррарского, Тассо, как и его отец, служит у нового покровителя.
Поэта ценили придворные дамы и сёстры герцога, принцессы Лукреция и Леонора д’Эсте.
Первые десять лет пребывания при дворе были для поэта все-таки отчасти счастливыми.
Он был молод и полон энергии. Правда, нужно было угадывать настроение хозяина, предвидеть интриги друзей и недругов…
А ему уже тридцать один год… А еще он был безответно влюблён в Леонору д’Эсте.
Его «Освобожденный Иерусалим» (поэт работал над поэмой 30 лет) критиковали, поэта преследовали и доводили до меланхолии, а то и драк. Из тюрьмы, куда поэта отправили, он бежал…
Вернувшись в Феррару он вновь повел себя неадекватно, и герцог Альфонс II д’Эсте поместил его в психиатрическую больницу, где поэт провел 7 лет. В последний период жизни Тассо написал мистическую поэмы «Масличная гора», «Сотворенный мир», много стихотворений.
Мода на Тассо возродилась лишь в XIX веке. Поэма «Освобожденный Иерусалим» переведена на все европейские и на восточные языки. И даже в наши дни гондольеры распевают строфы из поэм прославленного итальянца.
Италия – это итальянские композиторы Д. Верди, Д. Россини, Д. Пуччини, Д. Скарлатти. Важнейший вклад в итальянскую оперу внес композитор Гаэтано Доницетти (1797-1848), на счету которого 74 работы.
Не стоит забывать, что ведущим композитором в Италии был Клаудио Монтеверди (1567 -1643). Известны его сочинения мадригалы, - «Плач Ариадны» (из несохранившейся оперы «Ариадна»), опера «Орфей» и Вечерня (девы Марии).
Это была эпоха перехода от позднего Ренессанса (развитие европейкой музыки) к раннему барокко (развитие классической музыки конца XVI — начало XVIII века).
Так, опера появились в Италии, во Флоренции на рубеже XVI - XVII столетий.
Сольные мадригалы (пение на один или несколько голосов), фроттолы (светская песня), вилланеллы (сатирическая песня) занимали видное место в интермедиях, театральных представлениях.
Фаустина Бордони – одна из первых оперных див Италии (меццо-сопрано). Она обладала тем, что итальянцы называют un cantar granito; её исполнение было блестящим.
Стоит сказать, что примадонна (итал. prima donna — «первая дама») — певица, которая исполняет первые партии в труппе.
Примадонной оперы называли певицу Анну Ренци. Кстати, главная роль в опере "Ариадна" Клаудио Монтеверди была написана для Катерины Мартинелли, но она умерла до премьеры.
Слава Анны началась на заре истории оперного жанра, в 40-е годы XVII века.
Ренци пела двадцать лет и всегда при полных залах. Успех на сцене предполагал большие гонорары.
Ну, а позже синьора Джиролама стала еще одной примой. Что касается блестящей певицы Джулии Мазотти, то она помимо оперных сцен, пела на императорских «домашних концертах».
В середине XVII века Венеция стала центром оперного искусства. Антония "Тония" Корези была примадонной в Венецианской опере с 1655 по 1672 год.
Она выступала и в Театре Тординона (Театр Аполлона). Не менее популярна была и Маргарита Саликола. 

В 1787 г., после громкого успеха одной гастролирующей труппы итальянских певцов в Париже, было решено открыть для них театр.
Это было сделано под покровительством графа Прованского, брата короля (занял престол в результате Реставрации Бурбонов, последовавшей за свержением Наполеона I. Людовик был последним монархом Франции).
Среди оперных итальянских див была и Джузеппина Грассини. Пиком её карьеры стал 1796 год. Роль Джульетты в опере «Ромео и Джульетта» принесла Грассини славу.
Ходили слухи, что она была близка с Наполеоном Бонапартом. Не зная нот, но обладая прекрасным слухом, Бригида Банти (Джорджи), дочь игрока на мандолине, она начала свою карьеру как уличная певица.
Поездка в Париж изменила ее жизнь. Итальянский композитор Антонио Саккини представил Бригиду комиссии Парижской оперы - Opéra Comique. Девушка пробыла там недолго, но сумела поверить в себя, слыша восторги мэтров…Вскоре она вышла замуж за хореографа Заккарию Банти, переехав в Лондон. Вояж по Европе принес Бригиде успех.
Ну, и в оперных театрах Ла Скала и Ла Фениче она все еще была востребована. Ухудшение здоровья, к несчастью, изменило ее голос, долго находиться на сцене Бригида не могла. В 49 лет ее не стало.
Франческа Куццони, Фаустина Бордони, - обе часто пели на одной сцене и были соперницами. В отличие от Куццони, умершей в бедности, Фаустина прожила счастливую и обеспеченную старость. Говорили, что в старости Куццони занималась изготовлением пуговиц.
Билеты на концерты Франчески взлетали до небес… Их покупали за два месяца до выступлений певицы. Она всегда вела суматошную и полную скандалов жизнь… Это тоже подогревало интерес к Куццони у публики.
Однако постоянные гастроли и финансовая неразбериха приводят певицу к нищете. В Голландии Куццони попадает в долговую тюрьму. Из нее певицу выпускают только по вечерам. Гонорар от выступлений в театре идет в счет погашения долгов.
В XVII веке комические оперы ставились лишь изредка, и только в Неаполе, где возник жанр комической оперы буффа (итал. opera buffa — «шуточная опера»). Опера – буффа появилась на основе интермедий (сценки или пьесы) и народно-бытовой песенной традиции (в противовес опере-сериа).
Комические оперы Карло Гольдони создавал с композитором - Бальдассаре Галуппи (прозвище - Буранелло).
Галуппи также принадлежат оперы-сериа (серьёзные оперы). Двадцать опер композитор написал на тексты драматурга Карло Гольдони.
Карло сказал как-то, что Галуппи «среди музыкантов то же, что Рафаэль среди художников». Не стоит забывать, что успех Гольдони принесли пьесы - «Трактирщица», «Феодал», «Памела в девушках» и «Хитрая вдова» и др.
Да, отдушиной для итальянских композиторов стала опера-буффа. Однако музыкальная комедия не имела большого веса в сравнении с оперой. Самой знаменитой оперой-буффа той эпохи считается «Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези.
Героиня оперы — служанка Серпина. Хитростью и очарованием она завоёвывает сердце своего господина Уберто, увальня-аристократа, которому остаётся лишь покориться и сдаться.
Проживший всего 26 лет (1736) итальянец Джованни Баттиста Перголези и его комедия вызвали споры у сторонников классической музыки и любителями комической оперы.
Но прошло время, и комедия Перголези популярна и сегодня. Шуточные оперы писали также композиторы Джованни Паизиелло, Доменико Чимароза.
В стиле оперы-буффы созданы некоторые оперы Джузеппе Верди («Фальстаф»), Сергея Прокофьева («Обручение в монастыре»), Игоря Стравинского («Мавра») и другие.
Что же касается великого Карло Гольдони, то в 1761 году он уехал из Италии в Париж. Есть мнение, что тому послужило соперничество с драматургом Карлом Гоцци, автором пьесы «Любовь к трём апельсинам».
Он выступал против театральной реформы Гольдони, был за старый, феодальный уклад жизни. Театр, по мнению, Гоцци, должен был оставаться местом развлечения…
Гольдони стал драматургом при Итальянском театре и преподавал итальянский язык дочерям короля. Написанная им по-французски комедия «Ворчун-благодетель» (1771) принесла Гольдони европейскую славу. Во времена Французской революции у Гольдони отняли королевскую пенсию.
Впоследствии Конвент принял решение возвратить ему пенсию согласно докладу французского драматурга Мари Жозефа Шенье. Но Гольдони об этом уже не узнал, так как умер накануне. Но жизнь доказала, что пьесы одного и второго драматурга и сегодня актуальны… Литературное наследие Гольдони — 267 пьес, большая часть которых — комедии.
О.К.
https://ru.ruwiki.ru/wiki/https://www.belcanto.ru/cuzzoni.html https://kulturologia.ru/blogs/010318/38046 https://culture.wikireading.ru/54463 https://godliteratury.ru/articles/2022/03/12/torkvato-tasso-ego-genialnost-i-bezumie https://24smi.org/celebrity/107802-karlo-goldoni.html https://planeta.by/useful/tajny-franczuzskih-teatrov https://www.liveinternet.ru/community/2388150/post118884832/ https://diletant.media/articles/45319467/ https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.ec49e112-66d18e47-7cb7205b-74722d776562/https/en.wikipedia.org/wiki/Marguerite_Bellanger https://artchive.ru/publications/1508~Muzy_KhKh_veka_Kleo_de_Merod_bezuprechnaja_krasota_belle_epoque https://id77.livejournal.com/1436411.html https://ngasanova.livejournal.com/1370949.html