Татьяна Панкова следовала по стопам матери, увлекалась математикой. Даже были успехи — победы на Олимпиадах.
Получив аттестат, поступила в университет на физико-математический факультет. Но, скоро поняв, что научной работой заниматься не сможет, Татьяна переходит в Политехнический институт на отделение металлургии.
И, исполнив свой семейный долг, положив перед отцом диплом об окончании института, она все-таки отправляется в Москву. Панковой удалось воплотить свою мечту — она поступила в театральное училище имени Щепкина.
А уже в 1943 году Татьяна была принята в труппу Малого театра. Ее называли в театре «великолепной старухой». Она не обижалась и гордилась этим.
Возрастные роли Татьяна Панкова начала играть, будучи молодой актрисой. Еще студенткой училища Щепкина сыграла бабу Василису в спектакле «Отечественная война 1812 года».
Когда ей было немногим больше двадцати, в ее репертуаре уже была 70-летняя боярыня Старицкая в «Иване Грозном». «Она выходила на сцену Малого театра на протяжении 68 лет, — заметили в пресс-службе. — За это время сменилось несколько поколений зрителей, ходивших „на Панкову“, полюбивших ее работы.
«Ее амплуа не имело границ, — обратили внимание в театре. — За годы служения Малому театру Панковой довелось играть и в комедиях, и в трагедиях, и в драмах. Актриса уникальной органики и мощного темперамента, Татьяна была убедительна во всех жанрах».
Панкова была известна и как киноактриса. Она снималась в фильмах «Анна на шее», «Екатерина Воронина», «Татьянин день», «Голос» и «Медовый месяц», играла и у Эльдара Рязанова в картине «Жестокий романс».
Наибольшую популярность ей принесла роль матери декабриста Ивана Анненкова в фильме В. Мотыля «Звезда пленительного счастья».
Панкова родилась 27 декабря 1916 года в Ленинграде. В семье Панковых всегда царил дух театра, несмотря на то, что глава семьи был крупным инженером-технологом, а мать преподавала математику в институте.
По линии отца Панковы были четвертым или пятым поколением, жившим в Петербурге. Причем, отец являлся потомственным инженером, еще его дед был главным инженером Металлического завода.
Это целая династия, которую нарушили дети Панковых, чем расстроили родителей, особенно отца, который был против театральных профессий.
А театральные задатки-то, скорее всего, лежали в самом центре сопротивления – в отце. Он часто декламировал детям стихи, умудряясь переделывать в стихи русские сказки.
Детей в семье было четверо, и все четверо стали актерами. Стремление к сцене старшего брата, очень талантливого человека, было непобедимо, он первый нарушил традицию, пошел в театр и заразил всех.
Василий Панков погиб на войне. Он был призван на службу в Театр Балтийского флота. Самым знаменитым из Панковых оказался Павел — он играл на сцене Театра комедии, затем — в БДТ, много снимался в кино.
Младшая сестра Нина после тяжелого ранения, поступила на один курс с Павлом при БДТ. Нина играла в БДТ – и Татьяну в «Разломе», и Антонину в «Достигаеве», – а потом увлеклась педагогической работой, почти тридцать лет работала в ГИТТИСе…
В военные годы Татьяна Панкова объездила все фронты. Выступала в частях действующей армии. И была счастлива, что среди крови и смерти, могла подарить людям минуты отдыха, воспоминания о мирной жизни.
Амплуа актрисы определилось еще в студенческие годы. С самого начала стала играть старух. Татьяну Панкову часто сравнивали с великой, как теперь говорят, Блюменталь — Тамариной, которая вообще с девятнадцати лет играла старушек. Видимо, это, человеческое свойство такое, амплуа.На сцене Малого театра Панковой сыграно более ста ролей. Актриса вызывала восторженные отклики в пьесах Островского, Чехова, Сухово — Кобылина, в современных пьесах и авангарде, в мюзиклах и детских сказках. Или Кабаниха в «Грозе», и алчная старуха Тинкер в «Ярмарке тщеславия» на фанатично преданную своей госпоже Энону в «Федре».
Старомодное слово «служение» характеризует священное отношение к сцене, присущее старейшим мастерам, среди которых и Панкова. «Я благодарю судьбу, потому что, когда нет работы – это самое мучительное для актера. Что может быть хуже?».
Впервые на киноэкране Татьяна появилась в 1944 году — в ленте «Иван Грозный». Следующей роли пришлось ждать 10 лет. В 1954 году Панкову пригласили сниматься в киноленте «Анна на шее». Там она говорила неприметную фразу.
После этого Анненский стал приглашать Панкову в свои фильмы: «Княжна Мэри», «День рождения», «Екатерина Воронина». Режиссер очень полюбил талантливую актрису и называл ее «своим автографом».
Кино Татьяна Панкова любила. Она не дает себе расслабиться. Вслед за «Анной на шее» «Княжной Мэри» была кинороль Анны Терентьевны в фильме Н. Кошеверовой «Медовый месяц». На съемках «Медового месяца» Панкова чувствовала настоящее актерское братство.
Одна из самых блистательных киноролей Татьяны Панковой, заслуживших признание публики — княгиня Анненкова в фильме «Звезда пленительного счастья» режиссера В. Мотыля. Среди других работ актрисы в кино: Нанетта в «Евгении Гранде», мадам Стороженко в ленте «Хуторок в степи», Луиза Бронеславовна в «Сфинксе», тетка Торкеля в картине «Все красное» и тетка героя в «Самозванцах».Первый супруг Татьяны Панковой — Борис Шляпников был актером БДТ. Но он оказался на том же корабле, что и старший брат актрисы, и погиб вместе с ним. Второй муж — Костя Назаров великолепно начинал в Малом театре, но он, к сожалению, спился. Его уволили из театра, он никак не мог остановиться. Панкова ушла от него.
А в третий раз актриса вышла замуж за аспиранта консерватории Олега Агаркова, профессора Института им. Гнесиных, дирижера камерного оркестра, получившего кубок Г. Караяна. Он много ездил с гастролями. В доме всегда звучала классическая музыка. Любимые композиторы — Моцарт, Бетховен, Прокофьев, Скрябин.Актриса любила путешествовать. Обожала туризм. Проехала почти всю Европу, была в Японии, Индии, Китае. По натуре Панкова — была человеком деятельным. С большим азартом она кого-то куда-то устраивала, доставала путевки в санаторий, навещала больных или своих товарищей ветеранов сцены.
На 95-м году жизни в Москве умерла народная артистка России Татьяна Панкова, почти 70 лет прослужившая на сцене Малого театра, сыгравшая там более 100 ролей. Она не могла жить без сцены. Каждый сезон спрашивала: «Есть ли для меня роль?». Для Панковой они были всегда.
Ее потрясающий голос — был узнаваем. И вот она ушла — царственная, величественно смешная, простонародно-веселая… Вместе с ней ушла галерея образов истинно русского театра.