В семье дантиста Владимира Ильинского, отца Игоря, не было актеров. Правда, он увлекался живописью и играл в любительском театре; был дружен с московскими актёрами. Мать служила курьершей при театральной конторе на Большой Дмитровке (улица в Москве).
Ещё в детстве маленький Игорь мечтал о том, чтобы стать профессиональным актёром. А вообще он увлекался всем подряд: военное дело, журналистика, спорт. В какой-то момент театр победил. Мама за сына порадовалась, а отец лежал в больнице с сердечным приступом. Он умер, так и не узнав, что сын выбрал профессию, которую тот не одобрил бы…
Вскоре Ильинский снискал славу молодого, но перспективного актёра. Он служил в Театре В. Комиссаржевской. Ильинский играл также в ряде других театрах, студий, оперетте, цирке, на эстраде… Он сыграл несколько ролей в Театре-кабаре «Летучая мышь», Первом государственном театре для детей, Театре революционной сатиры (Теревсат), Театре «Аквариум», 1-ой студии МХАТ (1922—1924) и др.
В 1921 году Ильинский лишился и матери, которая буквально вытащила сына с того света, когда он на гастролях заболел брюшным тифом: но заразилась сама… Никому из коллег в голову не приходило, что актер в этом винил себя, ведь он не спас мать. Успокаивало лишь то, что она смогла увидеть сына на сцене и порадоваться за его успехи.
В 1920 году Ильинский поступил в руководимый Вс. Мейерхольдом Театр РСФСР 1-й (с 1923 года Театр им. Мейерхольда), где служил актер до 1935 года. Ему предлагали играть одних комиков… до серьезных ролей дело не доходило.
Вскоре Ильинский начал сниматься в кино — тоже, конечно, в комедиях, вроде «Праздника святого Йоргена». Его герои падали, тонули, от кого-то удирали... На сцене и экране Ильинский заставлял смеяться; в жизни он был деликатен, скромен и интеллигентен. Да, за ним увивались поклонницы, дарили цветы, назначали свидания…
Но он в отношении с женщинами был крайне неуверен в себе. Красавцем он себя не считал и то, что начинающая актриса Татьяна ответила на его чувства, казалось ему настоящим счастьем. Она оставила театр ради супруга, обустраивала его быт и выступала в роли личного секретаря. Но нашлись и те, кто говорил, что у актрисы не было перспектив в театре, стать «звездой» ей бы никогда не удалось.
Несмотря на благополучие в семье, актер не прочь был завести роман на стороне; Татьяна, конечно, не могла не знать об этом. Но она так его любила… И боялась потерять.
С 1938 года он был актёром Малого театра; занимался и режиссурой. Ильинский сыграл в театре более 40 ролей, а за 50 лет работы в кино снялся в 27 фильмах.
Он стал народным артистом СССР (1949), лауреатом трёх Сталинских премий I степени (1941, 1942, 1951), а в 1980 году был удостоен Ленинской премии.
Вместе с Татьяной они прожили 20 лет. Жена умерла от тифа во время войны. Ильинский тяжело переживал её смерть, по словам сына (от второго брака), едва не покончил с собой.
Ильинскому было за сорок, когда он встретил свою вторую Татьяну, будущую жену, тоже актрису Малого театра.
Татьяна Еремеева (Битрих) блистала на периферийных сценах, пока ее не заметили режиссеры из Москвы, и не пригласили работать в Малом театре.
Игорь и Татьяна подружились во время репетиций над спектаклем «Двенадцатая ночь».
Актер верил и не верил в своей счастье, сказав Татьяне: «…если вы возьмете меня таким, каким я стал, я хотел бы… чтобы мы были вместе». Однако в кулуарах поговаривали, что молодая Еремеева сумела окрутить известного вдовца…
Ходили по театру сплетни, что особенно негодовала актриса Вера Пашенная, которая якобы хотела отдать свою дочь за Ильинского…
Еремееву не раз вызывали в НКВД, предложив следить за Ильинским, намекая на то, что она наполовину немка. Татьяна думала лишь о том, что произойдет, если она откажется. И она сказала, что Ильинский честный человек и просил ее руки… Актриса пыталась уйти из театра, чтобы не навредить любимому человеку, но Ильинский ее отговорил.
Несмотря на разность их характеров, интересов, они были вместе счастливы более 30 лет. Их сын Владимир стал журналистом, и оба его сына Игорь и Антон окончили факультет журналистики МГУ. Ильинского не стало в 1987 году (85 лет). Последней его роль - Фирс из «Вишневого сада» Чехова. Актер выходил на сцену, почти ничего не видя, а уходил на свет фонаря, который ставили ему за кулисами.
Татьяна Битрих-Еремеева после его смерти написала книгу "Игорю Ильинскому - артисту и человеку...". Она не дожила 7-и месяцев до своего столетия.
Как известно, ученых, деятелей науки и культуры с 1940 года стали награждать Ста́линской пре́мией (Пре́мия имени Ста́лина); при СНК СССР был учрежден Комитет по Сталинским премиям. Премия в зависимости от степени составляла 25 тыс., 50 тыс. и 100 тыс. рублей. В 1941–1952 гг. было присуждено 976 Сталинских премий по литературе и искусству, лауреатами которых стали около 2 тыс. человек. За время существования премии на выплаты было потрачено 57,7 млн рублей.
Давно забытый актер Николай Боголюбов был лауреатом шести Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1947, 1949, 1950). Но сегодня его не так часто увидишь на экранах, как и фильмы, в которых он снимался.
Время оттепели «отодвинуло» Боголюбова на второй план. А ведь он был прекрасным актером. Начинал Боголюбов как актер Театра им. Вс. Мейерхольда, позже работал во МХАТе им. М. Горького.
Несмотря на эпоху малокартинья Боголюбова часто приглашали в кино. Среди известных его кинолент – «Семеро смелых», «Окраина», «Александр Пархоменко», «Первая конная», «Случай на шахте восемь» и «Жизнь прошла мимо» и др. На протяжении почти 30 лет играл в кино советского военного и революционера К. Ворошилова. Что и говорить, считали, что власть его баловала…
Но самый знаковый фильм с участием актера- «Великий гражданин» (1937, 1939 годы) режиссера Ф. Эрмлера, в котором идет речь о жизни С. Кирова.
Этот фильм о жизни и гибели политика был вычеркнут из показов до перестроечного времени.
А за период работы над фильмом из-за доносов четверо членов съёмочной группы были арестованы, двое из них расстреляны.
Из открытых источников известно, что сам И. Сталин просматривал эпизоды из съемочных лет, давал указания, что убрать, а, что оставить…
Неприятности и всякие передряги задели и Боголюбова, ведь, казалось, что и вне площадки он жил жизнью своих героев…
Также был бескомпромиссен, целеустремлен и тверд в убеждениях. К тому же, в эти годы был закрыт театр учителя Боголюбова, В. Мейерхольда, сам режиссер был арестован, а потом и расстрелян.
Едва дотянув до пенсии, актер уволился из МХАТа, оказавшись в узком семейном кругу, - жена, сын, невестка, внук…Слава Боголюбова ушла вместе со сталинской эпохой, его награды потеряли значение. Сын Боголюбова-старшего, Юрий, тоже стал актером, как отец и мать. Поначалу он работал в Малом театре, театре-студии киноактера, но душой жил с кино…
На его счету 30 картин, в основном он играл вторые роли, но зрителям запомнился хорошо. Ну, а герои Боголюбова-младшего были всегда положительными. Его можно увидеть в картинах – «Голубая стрела», «Друзья-товарищи», «На дальних берегах», «Заговор послов», «Новые приключения неуловимых» и др. Он известен также как актер дубляжа.
Его жена Галина Боголюбова с 1965 года работала ассистентом монтажёра на киностудии «Мосфильм», подрастал сын. Однако жизнь Юрия оборвалась, когда ему было 46 лет (1975 год), затем не стало матери.
Актер Николай Боголюбов, очень тяжело переживавший эти потери, скончался в 1980 году. Последние годы его жизни скрашивали невестка и внук.
Кроме Николая Боголюбова лауреатами шести премий (Сталинские премии) стали кинорежиссеры И. Копалин, Н. Охлопков, И. Пырьев, Ю. Райзман, писатель и поэт К. Симонов, композитор С. Прокофьев,
Константин Скоробогатов, актер и режиссер, являлся лауреатом пяти Сталинских премий второй степени (1941, 1948, 1949, 1951 — дважды). Он большую часть жизни отдал театру драмы им. А. Пушкина, снялся в 20 фильмах.
Наверняка, зрители помнят его по картине «Небесный тихоход» (1945 год), где он снялся в роли генерал-майора Петрова, отца героини фильма, журналистки Вали (А. Парфаньяк), влюбленной в майора Булочкина (Н. Крючков). Одна из дочерей актера, Галина Скоробогатова была актрисой Малого театра.
Лауреатами пяти премий также стали актеры – А. Тарасова, М. Ладынина, А. Дикий, Н. Черкасов, режиссеры – М. Ромм, Л. Варламов, Л. Степанова, М. Чиуарели и др. Пяти премий также был удостоен актер и режиссер Борис Ливанов, сын Николая Ливанова (сценический псевдоним — Извольский), заслуженного артиста РСФСР.
Фамилия Ливанов у нашего поколения ассоциируется, конечно, с самым лучшим Шерлоком Холмсом, сыгранным Василием Ливановым. Но люди более старшего возраста, возможно, помнят роли его отца, Бориса Ливанова, творческая жизнь которого была связана с МХАТом… Среди его ролей в кино - «Дубровский», «Депутат Балтики», «Суворов», «Без вины виноватые», «Адмирал Ушаков», «Слепой музыкант», «Гибель эскадры» и др.
Около 50 - и лет Ливанов-старший играл в МХАТе.
Он был азартен, динамичен, умел увлечь зрителей своей игрой… Его любили коллеги, ценили чиновники от культуры, прощали его шутки в их адрес.
Актер как-то посмеялся над речью министра культуры СССР Е. Фурцевой о том,
что скоро «…любительские коллективы, а может, и театры потеснят профессионалов и выйдут на большую сцену…»
Однако за этой насмешкой Ливанова над словами министра культуры ничего не последовало.
Лауреат пяти Сталинских премий для Фурцевой был, вероятно, недосягаем…
И. Сталину, который спросил Ливанова, почему он не вступил в партию, ответил, что «…любит свои недостатки…»
Позже с такими же вопросами к Ливанову обращались и Н. Хрущев, и Л. Брежнев. Но артист предпочел остаться беспартийным.
Ливанов тяжело переживал смену руководства и художественных принципов МХАТа после прихода Олега Ефремова: «Я никогда не мечтал работать в театре „Современник“, тем более в его филиале». Все последовавшие за этим два года он просто не ходил в театр.
Василий Ливанов, как и его отец, стал актером. Сегодня он еще и режиссёр кино и мультипликации, сценарист, писатель; народный артист РСФСР (1988). Образ Шерлока Холмса в его исполнении считается лучшим в мировом кино. Советского «Шерлока» перевели на 30 языков мира. У актера немало и других ролей, но лучшей признают именно эту.
Ливанов более 50 лет счастлив в браке с художницей и режиссером Еленой Ливановой (Балабанова). У пары есть двое сыновей — Борис и Николай. Старший сын подарил актеру внучку Еву, а младший — внучку Алису. Один из сыновей актера, Николай, окончил ВГИК, он –актёр, художник, мультипликатор.
Удостоены были Сталинской премии такие режиссеры как М. Геловани, К. Зубов, М. Кедров, В. Рапопорт, Ф. Эрмлер, М. Донской, С. Герасимов, В. Пудовкин, М. Слуцкий, М. Штраух, В. Эйсымонт и т.д.
В числе ведущих кинорежиссеров того времени был и Владимир Петров, лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1946 — дважды, 1950). Его фильм «Гроза» (1934 год) имел большой успех. В картине снимались А. Тарасова, В. Массалитинова, М. Тарханов, М. Царёв, М. Жаров. На 2-м Венецианском фестивале, где фильм завоевал кубок выставки, был особо отмечен актёрский ансамбль «Грозы».
Для лауреата Сталинской премии II степени (1947), Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977), актера Михаила Царева, чья жизнь была связана с Малым театром, «Гроза» стала его третьим фильмом. Царев, как и Ильинский, прежде, чем стать актером Малого театра, сыграл немало ролей на провинциальных сценах. Впоследствии в Малом он долгое время был не только актером, но и художественным руководителем.
Михаил Царев возглавлял немало общественных организаций и его в шутку называли в театре «царь». Некоторые из его ревностных коллег ждали, когда «царь» уйдет на покой… Однако, как оказалось после смерти актера, человеком он был бескорыстным. Не оставил после себя ни богатого дома, ни дачи под Москвой, ни сберкнижек…
Его женой была балерина Большого театра Варвара Новосильцева (Царева).
Дочь Царевых, Екатерина, музыковед, педагог, доктор искусствоведения, профессор. Заслуженный деятель искусств РФ.
А Варвара Массалитинова, народная артистка РСФСР (1933), лауреат Сталинской премии второй степени (1941), создавшая образ Кабанихи в «Грозе», как и ее брат, актер Николай Массалитинов, стала одной из ведущих актрис Малого театра.
Как пишут биографы актрисы, воплотить роль Кабанихи после Массалитиновой на сцене и в кино не удалось ни одной приме «старого» театра.
Также известной работой режиссера В. Петрова, кроме «Грозы», стала постановка «Пётр Первый» (1937—1939), фильм «Кутузов» (1944 год), в 1945 году он перенёс на экран пьесу Островского «Без вины виноватые», тоже отмеченную премией кинофестиваля в Венеции.
А фильм «Накануне» (1959 год) вывел на экран не только мэтров театра и кино – М. Яншина, Б. Ливанова, О. Андровскую, но и совсем молодых актеров, - О. Табакова, Эве Киви, В. Сафонова.
Двумя годами ранее вышла драма В. Петрова по повести А. Куприна «Поединок», где одну из главных ролей исполнил актер Михаил Названов. Будущий лауреат трех Сталинских премий (1948, 1949, 1950), Названов мечтал о театре еще в детстве, а его мать, камерная певица Ольга Бутомо-Названова хотела, чтоб сын стал пианистом…
Со временем родительница смирилась с выбором сына, ведь он обладал прекрасным голосом и часто выступал как певец, исполняя песни советских и зарубежных композиторов на сценических площадках города. В те годы молодой Названов был красив, полон надежд и немного по-детски наивен… От жизни он ждал только хорошее.
Начинал юный Названов свой актерский путь с Малого театра и несложных ролей (вспомогательный состав); потом была учеба при студии МХТ и долгожданная работа. Он даже успел выйти на сцену прославленных мхатовцев… но по доносу одного из коллег был арестован и приговорён к 5-и годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58.10 УК РСФСР - "за контрреволюционную деятельность". Слухов в те дни о Названове ходило много, сам он ничего не понимал, а друзья по театру только пожимали плечами…
Так, актер оказался в Ухтпечлаге; с 1936 года выступал на сцене лагерного театра в Ухте (ныне - Ухтинский филиал республиканского драматического театра Веры Гой, республика Коми). Не имея возможности вернуться в Москву, работал, получив освобождение, в разных театрах Казахстана, работал в оперетте и даже пел в опере. А еще служил в Симферопольском театре имени М. Горького.
Но, как это часто бывает, помог случай. В 1942 году в Чимкенте (Ухта) актер был принят в труппу находившегося в эвакуации в Алма-Ате Театра им. Моссовета. Названов сыграл революционера Олеко Дундича в одноименной постановке Ю. Завадского (1942 год). Его работа восхитила режиссеров «Мосфильма», тоже работавших в эвакуации.
Режиссер А. Столпер пригласил актера в картину «Жди меня» (1943 год). А у С. Эйзенштейна Названов в «Иване Грозном» (1944 год) сыграл князя Курбского.
Эти работы принесли актеру известность. Не меньший интерес к Названову вызвали роли в картинах - «Встреча на Эльбе», «Сталинградская битва», «Свадьба Кречинского», «Шведская спичка», «Гуттаперчевый мальчик», «Песня о Кольцове» (Волков) и др.
Незаурядные внешние данные побуждали режиссёров приглашать Названова на роли российских императоров — Александра I, Александра II, трижды Николая I.
Надо сказать, что в 1944 году актёр добился снятия судимости, получив таким образом право на проживание в столице (полностью он был реабилитирован Верховным Судом СССР лишь 30 декабря 1956 года).
Снимаясь в кино, Названов играл в театрах им. Моссовета, МХАТе, драматическом театре им. А. Пушкина. Ещё в 1942 году Названов познакомился со своей будущей женой - коллегой по сцене Ольгой Викландт.
Поначалу они просто много общались, однако очень скоро их дружба переросла в настоящее глубокое чувство. Викландт рассталась с первым мужем, своим бывшим педагогом и наставником Василием Ваниным и вышла замуж за Михаила Названова.
Вскоре она уехала в Москву; им пришлось расстаться, ведь Названов в то время еще добивался разрешения на проживание в столице. Письма и телеграммы они слали друг другу чуть ли не каждый день, а чаще Названов сидел часами на почтамте, дожидаясь разговора со своей женой.
Будущая народная артистка РСФСР (1949) и лауреат Сталинской премии второй степени (1949) актриса Викландт вышла на подмостки театра, еще учась в техникуме при театре им. Моссовета. В то время ее супруг, Ванин руководил театром, и без ролей Викландт не сидела. Ванин был талантлив, обаятелен и купался во внимании женщин. Даже после женитьбы он мог завести роман с поклонницей или коллегой по театру. Противостоять Викландт этому не могла.
Но, по сути, они оставались хорошими друзьями и после развода, и при этом Ванин всегда восхищался талантом Ольги, которая уже отдала свое сердце другому мужчине. Кстати, когда Названов вновь перебрался в Москву, Ванин предложил им свою квартиру для проживания, освободив для бывшей жены и её супруга комнату. Каким-то невероятным образом Ольге Викландт удалось не только сгладить острые углы во взаимоотношениях двух мужчин, но и подружить их.
А, когда Ванину предложили возглавить Камерный театр (ныне -Театр имени Пушкина), Ольга и Михаил ушли из театра имени Моссовета вслед за ним. Лауреата трёх Сталинских премий второй степени (1943, 1946, 1949) Василия Ванина не стало в 53 года (1951 год). Через 13 лет ушел из жизни и Михаил Названов. Ему было всего 50 лет (1964 год). У Ольги Викландт не было детей ни в первом, ни во втором браке. Всю свою любовь и внимание она отдавала детям сестры.
Викландт пережила Названова на тридцать лет. Актриса была удивительна достоверна в каждой из ролей. Стоит вспомнить такие фильмы с ее участием - Бабариха в «Сказке о царе Салтане» (1966), Атаманша в фильме «Снежная королева» (1966), Коринкина («Без вины виноватые» 1945), мадемуазель Нинон («За двумя зайцами» 1961), Раиса Петровна («Тихоня» 1973).
Что же касается Ленинской премии, то она присуждалась с 1926 по 1935 годы (в то время чаще называлась премией имени В. И. Ленина) и в 1957—1991 годах; после распада СССР премия не присваивалась. Надо заметить, что в 1935 году перестали вручать Ленинские премии, с 1940 начали присуждать Сталинские премии (до 1955 года).
Лауреатам Ленинской премии вручались диплом, золотая нагрудная медаль и денежная премия — 7 500 рублей (в сумме 2-3 годовых оклада).
Лауреатами премии были такие известные люди, как Андрей Туполев, Игорь Курчатов, Андрей Сахаров, Сергей Королев, Александр Бакулев, Сергей Прокофьев, Галина Уланова, Мстислав Келдыш, Родион Щедрин, Майя Плисецкая, Андрей Тарковский, Алексей Перелет и другие.
В 1967 году была учреждена Государственная премия СССР (вплоть до 1991 года), а дипломы Сталинских премий, которые были вручены с 1941 по 1953 год, заменялись на соответствующие дипломы Государственных премий СССР. Государственная премия СССР была вторая по значимости и по размеру денежного вознаграждения (5 000 рублей) премия в СССР после Ленинской премии.
О.К,
https://ygashae-zvezdu.livejournal.com/394742.html https://www.liveinternet.ru/users/5031314/post470630893/ https://mxat.ru/history/persons/bogolyubov_n_i/ https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43124810559/Neskolko-bayek-pro-Borisa-Livanova https://stuki-druki.com/authors/nazvanov-mihail.php https://kircbs.ru/110-let-so-dnya-rozhdeniya-aktyora-teatra-i-kino,-zasluzhennogo-artista-rsfsr-mixaila-nazvanova/ https://7days.ru/entertainment/cinema/igor-ilinskiy-tyazhelye-ispytaniya-i-spasitelnaya-lyubov-znamenitogo-aktera.htm