свадьба главнаяКогда к нам в салон невеста приходит не одна, а с кем-нибудь из родственников или друзей, нередко возникает спор: обязательно ли невесте покупать белое платье или цвет платья может быть и другим.

  Часто приходится слышать, что белое платье символизирует чистоту и скромность невесты и это традиционное свадебное платье, что в принципе неверно (разумеется, не в том смысле, что невеста не чиста и не скромна).

На самом деле издавна белый цвет был цветом траура. Черный цвет в этом качестве появился сравнительно недавно. Белый же, как утверждают историки и психологи, с древнейших времен был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Однако позднее значение белого цвета несколько видоизменилось.

Белый цвет стал символизировать радость и процветание. Например, древние греки и католики носили в праздники белые одежды. Более того, они даже красили в день свадебной церемонии свои тела в белый цвет.

В течение столетий белый цвет считался просто одним из праздничных цветов. Считается, что только в середине XVII века благодаря королеве Виктории в Англии, а затем и во всей Европе, появилась мода невесте на свадьбу надевать белое платье. Именно королева Виктория появилась в белом платье на собственной свадьбе и была так неотразима, что мода на белое платье стала повсеместной.

Впрочем, согласно другой версии, эта мода была введена еще раньше Анной Австрийской. До нее невесты на свадьбу надевали розовое свадебное платье, но Анна вышла в белом. Это было так красиво, что все дамы высшего общества Франции, а впоследствии и Англии, Испании, Португалии стали брать пример с Анны. К ним присоединился и простой люд.свадьба центр

В России обычай наряжать невесту в белое свадебное платье впервые появился только в XIX веке, а в обиход вошел только к середине следующего столетия. До этого времени русские невесты облачались в народный костюм.

Разница между крестьянским и дворянским свадебными платьями состояла в том, что в отличие от крестьянского наряда свадебное платье невесты из дворянского сословия было сшито из более дорогих тканей и украшено драгоценными камнями. На протяжении всего русского свадебного обряда невеста несколько раз меняла праздничный наряд. Она была в разных платьях на девичнике, на венчании, на свадебном пиру в доме жениха и на второй день свадьбы. И каждый раз это было великолепное платье, которое девушка собственноручно шила в течение нескольких лет.

На девичнике накануне свадьбы русская невеста появлялась в своем лучшем девичьем платье. В зависимости от местности это была рубашка с юбкой или сарафан яркого цвета (красного, малинового, розового, зеленого). Наряд дополняли разноцветные ленты, струившиеся по спине и развивавшиеся при малейшем движении девушки.

Ленты пришивались к шейному украшению - "обмотке и к особой головной повязке, называвшейся "красотой" или "волюшкой". "Красота" была символом девичьей жизни. В разных регионах России с "красотой" поступали по-разному: либо дарили жениху, либо передавали младшей сестре или лучшей подруге, либо разрывали на части и делили между всеми подружками невесты.свадьба центр 2

В день венчания невеста облачалась в особый наряд, как правило, красного цвета. В некоторых местностях невесте полагалось надеть две рубашки, одна из которых предназначалась для смертного ложа. Утром в день венчания жених через сваху или свою тетку посылал невесте "женихову шкатулку" с гостинцами и венчальными принадлежностями (фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками и т.д.).

Получив подарок жениха, тетка или крестная мать невесты, так называемая "снарядиха", начинала одевать молодую к венцу. Свадебную обувь новобрачной обычно присылал жених. Тем самым он подчеркивал переходное положение невесты, которая уходила из отчего дома в дом жениха, чтобы всю оставшуюся жизнь идти с ним рядом.

Обувал невесту особый "свадебный отрок", младший брат или другой близкий родственник девушки. На дворянской свадьбе для большей торжественности свадебных отроков было двое. Мальчики были одного роста, примерного одного типа внешности и в одинаковой одежде.

По приметам в подол невестиного платья втыкали несколько булавок - "от сглаза". В обувь новобрачных клали монетку или несколько зерен пшеницы, ржи, овса или ячменя, чтобы молодая семья жила богато.

На второй день свадьбы невеста выходила к гостям в новом свадебном наряде - в самом лучшем женском платье. Это могла быть пышная понева темного цвета, щедро украшенная орнаментом. К югу от Москвы поневы расшивались особым рисунком, похожим на языки пламени. На голову молодая жена надевала головной убор замужней женщины, а вокруг талии завязывала широкий тканый пояс.Дорогие невесты! Как видите, каких-то жестких правил в выборе цвета свадебного платья в старину не существовало. Не существует их и сейчас.

Если Вам нравится белое свадебное платье, и Вы хотите поразить своих гостей также как когда-то королева Виктория, покупайте белое свадебное платье. Если Вы считаете, что к цвету Вашей кожи подойдут какие-то более теплые цвета, например типа "шампань", смело покупайте платье именно такого цвета.

Если Вы хотите сразить своих гостей каким-то на первый взгляд довольно неожиданным для свадебного платья цветом, например, красным, то помните, что и такие платья в старину были весьма распространены, актуальны они и сегодня.

После того как свадебное платье выбрано, перед невестой часто встает вопрос: а стоит ли покупать фату или можно обойтись без нее? Однозначного ответа на этот вопрос также не существует.свадьба центр 3

Еще совсем недавно это слово означало просто "платок", настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. С первобытнообщинного строя свадьба была основным обрядом девичьей инициации, посвященным переходу из мира детства во взрослую жизнь.

Этот обряд означал символическую смерть наивной девушки и одновременно рождение молодой женщины. Вторая не может родиться, если не умрет первая. С момента согласия на брак ее считали "умершей", а жители мира мертвых, как правило, невидимы для живых. И наоборот.

Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело к всевозможным несчастьям. По той же причине молодые держали друг друга исключительно через платок, а также не ели и не пили (по крайне мере невеста) на всем протяжении свадьбы: ведь они в этот момент "находились в разных мирах", а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру.

Кроме того, фатой покрывают голову и лицо невесты, дабы уберечь ее от сглаза и порчи.

На русской свадьбе звучало множество песен, притом большей частью печальных. Тяжелая фата невесты понемногу набухала от искренних слез, даже если девушка шла за любимого. И дело здесь не в трудностях жизни замужем. Невеста покидала свой род и переходила в другой.

Стало быть, она покидала духов-покровителей прежнего рода и вручала себя новым. Но и былых незачем было обижать и сердить, выглядеть неблагодарной. Вот и плакала девушка, слушая жалобные песни и изо всех сил стараясь показать свою преданность родительскому дому. Позже видоизменилось не только значение слова "фата", но и сам этот предмет - фата стала воздушной, легкой и сегодня она символизирует целомудрие невесты.

Вряд ли кто-то сегодня верит в духов-покровителей, сглаз и порчу, поэтому и современные невесты свободны в выборе: надевать фату или просто украсить волосы цветами. Главное, чтобы невеста в день свадьбы выглядела так, как она этого сама хочет.

Будьте счастливы!

По материалам Свадебного салона Белый Лебедь