Играя сильных, мужественных женщин, Вера Пашенная сама никогда не притворялась мужественной. Она просто была ею.
За полвека в родном Малом театре актриса сыграла более ста ролей и переиграла всю классику – Н. Гоголя, Л. Толстого, А. Островского, Ф. Шиллера, У. Шекспира, В. Гюго, а также множество произведений советских драматургов.
Она родилась в 1887 году, в Москве в семье актёра Николая Рощина-Инсарова (настоящая фамилия Пашенный) и Евгении Пашенной, которая играла в любительских театрах. Отец Веры был не только талантлив, но и красив. Как говорили «за кулисами», женщины сходили с ума, завидев его… Критик и друг и Рощина-Инсарова, Влас Дорошевич писал о нем: «…он понимал и любил слабость русского человека, потому что сам был таким…»
Когда Вере было 12 лет, отца не стало. 37-летнего актера застрелил художник Александр Малов, приревновав к нему свою жену — актрису театра «Соловцов» (основатель театра – актер и режиссер) Анну Пасхалову. С этого времени Веру и ее сестру Екатерину воспитывал их отчим Николай Кончаловский.
Убийство отца наложило серьёзный отпечаток на его дочерей. Катя стала играть в театре в 15 лет, необычайно красивая и живая девушка…Ее с радостью принимали в провинциальных театрах, потом она переехала с семьей в столицу. Когда началась революция, - время нестабильности, голода, Катя стала скучать без работы; театры пустовали…
Екатерина, в то время актриса Императорского Александринского театра, с мужем, графом С. Игнатьевым эмигрировала в Париж в 1919 году, где в театре "Альбер" давала спектакли. Через десять лет она разошлась с мужем и стала проводить литературно-художественные вечера. Актрису звали на родину, но она не вернулась. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (Франция).
Рощина-Инсарова ушла из жизни в 1970 году (86 лет), пережив сестру на восемь лет. Как известно, Пашенная исполняла роли, перешедшие к ней от великой Марии Ермоловой: Кэтт («Джентльмен»), Мария Стюарт в одноименном спектакле и другие. Вера Пашенная стала её творческой наследницей.
Среди лучших ролей актрисы из репертуара в 1920-х – 1940-х годах Татьяна («Иван Козырь и Татьяна Русских»), Любовь Яровая в одноименном спектакле), Ирина («Огненный мост»), Варя («Разгром»,), Поля («На берегу Невы»), Анна («Нашествие»), Наталья («Калиновая роща»). Событием стал спектакль «Любовь Яровая» (1926 год). «Правда» тогда писала, что постановка пьесы «стала вехой в новой, советской истории русского театра».
Женственная, искренняя, во всем верно и живо схваченная – такой была Любовь Яровая Пашенной. По мнению критиков, Пашенная была одинаково талантлива и самобытна в драме, комедии, трагедии, в ней чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра.
Считали, что Пашенная была чрезмерно обласкана властями. Она имела звание народной артистки СССР (1937). Стала Лауреатом Ленинской (1961) и Сталинской премии l степени (1943), Кавалером двух орденов Ленина (1937, 1949).
Нет сомнения, что все свои награды великая актриса получила вполне заслуженно. Пашенная дважды была замужем. Красавец, актер Витольд Полонский стал ее первым мужем, их отношения длились три года.
Его первой ролью был князь Андрей Болконский в фильме "Наташа Ростова" (1915). В этом браке родилась дочь Ирина. Внуком Пашенной был актер и режиссер Малого театра Владимир Сверчков.
Вторым мужем Пашенной стал актер Владимир Грибунин. Вместе они были 17 лет, вплоть до его смерти. Что касается Витольда Полонского, то во втором браке с актрисой Малого театра Ольгой Гладковой у него родилась дочь, будущая актриса, любовь поэта В. Маяковского – Вероника Полонская.
Дети актеров, как правило, воспитываются за кулисами театра или на съемочной площадке, впитывают эту неповторимую атмосферу и сами начинают грезить сценой.
Так, отец великой актрисы Марии Ермоловой, Николай Ермолов, был актером, автором водевилей, позже работал суфлером Малого театра.
Марья Гавриловна Савина, игравшая в Александринском театре, была из семьи провинциальных актеров. Известны сестры – Аграфена и Екатерина Барановы из небогатой семьи, актрисы, выступавшие в комедиях и трагедиях.
Актрисой Императорских театров Российской империи была и Надежда Васильева (Танеева) из актерской семьи. Среди лучших театральных ролей Васильевой: Розина («Севильский Цирюльник»), Лиза («Горе от ума»), Агнеса («Школа жён»), Дорина («Тартюф»). Ее супруг - драматург, историк театра Сергей Васильевич Танеев (1841 – 1910), из старинного дворянского рода Танеевых, а младшая сестра Вера также стала актрисой, сначала в Московском частном театре, а затем перешла в Малый театр.
Наиболее известной династией Малого была актерская семья Садовских. Родоначальник династии – знаменитый Пров Михайлович Садовский, друг Щепкина и Островского, впервые вышел на сцену театра в 1839 году. Его сын – Михаил и его жена Ольга – любимые актеры Островского, ведущие артисты Малого театра. Их сын – Пров Михайлович был не только артистом, но и режиссером, и художественным руководителем Малого театра.
Актрисой Малого стала и его сестра – Елизавета, его племянник Михаил, и, последний представитель династии – его сын – Пров Садовский. Во втором браке Пров-младший женился на дочери дрессировщика Владимира Дурова, Анне. В этом браке родился Пров Прович (1926—1992) — выпускник «Щепки», заслуженный артист РСФСР (1977).
Его двоюродные — дети Михаила Михайловича: Михаил-младший (1909—1977); актёр Малого театра, Татьяна, жена актера В. Сомова, Елизавета, жена дирижера К. Кондрашина и балерина Наталья Садовская.
Как известно, родоначальницей Императорских театров считают императрицу Елизавету Петровну. 30 августа 1756 года она подписала указ об учреждении Русского театра. Именно с этого дня Императорские театры начинают существовать как официальная структура.
Для первого русского театра было выделено помещение на Васильевском острове — там, где сегодня располагается здание Академии художеств.
Так в состав первой русской драматической труппы в Петербурге вошли помимо мужчин, женщины – актрисы - Авдотья Михайлова, Елизавета Зорина, Мария и Ольга Ананьины, Аграфена Мусина-Пушкина.
Михайлова была не только актриса большого дарования, но и славилась своим пением. Она - мать актрисы Е. Михайловой. Сестры Ананьины – одни из первых стали актрисами императорского театра. Вскоре вышли замуж за коллег-актёров из Ярославля: Мария — за Григория Волкова (1735—1829); Ольга — за Якова Шумского (1732—1812).
Аграфена Мусина-Пушкина, двадцать лет выступавшая на сценах разных театров, играла роли служанок в комедиях и королев в трагедиях, еще была исполнительницей русских песен.
Она стала женой Ивана Дмитриевского, актёра, педагога, драматурга; члена Российской академии. Императрица, любившая Мусину-Пушкину, приказала выдать в день венчания новобрачным годовой оклад их жалованья и дать на сцене летнего дворца спектакль в их честь.
Надо заметить, что русские актрисы зачастую были из низшего, небогатого класса, - это крепостная, или мещанка, или дочь чиновника, мелкого купца, или незаконнорожденная…
Известна судьба Варвары Асенковой, прожившей 24 года. В ее свидетельстве было записано: "Незаконнорожденный младенец Варвара".
Ее отец Николай Кашкаров был капитаном лейб-гвардии Семеновского полка, а мать Александра Асенкова — артисткой. Мать видела для нее только одну будущность — сцену.
Поначалу девушка не желала идти в театр, позже сама Асенкова признавалась: "На мне оправдалась пословица: стерпится — слюбится… я вскоре страстно полюбила театр…" Актриса была принята в труппу Александринки. Среди ее ролей - Керубино («Женитьбе Фигаро»), Надежда («Капризы влюбленных»), Мальвина («Мальвина, или Урок богатым невестам», переделка с французского пьесы Э. Скриба Д. Ленского), Луиза («Узкие башмаки»), Зарецкая («Чего на свете не бывает») и др.
Интерес к ней Николая I породил в театре сплетни и слухи. Актриса, судя по всему, не только поражала талантом, она при этом была ещё и очень обаятельна, и женственна. Шесть лет молодая Асенкова была на сцене, снискав славу и успех. У неё было слабое здоровье, и при этом ей приходилось играть весь водевильный репертуар театра. Всё это спровоцировало её заболевание чахоткой. Последний раз актриса вышла на сцену любимого театра в феврале 1841 года, а в апреле того же года она умерла.
В обедневшей помещичьей семье родилась и Валентина Веригина, игравшая на сценах московских театров, в том числе в пьесах А. Грибоедова, М. Лермонтова, А. Островского, А. Чехова, Г. Ибсена и др.
Комическая актриса, Анна Вышеславцева из семьи крепостных актёров, игравших в труппе полковника князя Николая Шаховского, помещика Нижегородской губернии. А Евдокия Иванова (в замужестве Соколова) в 13 лет была выкуплена в числе других крепостных актрис режиссером и антрепренёром П. Соколовым, который на ней позже женился.
Евдокия играла в драматических и водевильных спектаклях в Воронеже, Тамбове, Саратове, Казани и других провинциальных городах.
А Надежда Калиграф после смерти супруга – актера, жила в гражданском браке с актером Яковом Шушериным.
Один из критиков писал: «… была известною актрисою на роли злодеек», лучшая из них – леди Марвуд («Мисс Сара Сампсон» Г. Лессинга, 1789), в которой она «в технике оставляла всех своих сослуживцев далеко позади себя».
Как известно, в XVIII—XIX веке только в России были крепостные театры, чего не было нигде в Европе.
По примеру императорского двора заводили дворяне, да и не только они, у себя в усадьбах и в городских особняках крепостные театры.
Крепостным актерам чаще всего платили жалованье, но его едва хватало на жизнь.
Самым известным был крепостной театр графа Шереметева. Одной из его будущих актрис была маленькая Прасковья Ковалева, дочь деревенского кузнеца, впоследствии Жемчугова (псевдоним).
Любовь графа к актрисе была у всех на устах. О них судачили в богатых салонах, и дворовые. Только через 17 лет после начала романа, когда графу было уже 50 лет, пара тайно обвенчалась в московской Николаевской церкви у Старого Каменного моста. Среди свидетелей были друзья графа и подруга невесты по театру, тоже крепостная актриса Татьяна Шлыкова-Гранатова.
Есть сведения, что после смерти Жемчуговой в 1803 году (34 года) после неудачных родов, Шлыкова-Гранатова вырастила ее сына, Дмитрия Николаевича, а затем помогала воспитывать и их внука, Сергея Дмитриевича. История эта, пожалуй, многим известна, отчасти она печально, но не во всем… Все-таки граф любил Прасковью… И одаривал всю жизнь благами; несмотря на все пересуды сделал своей женой…
Но так было не всегда и не везде. Известно, что актрисы считались почти что «падшими женщинами» и единственной защитой чести было — выйти замуж за актера своей труппы, да и то: велик риск, что муж начнет поколачивать — от ревности ли, от зависти ли, или от жадности.
О детстве и отрочестве актрисы Елизаветы Ивановой сведений практически не сохранилось, да и факты ее биографии скудны и отрывочны; известно лишь, что Елизавета родилась в 1750 году и уже в 16-летнем возрасте, не имея никакого образования, играла на сцене Публичного театра в городе Москве (будущий Малый театр).
Исполняла все главные роли в трагедиях, комедиях и драмах. Под свое крыло ее взял драматург, критик и поэт Александр Сумароков, увидев актрису в пьесе «Евгения» П. Бомарше. Вскоре Сумароков помог молодой актрисе занять место на сцене Петербургского Императорского театра Российской империи, где она выступала больше 20-и лет.
Иванова стала одной из первых артисток, вышедших на сцену в мужской одежде. Уволилась она с сохранением жалованья в две тысячи рублей (актёры получали в то время от 350 рублей, а 900 рублей в год считалось очень неплохой зарплатой).
Немало ходило легенд, мифов и домыслов о крестьянской дочери Любови Косицкой, которая стала для драматурга А. Островского единственной любовью… Косицкая, еще в юности, будучи в услужении у купчихи Долгановой, увлеклась театром. О своей жизни актриса рассказала в «Записках».
Юная Люба переиграла почти все роли на домашней сцене… затем ее взяли в Нижегородский театр. Когда она попала в Малый театр, то стала блистать на сцене с М. Щепкиным, П. Мочаловым…
Как писала Косицкая, первый муж оставил ее в Москве, поскольку родители запретили ему связывать жизнь с безродной «девицей». Есть сведения и том, что во второй раз она увлеклась внешне приятным мужчиной, купеческого сословия, который обманным путем заключил с ней фальшивый брак, имея семью.
В итоге, актриса осталась с внебрачным ребенком на руках, который вскоре умер. Опозоренная, брошенная, она едва осталась жива… От тоски спас только театр …и любовь к драматургу А. Островскому.
Но к моменту знакомства Любы с Островским она была уже замужем – за артистом того же театра И. Никулиным, человеком недалеким, и злобным. Он был менее талантлив, чем его супруга… А потому с первого знакомства невзлюбил Островского – литературный успех автора его раздражал. Ну и, конечно же, не нравились «легкие» отношения Александра Николаевича с его Любой.
Как-то А. Островский признался, что свои пьесы он создавал, желая видеть, как играет в них Косицкая… Не в силах скрыть своего обожания он, писал: «Я вас на высокий пьедестал поставлю…».
Быть может, Никулин предчувствовал, что эти отношения вскоре перерастут в настоящий роман, а ему достанется роль обманутого мужа… Ну, а постоянные выпады против жены еще больше подталкивали Косицкую к Островскому. Но и Островский, как и актриса, не был свободен. Он жил в гражданском браке с некой Агафьей – простой женщиной из мещанского сословия. Она вела его дом, растила маленьких детишек и была ему верной подругой.
Вскоре постановка «Грозы» (1859), где главную роль играла Косицкая, вызвала огромный успех. Актриса обрела небывалую популярность. Спустя какое-то время она написала драматургу: «…Я горжусь любовью вашей, но должна ее потерять…потому что не могу платить вам тем же…» Она была увлечена новым романом.
Он был и красив, и молод, не беден, но гуляка… Но разве актриса видела его «пороки». Косицкая опомнилась, когда молодой любовник, прокутив все, что имел, разорил ее, а потом оставил. Ко времени этой влюбленности Никулин, муж Косицкой, уже умер, и она была свободна. Островский написал ей письмо, в котором предлагал вернуться к нему и обещал все простить…
Косицкая ответила ему: «… прошедшего нет больше нигде…» Оставшись без средств, она была вынуждена распродавать все ценное – подарки былых поклонников и даже платья. Сломленная, до срока постаревшая, Никулина-Косицкая умерла от неизлечимой болезни.
А был ей всего лишь сорок один год (1868). Так и получилось, что любовь сыграла роковую роль в судьбе актрисы, в точности, как и у главной героини «Грозы». Наверное, многие актерские судьбы могли бы стать материалом для романов и пьес…
Не менее любопытно было узнать о Екатерине Ежовой, актрисе Санкт-Петербургской императорской драматической сцены, гражданской жене драматурга, князя А Шаховского. Со временем Екатерина от романтических ролей перешла на роли в амплуа комических старух.
Она никогда не скрывала своих отношений с князем от коллег. Когда Шаховской предлагал Ежовой стать его законной супругой, она отвечала: «…лучше буду любимой Ежовой, чем смешной княгиней». Но поскольку юридически в то время гражданский брак не признавался без церковного венчания, их дети носили фамилию матери. Шаховской пережил жену почти на несколько лет.
Князь Шаховской был одним из просвещенных людей времени. Он написал больше ста пьес; имея должность члена репертуарной комиссии императорских театров, одновременно был и режиссёром, и педагогом, и театральным критиком, и драматургом. Были актрисами императорской труппы и сестры Екатерины: Елена и Мария.
Дирекция императорских театров с 1892—1915 годы выпускала издание «Ежего́дник импера́торских теа́тров».
Среди авторов: драматург и режиссер Н. Евреинов, публицист Е. Браудо, Э. Старк (Зигфрид), критик В. Светлов, литератор А. Левинсон, актер, филолог В. Лачинов, журналист П. Россиев, другие деятели культуры.
В театрах России шли не только спектакли, но и ставили часто бенефисы. (фр. — доход, польза) — спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих актёров. Как вы знаете, первый бенефис (1735 год) прошел во Франции. Спустя сорок лет бенефисы стали появляться в России. Вначале их проводили в помощь какому-либо актёру, но позже их стали проводить в честь лучших актеров.
В Малом театре такую постановку организовали в 1827 году в поддержку актрисы Аграфены Рыкаловой (Степанова). Так дирекция Императорских театров планировала помочь актрисе, которая переживала смерть актера-супруга В. Рыкалова. В этот день актриса играла в постановке «Сицилиец» по пьесе Мольера. Она была сестрой актера-комика Петра Степанова.
Дочь Аграфены, Надежда тоже была актрисой Малого театра. Начала с исполнения ролей молодых героинь, постепенно перешла на характерные роли. Современники называют её лучшей ролью — Атуева («Свадьба Кречинского», 1855).
Актеру-бенефицианту позволялось выбрать самому пьесу для спектакля, назначить себе самую выигрышную роль и пригласить на другие роли тех, кого он считает нужным. Так, Мария Вальберхова из семьи артиста балета, добилась постановки «Маскарада» М. Лермонтова в свой бенефис. Пьеса считалась неблагонадежной, т. к. раскрывала тайные пороки высшего света. Мария боролась за постановку пьесы несколько лет и, в 1852 году ей удалось преодолеть все препоны.
Она переиграла много комедийных ролей, в зрелые годы репертуар Марии пополнился драматическими ролями. В этом же театре играла Екатерина Семёнова, в прошлом крепостная смоленского помещика Ивана Путяты, с которой Мария Вальберхова соперничала на сцене. У Семеновой тоже были бенефисные «дни». Со временем Марию стали оттеснять на вторые роли, а потом она покинула театр.
Ну, а Екатерина Семенова стала женой князя Ивана Гагарина. Любовь князя стала оберегом актрисы от назойливых домогательств других поклонников. Гагарину она родила сына и троих дочерей, пережила мужа на семнадцать лет. Умерла она в 62 года от тифа.
Кстати, у Семеновой была сестра – Нимфодора, оперная актриса. Долгие годы она пользовалась покровительством мецената графа В. Мусина-Пушкина, с которым открыто прожила больше 20 лет и родила трёх дочерей, получивших фамилию Темировы. За десять лет до смерти Нимфодора Семёновна ослепла.
Надо сказать, что в императорских театрах в дни бенефисов цены на билеты удваивались и даже утраивались. В день бенефисов зачастую играли «новые» пьесы авторов. Пьеса "Свои люди- сочтемся" в первый раз была поставлена в Петербурге в бенефис Ю. Линской.
Как актер растет на ролях, пьесы многих авторов выросли на актерских бенефисах. В бенефисах принимала участие актеры - Аграфена Сабурова (1855), Екатерина Васильева (1860), Надежда Медведева (1861), Мария Львова-Синецкая (1857), Софья Акимова (1860), Варвара Бороздина (1859), Гликерия Федотова (1865) и др.
О.К.
https://fb.ru/post/culture/2021/11/16/336741 https://biography.wikireading.ru/179372 https://aif.ru/culture/person/mne_nado_bylo_cherez_eto_proyti_kak_zhivut_potomki_mihaila_kozakova https://uznayvse.ru/interesting-facts/akterskie-dinastii-rossii-ot-bondarchukov-do-yakovlevyh.html https://great-peoples.ru/ekaterina-nikolaevna-pashennaya https://spbcult.ru/articles/istoriya-peterburga/istoriya-imperatorskih-teatrov/