Когда в 92 года она приехала из Лондона в Москву на вручение премии «Душа танца», балерина, забыв о возрасте, вышла на сцену и станцевала канкан.
Всем стало ясно, что Суламифь, которая была окружена легендами не меньше, чем знаменитые родственники – брат Асаф Мессерер и племянница Майя Плисецкая, - с годами не утратила резвости и остроумия.
Суламифь удалось вернуть всех присутствующих в 30-40 –е годы прошлого века, когда самые известные солистки балета Большого театра соперничали в жизни и на сцене, завоевывая звания, роли и внимание сильных мира сего…
Суламифь (ее все называли Мита) родилась 27 августа 1908 года в многодетной семье зубного врача Михаила Борисовича и домохозяйки Симы Моисеевны Мессерер. В семье было 10 детей. В своей биографии известная балерина писала, что мать была душой семьи, а отец – его главой.
Михаил Борисович был очень разносторонним человеком. Он увлекался театром, много читал, знал 7 европейских языков, причем английский язык изучил в возрасте 68 лет.
Неслучайно 5 детей из семьи Мессерер посвятили себя искусству. Азарий (псевдоним – Азарин) стал актером МХАТа, Елизавета работала в театре под руководством Юрия Завадского.
А Рахиль, мать Майи Плисецкой, пробовала свои силы в кино, Асаф и Суламифь увлеклись балетом. В балетную студию Суламифь пришла вслед за старшим братом Асафом.
Ей было тогда 12 лет. Когда зимой, в холодной комнате члены приемной комиссии попросили Суламифь «показать ножки», девочка сняла шубку и горделиво прошлась по кругу.
Ее приняли. Суламифь могла репетировать часами. У нее была недетская выносливость, и, по ее словам, «шквальный темперамент». Посещая хореографическое училище при Большом театре, Суламифь не на шутку увлеклась плаванием.
Она окончила школу плавания и уже через год стала чемпионкой страны на стометровой дистанции.
Это звание Суламифь удерживала 4 года. Но в конечном итоге она все-таки выбрала балет.
Процесс тренировок в плавании развил в ней настойчивость и упорство.
Суламифь завоевала сцену благодаря партиям: Лизе в «Тщетной предосторожности», Маше в «Щелкунчике», Китри в «Дон Кихоте».
Но лучшими ролями балерины стали – Суок в «Трех толстяках» и танцовщица в «Светлом ручье».
В 1933 году Суламифь, первая из советских балерин, вместе с братом Асафом, оформила контракт на заграничное турне.
Она мечтала увидеть Париж. Многие актеры Большого театра с удивлением пожимали плечами, некоторые смеялись над ее чудачеством, были и те, кто откровенно жалел балерину.
В коридорах театра шептались: «Не боится работу потерять… Сумасшедшая». Но Суламифь не собиралась отступать. Узнала от кого-то, что ведает искусством старый большевик, член ВЦИК, Авель Енукидзе. Нашла его телефон и договорилась о встрече.
Оказалось, что выехать было совсем несложно. В Париже у них с Асафом был успех. Они даже хотели отправиться из Парижа в Америку. Но в Большом театре приступили к постановке балета «Пламя Парижа».
И Суламифь решила вернуться в Москву. Она солировала в балете, как всегда, увлеченно и уверенно. Однако, удостоенная сталинской премии за исполнение роли, Суламифь не испытывала радости.
В своих воспоминаниях балерина впоследствии писала: «Перепады в жизни были немыслимые. С одной стороны, людей расстреливали, с другой – создавали показуху о хорошей жизни». Об этом Суламифь знала не понаслышке.
Был расстрелян муж ее сестры Рахиль, Михаил Плисецкий.
Когда сестру отправили с маленьким ребенком в лагерь, ее старших детей, Алика и Майю, взяли к себе Асаф и Суламифь.
Но это была бы не Суламифь, если бы она успокоилась на этом. Суламифь добилась, чтобы лагерь сестре заменили поселением, а через некоторое время освободили.
Еще одно горе постигло семью Суламифь. От матери отец ушел к другой женщине. Суламифь не раз навещала его, привозила ему продукты и лекарства.
Она не оставляла его до самой смерти.
Во время Второй мировой войны основная труппа театра переехала в Куйбышев.
Артисты много работали, ставили спектакли на сцене местного театра. Художественным руководителем был назначен Асаф Мессерер.
В 1941 году возобновил свою работу филиал Большого театра в Москве.
Когда в Москве решили возобновить спектакль «Дон Кихот», то решили вызвать из Куйбышева Суламифь.
И, хотя везде шли бои, балерина охотно откликнулась на приглашение. Ее выступление чуть не сорвалось из-за того, что главную роль Китри готовила балерина Софья Головкина.
Но ей пришлось уступить место главной приме театра - Суламифь Мессерер. В 42 года, в 1950 году Суламифь закончила танцевать. Она любила танцевать, но не была фанатичкой.
К тому же, у Суламифь было много увлечений. Она любила ездить на своем автомобиле, продолжала плавать.
И… она не ушла из театра. Суламифь работала балетмейстером – репетитором, преподавала в балетной школе.
Она никогда не отсеивала учениц. Суламифь всем давала возможность проявить себя. У нее был несомненный дар хорошего педагога.
Более 20 лет балерина вела преподавательскую работу. Однако в Большом театре сложилась нездоровая обстановка.
Ей не по нутру были разговоры о «новой» педагогике, о том, что она должна изменить свой подход к обучению.
Суламифь не терпела посягательств на собственную свободу. Когда ей предложили работу в Японии, балерина с радостью стала собираться в поездку.
Это решение совпало с гастролями Большого театра в Японии, в них участвовал и сын Суламифь, танцор, Михаил Мессерер.
Это было непростые для cтраны - 80-е годы. Началась война в Афганистане. Суламифь было тогда за семьдесят, но она приняла решение не возвращаться в Союз. Ее поддержал и сын.
Из Японии они выехали в США. Михаил вскоре начал помогать матери в ее работе. Вместе с сыном Суламифь Михайловна преподавала в разных странах и театрах мира.
Но постоянным местом их работы стала труппа Лондонского Королевского балета. В 2004 году, в возрасте 96 лет, не стало Суламифь Мессерер, солистки балета, педагога, народной артистки РФ и кавалера ордена Британской империи.
На склоне лет великая балерина сказала, обращаясь к сыну: «Все случилось в моей жизни… Все было правильно».
Автор Ольга.