бах центр 1В одном из "еврейских" домов г. Москвы жила примадонна столичной оперетты Татьяна Яковлевна Бах. «В июне 1947 года у Терентия Кондратьевича и Александры Павловны родилась дочь Татьяна — будущая моя мама...

Времена были голодные, на фронте бабушка была дважды ранена и контужена, молока у нее не было. Врачи советовали коровье молоко.

Но тогда в Москве были трудности, девочка заболела. И, наверное, сейчас я не писал бы эти строки, и не читала бы их Татьяна Терентьевна, если бы на помощь по-соседски не пришла примадонна. Она узнала о Тане. И домработница Бах приходила и приносила стакан молока с рынка. Так моя мама была спасена. С детства я знаю этот рассказ о Татьяне Яковлевне. И вот пришло время отплатить добром за добро».

Заслуженная артистка РСФСР Татьяна Бах блистала на сцене "Московской оперетты", а ныне несправедливо забыта. О Татьяне Яковлевне писали в воспоминаниях партнеры по сцене — Михаил Днепров, Григорий Ярон, Татьяна Шмыга. Но они мало рассказывали о ней самой и ее жизни. Сведения о Бах приходится собирать по крупицам.

Татьяна Бах родилась 17 (30 по новому стилю) января 1895 года в Москве. Она рано осиротела. Но получила образование, возможно, в Елизаветинском институте благородных девиц. В нем обучались за казенный счет дочери дворян, военных и купцов, преимущественно сироты.бах танцы 1

Затем Таня училась в одной из балетных школ. В числе ее преподавателей была знаменитая в ту пору балерина Мария д’Арто (Александрова). О детстве и отрочестве Бах можно найти в книге театрального деятеля Ильи Шнейдера "Записки старого москвича".

Девочка, не имевшая родни, за исключением дальней тетки, перебиваясь мелкими заработками. Девушка пела в церковном хоре. Затем испробовала силы в балете на сцене Театра миниатюр. Юную артистку пригласили в театр Маргариты Ртищевой, открывшийся в 1913 году. Бах участвовала в завершавшем программу дивертисменте из матросских, норвежских танцев и танго.бах 500 800

Вскоре Татьяна начала карьеру в киноателье Александра Ханжонкова. Ее первая роль — горничная в комедии "Дядюшкина квартира".  В 1915 году она участвует в нескольких картинах: "Драконовский контракт", "Игра судьбы", "Леон Дрей", "Остался с носом, но без зуба", "Первая любовь", "Тени греха", "Юность прекрасная, светлая, чистая".

Снимаясь в немых фильмах, молодая Бах не могла предположить, что когда-нибудь кинематограф задушит оперетту, которой она посвятит всю жизнь. В 1916 году у Игнатия Зона в Москве была поставлена оперетта Имре Кальмана "Сильва". В ней артистка исполнила роль Стасси. Эдвина пел Михаил Днепров.бах зоо 400

Так начался творческий путь Татьяны Бах. Она сыграла много ролей, изведала славу и успех. Но Зон уехал за границу. В Москве хозяйкой оперетты была Евгения Потопчина. Здесь на репетиции оперетты Оскара Штрауса "В вихре вальса" Бах познакомилась с Григорием Яроном, на многие годы ставшим для нее не только сценическим партнером, но и близким другом. Но совнарком принял решение: "Театр оперетки в Москве закрыть немедленно".

Театр был закрыт. Но в следующем году на его основе возник театр оперетты. Татьяне посчастливилось выступать с Шаляпиным. Ее талант признан. Бах считалась лучшей исполнительницей опереточного каскада. Она была востребована даже Большим театром. Одно время Бах служила здесь вместе с Яроном.

В 1924 году в Большом была поставлена оперетта Эдмона Одрана "Маскотта" ("Красное солнышко"). Газета "Известия" откликнулась на постановку, назвав Бах и Ярона "китами опереточного жанра". В том году газета много рассказывала об успехах нового театра. И никогда — о личной жизни государственных и партийных деятелей.

В наши дни если и вспоминают Татьяну Яковлевну, то как любовницу "всесоюзного старосты" Михаила Калинина. Газетная сплетница утверждает: "Став любовницей Калинина, начинающая певица тут же превратилась в приму московской оперетты".

Есть и фельетон Демьяна Бедного "О том, как староста Калиныч ­отбил Татьяну Бах у Авербаха". Что ж, "подкрепляю" сей факт: в "Известиях" такой фельетон никогда не публиковался. Но откуда взялась сплетня? Якобы от Льва Троцкого. Утверждают, что среди его бумаг сохранился фельетон начала 1930-х годов под заглавием — "О том, как наш староста...". Но архив его — странный... Вроде бы есть, а вроде бы нет. Никто его не видел. Сложно понять, где - ложь, а где — правда.

Правда в одном — Бах была не начинающей певицей, а "китом опереточного жанра". И всего она добилась сама, а не с помощью "Калиныча". Летом 1926 года Московский театр оперетты закрылся. Татьяна вместе с некоторыми солистами покинула сцену. Уехала в Харьков, но вскоре вернулась в Москву.бах 700 500

С 1927 года Бах — солистка нового Московского государственного театра оперетты. Татьяна Шмыга вспоминала: "Она потрясала зрителей не только эффектностью, но и костюмами. Т.Я. Бах могла себе позволить выступать на сцене в собственных туалетах — ее мужем был известный в Москве врач-гомеопат Постников".бах танец 400 550

Постников и Бах жили хорошо: у них была машина, дача — одноэтажный дом с большой застекленной верандой и ухоженным огородом. Постников был арестован 16 ­июня 1938 года по обвинению в контрреволюционной организации врачей-гомеопатов. Поскольку доказательств его вины не нашлось, 1 июля 1939 года он был освобожден. Но машина и дача, судя по всему, у него были отобраны.

О дальнейшей судьбе доктора нет достоверных известий. Арестован был и его брат Иван. Помимо Ивана у Василия были еще братья — Александр и Георгий. Александр — профессор Химико-технологического института имени Д.И. Менделеева, умер своей смертью. А вот Георгий был расстрелян в 1938 году на Бутовском полигоне.бах ярон

Между тем примадонна не играет лирических героинь, а переходит к ролям характерным. С тех пор примадонна занята в классическом репертуаре, и в новом, советском. В 1932 году в оперетте  Николая Стрельникова "Холопка" Бах играет певицу Виолетту Леблан.

А через пять лет Татьяна Яковлевна стала первой исполнительницей роли Софьи (матери Яринки) в оперетте Бориса Александрова "Свадьба в Малиновке".

Когда началась Великая Отечественная война, Театр оперетты был эвакуирован. Но Бах не уехала. Вместе с оставшимися артистами она давала концерты в госпиталях и на сборных пунктах.

В декабре 1941 года в Москву вернулся Ярон — художественный руководитель театра. Тотчас начались репетиции "Свадьбы в Малиновке", которой столичная оперетта возобновила работу в январе 1942 года. В 1944 году она писала матери Ярона: "Я очень много ездила, пела... И все, кто знал меня раньше, говорят: "Татьяна Яковлевна, мы помнили вас каскадной актрисой, а теперь вы певица".

После войны состоялась премьера одной из советских оперетт — "Вольного ветра" Исаака Дунаевского. В ней Бах исполнила роль Клементины Марич (матери Стеллы). За выдающиеся творческие достижения 5 ноября того же года Татьяна Яковлевна удостоилась звания заслуженной артистки РСФСР.

На сцену пришли молодые актрисы. Но в 1949 году Татьяна Бах стала первой исполнительницей роли Параси Никаноровны в оперетте Юрия Милютина "Трембита". А в 1955 году Бах была назначена персональная пенсия. Тогда это многое значило — персональный пенсионер союзного значения! В 1957 году (по другим сведениям — в 1966-м) Татьяна Яковлевна оставила сцену. А в августе 1971-го переехала в Дом трудовой интеллигенции на Правобережной улице. В наши дни — Пансионат ветеранов труда № 1. Здесь Бах и умерла 17 сен­тября 1983 года.

Актриса надолго пережила свою славу. Немые фильмы, в которых снималась Татьяна Яковлевна, мало кому известны. Звуковой кинематограф отбил у публики вкус к оперетте. Практически невозможно услышать прекрасный голос артистки, увидеть ее яркую игру. Но значит ли это, что Бах недостойна нашей памяти?

Дмитрий Урушев.

https://rusmir.media/2016/01/01/bach