комедия 3 селезнева 9глав0Когда на экраны вышел фильм «Афоня» поклонники актрисы Евгении Симоновой писали: «Если бы в моей жизни повстречалась такая девушка, как Катя, моя судьба сложилась бы иначе».

С первого появления Симоновой на экранах за ней сразу же закрепилось амплуа лирической героини – милой, наивной, чистой и «слишком правильной». В общем-то простую историю об отношениях сантехника-маляра и медсестры Кати режиссер «Афони» превратил в комедию, над коллизиями которой хотелось подумать

Если Данелия долго и кропотливо вел подбор актеров на мужские роли, на роль Кати он сразу выбрал Симонову, сказав: «…это она».

У Симоновой никогда не было романов на съемочной площадке, кроме тех, которые переросли в два брака. Симонова говорила: «У меня такая жизнь… не то амплуа, я не женщина-вамп, меня никогда не избирали секс-символом, даже нашего подъезда…».

Актриса однажды сказала: «… как-то у меня были приглашения сразу в четыре картины. Пришлось отказаться. Поверьте, в моей жизни ничего от этого не убыло. Я родила Зойку, потом на свет появилась Маруся. И были другие фильмы, другие работы».

Иногда она отказывалась от ролей из других побуждений. Так, Симонова должна была сыграть Констанцию в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера» и уже была утверждена на эту роль, но после того, как режиссер вместо Абдулова решил снимать Боярского, в знак солидарности с другом решила тоже покинуть проект.

По другой версии, на кандидатуре Ирины Алферовой настояло руководство, и Симоновой пришлось уйти. А вслед за ней ушел и Игорь Костолевский, который мог бы сыграть герцога Бэкингема. Георгий Данелия был мастером трагикомедий и сатиры… А Симонова, конечно, была актрисой трагикомедий. Все, что она делала на экране, всегда принимали зрители с восторгом.комедия 3 афоня

А вот добрая комедия с сатирическим подтекстом для семейного просмотра «Тридцать три» Данелия не имела поначалу успеха. Тогдашние цензоры нашли в ленте что-то идеологически неподобающее и отправили ее на полку. Позже Георгий Данелия писал в мемуарах: «Тридцать три» пролежал на полке 25 лет. Но в застойные 70-е почти все умудрились посмотреть мой сверхзакрытый фильм на экране». О чем фильм: зубной врач из провинциального городка сделал научное открытие — наличие 33-го зуба у Травкина (Евгений Леонов). Страдающего от острой боли пациента отправляют в Москву на научную конференцию.комедия3 симонова

У Данелии не было «проходных» картин. Были, по его словам, удачные и менее… удачные. Позднее автор картин «Я шагаю по Москве» и «Мимино» именно «Осенний марафон» признавал одной из трех своих лучших режиссерских работ… Режиссер был строг к себе. Но такой уж он был человек.

Фильм «Осенний марафон» рождался очень сложно. Актриса Наталья Гундарева, обманутая жена главного героя, постоянно вмешивалась в реплики режиссера в ее адрес, меняла свой текст… Режиссер скрипел зубами.комедия3 данелия1

Не лучше обстояли дела у режиссера и с актрисой Мариной Нееловой, любовницей героя. Неелова спорила с Данелия до хрипоты, отбиваясь от его замечаний в адрес ее игры… И режиссер и тут терпел.

Понимал, что роль любовницы героя должна играть только Неелова, именно она может быть одновременно страстной и бесшабашной на экране, умной и деликатной.

Ее врожденная взвинченность, которую все принимали за скверный характер, помогают актрисе создавать разные образы. В период работы над картиной они долгое время не разговаривали, потом стали общаться через ассистента режиссера. Помирились они лишь к концу съемок фильма. И даже подружились.

Режиссёр перенёс на экран историю из своей личной жизни, в которой, кстати сказать, было 3 брака, 2 развода, счастье рождения детей и горечь утраты 26-летнего сына при трагических обстоятельствах. «Осенний марафон» прокатился по международным смотрам, где имел бешеный успех у зрителей. Лента Данелии получила ряд наград на престижнейших кинофестивалях в Венеции, Берлине и Сан-Себастьяне.комедия 3 марафон

Когда режиссер снимал свой первый фильм «Я шагаю по Москве», члены комиссии после просмотра спросили его, мол, почему девушка и парень идут под дождем… Он ответил, что идет дождь, потому что идет... Последовал другой вопрос, а причем здесь парень – писатель… Писатель, подумал Данелия, ну, потому что приехал узнать, каковы его перспективы, смысл писать – тоже важен… Так, о чем фильм, не переставали интересоваться члены комиссии… Как, о чем? Данелия удивился, помолчав, ответил, конечно о жизни.

И добавил: «И это комедия…» Собеседники переглянулись. Но ведь не смешно, робко сказал какой-то мужчина. Данелия поспешно добавил: «А это лирическая комедия».комедия3 марафон4

Картины Данелии не просто смешат и печалят, не просто увлекают остроумием мысли, игрой, блеском исполнения актеров, но и «заставляют задуматься о жизни». Проходит время, а фильмы не только Г. Данелия, но и Л. Гайдая не теряют популярности. Н. Гребешкова, жена Гайдая говорила, что все шутки, истории он брал из жизни. И очень любил «открывать» новых актеров.комедия3 гундарева

Благодаря фильмам Леонида Гайдая об актрисе Наталье Селезневой узнала вся наша страна. Это девушка Лида из "Операции "Ы", жена Шурика Зина из фильма "Иван Васильевич меняет профессию", Танюша из комедии "Не может быть".

Селезнева очень хотела «попасть» в кино, на роль Лиды пробовали 300 девушек… Режиссер остановился на Селезневой. Наталья Гундарева планировалась на роль манерной Зиночки – жены Шурика и звезды своей киностудии.

Наталью Селезнёву изначально брать не хотели, поскольку слишком сильна была ассоциация актрисы с Лидочкой – подружкой Шурика из «Операции Ы». Но пробы Гундаревой худсовет не одобрил.комедия3 москва

Кстати, Наталья Гундарева, Светлана Светличная и Наталья Селезнева претендовали на роль жены Ивана Грозного в «Иване Васильевиче, который меняет профессию». Царицей же стала Нина Маслова.

Да и в кино ролей у Селезневой было довольно мало. Правда, в этом сыграло свою роль и то, что Селезневу считали актрисой «гайдаевской» и только…

И еще все считали, основываясь на ролях Селезневой, что актриса ветрена, взбалмошна. А она всю жизнь работала в одном театре, жила с одним мужем, любила свою семью. Может немного и эксцентрична, но вполне серьезный человек.

По сути, комедиями наш кинематограф был обижен. Их было немного. Давно прошло то время, когда за комедии брался чуть ли не каждый режиссер, считая этот жанр самым легким…

К тому же идейные работники стали более взыскательными и не всегда понимали, над чем смеется режиссер, требовали «смысла», правда, какого, никто толком не знал… Ну, а период «Волги-Волги» свое место уступил новым реалиям. К тому же многие фильмы «цензурили». Леонида Гайдая после высмеивающей бюрократию комедии «Жених с того света» на два года отстранили от кино, а фильм после правок превратился в короткометражку.

В картинах «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» усмотрели пародию на Хрущёва, в «Бриллиантовой руке» переозвучили фразу про синагогу, а «Человек ниоткуда» как и «Тридцать три» вообще легли на полку за несоответствие социалистической действительности. Однако, худсовет всё-таки старался держать на полке их недолго… Однако, смех – это жизнь! И за комедии режиссеры браться не переставали.комедия 3 гайдай

Свой счастливый билет вытянула и студентка, будущая актриса Наталья Варлей, сыграв главную героиню в фильме «Кавказская пленница». А ведь претенденток на роль было 500. Среди них - Наталья Фатеева, Наталья Кустинская, Надежда Румянцева, Лариса Голубкина...   А настоящий успех пришел к Наталье Крачковской после роли мадам Грицацуевой. Затем последовала комедия «Иван Васильевич меняет профессию», где Крачковская сыграла жену безвольного мужичка. Крачковская играла и в детских фильмах: «Чиполлино», «Царевич Проша», «После дождичка в четверг», «Раз, два — горе не беда!».

Наталья Леонидовна привнесла в кинематограф новый типаж второго плана — незакомплексованных женщин. Крачковскую открыл для кино Леонид Гайдай - и до конца дней, сначала его, а потом и своих она осталась прежде всего актрисой Гайдая. Наталья Крачковская всю жизнь мечтала сыграть главную роль в каком-нибудь фильме. Но так и не довелось. Однако никто не будет спорить, что она стала настоящей королевой эпизода.

Не одна Наталья Крачковская не стремилась расстаться со своей полной фигуры. Тему женщины без комплексов на экране продолжили такие актрисы, Наталья Гундарева и Светлана Крючкова. Крючкова говорила, что их с Гундаревой режиссёры рассматривали как абсолютно взаимозаменяемых актрис, поэтому постоянно предлагали им одни роли. Не согласится или не подойдёт одна – можно взять другую!комедия3 крачковская

Обидно? Конечно! Но такова судьба актрисы… В фильме «О бедном гусаре замолвите слово» Рязанов предлагал сняться Крючковой, но она отказалась, поэтому её роль сыграла Гундарева. А в фильме «Вас ожидает гражданка Никанорова» планировали снимать Крючкову, которая проходила несколько проб, но худсовету она казалась то некрасивой, то слишком полной.

В итоге Светлана Николаевна Крючкова просто перестала приезжать на пробы, а утвердили Гундареву, которая была ещё полнее, что возмутило Крючкову. Больше 60 лет мы смотрим кинокомедию «Укротительница тигров”, созданную Александром Ивановским и Надеждой Кошеверовой. Надо сказать, что Кошеверова любила молодых актеров и не боялась допускать их до работы. Именно она открыла для нас молодых киноактеров Леонида Быкова и Людмилу Касаткину. В театре Касаткина уже успела сыграть немало ролей и не без успеха. А вот кино… И это при муже-режиссере С. Колосове! Когда создатели будущей картины заглянули в театр, чтобы посмотреть на ее игру, актриса воскликнула:

«Я для кино не гожусь: у меня круглое лицо, небольшой рост". "Нет, приезжайте, у вас есть шанс". Сценарий мне очень понравился! Десять минут длилась сцена, которую мы играли с актером Павлом Кадочниковым. Мы импровизировали. Когда мне показали, как я выгляжу на экране, то я расплакалась…

Какая-то простая, грубая, неинтересная… Кошеверова меня успокоила, сказала, что- им-то я понравилась. Я уехала в Москву. А когда мне сообщили, что я утверждена на эту роль, то я даже не поверила. Не может быть!» Так началась кинокарьера известной актрисы. С успехом прошел фильм с актрисой Касаткиной в главной роли «Медовый месяц», созданный тоже Н. Кошеверовой.

Начиная с конца 70-х задорный юмор «Королевы бензоколонки», «Укротительницы тигров», «Свадьбы в Малиновке» и приключений Шурика начал уступать лиричным историям, как в «Служебном романе», «По семейным обстоятельствам» или «Любовь и голуби». Набирали популярность трагикомедии — «Осенний марафон», и сатира — «Гараж».

В 80-90 г.г. в комедиях стали появляться шутки про фарцовщиков, дефицит, критиковалась политическая обстановка, импортные товары и прочее материальное благополучие и неблагополучие.

Но чем дальше, тем больше у героев комедий появлялось грустной иронии в отношении окружающей действительности и себя самих. Словно смех сквозь слезы пробивался все… более неуверенно.

О.К.

Источник

https://kulturologia.ru/blogs/010618/39159/

https://kinoreporter.ru/kak-mrachnuju-pouchitelnuju-dramu-daneliya-prevratil-v-legendarnuju-tragikomediju-afonya/

https://rg.ru/2010/09/30/kasatkina-poln.html