дама глав 3Куртизанка Маргарита Готье… Это история о любви продажной женщины и молодого человека, роковом вмешательстве его отца и смерти героини от чахотки, как ни странно, не выглядит пошлой. О ней в своем романе «Дама с камелиями» в 1848 году рассказал Александр Дюма…

Первой актрисой, выступившей на сцене в роли Маргариты Готье, прототипом которой была Мари Дюплесси, стала — мадам Мари-Шарлотта-Эжени-Планкет Дош, аристократка по происхождению, она обладала привлекательной внешностью и утонченными манерами

Кстати, спектакль длился с шести вечера до трех часов утра. Публика несколько часов с интересом наблюдала за страданиями умирающей Маргариты. Критик Теофиль Готье на следующий день напечатал свою ироничную, но доброжелательную рецензию: «Да, Дюма совершил чудо, сумев удержать публику натощак девять часов кряду на своих местах…»

Но, надо сказать, что в целом критики приняли спектакль хорошо. А ведь в нем поднималась проблема любви к куртизанке, а в 19 веке это было практически невозможно. Девушки легкого поведения не воспринимались как женщины, а их имя было уже напрочь испорчено…

И все-таки мадам Дош согласилась сыграть роль Маргариты… Тому предшествовала довольно любопытная предыстория. Так, молодой Дюма обратился за советом к отцу (автору «Трех мушкетеров» и многих других произведений) стоит ли инсценировать его роман… Дюма-отец посчитал роман «Дама…» несценичным.

И, наверное, роман так бы и остался романом, если бы за дело не взялся драматург Антони Беро, предложивший автору свои услуги. Однако, после переделки пьеса получилась в духе «бульварной мелодрамы». Дюма отверг эту «импровизацию» своего романа и решил сам взяться за дело.дама1 театр5

Пьесу «Дама с камелиями» Дюма написал за неделю, но прошло три года, прежде чем она была сыграна на сцене. Первым прочел пьесу Дюма-отец. На этот раз он был убежден, что перед ним театральный шедевр, и решил ставить драму в своем театре. Но деловой партнер Дюма отказался, испугавшись скандала.

Наконец о постановке заговорил демократично настроенный театр в Париже Жимназ. Это позже он станет театром для светской публики… А в то время здесь только что состоялась премьера «Манон Леско» аббата Прево. И тоже о падении нравов в обществе… И кто-то иронично заметил, что «…двум куртизанкам не место в одном доме». Потерпев фиаско перед дверьми театральных директоров, Дюма разослал пьесу всем известным актрисам своего времени, которых могла заинтересовать роль Маргариты Готье.дама иллюстрация1

Сейчас сложно представить, что на роль Маргариты – роль, которая спустя несколько лет стала одной из самых популярных среди актрис второй половины XIX столетия, – невозможно было найти исполнительницу. Но это было именно так.

Актриса и аристократка мадам Дош славилась свободой нравов. Ее прельщала перспектива быть в центре внимания, даже ценой скандала. Узнав, что от роли Маргариты Готье отказались все артистки Парижа, она тотчас же согласилась играть.дама мари1

Образ Маргариты Готье был очень дорог для Дюма, ведь он взял его из реальной жизни – он списал ее с французской куртизанки Мари Дюплесси, которую любил.

Чем оправдывал молодой моралист свою страстную любовь к «падшей женщине»? Разумеется, убеждал себя, что спасет ее, вернет к истинной жизни... Но так и не сделал этого, не смог…уехав в путешествие по настоянию отца.

Однако в 1849 году «Дама с камелиями» так и не увидела премьеры. Пьесу не допустила цензура. Она находилась под запретом до конца 1851 года. Правда, репетиции возобновились, но без энтузиазма со стороны труппы. Актеры не верили в успех и скептически относились к репетициям, которые проводил Дюма.  

Как мы уже знаем, впоследствии пьеса имела огромный успех… Как говорили в то время, на сцену актерам посылали цветы, «политые слезами…»

В дальнейшем сценическая судьба пьесы была успешной - её ставили не только во Франции, а роль Маргариты Готье исполняли самые известные актрисы. Неизменное восхищение публики вызывала великая Сара Бернар.

Сара Бернар две тысячи раз выходила на подмостки в роли Маргариты. Как никому другому Саре удавались сцены гибели героинь, таких как Жанна д’Арк, Клеопатра, Дездемона. И, конечно, Маргариты…

Еще деталь, о которой знали зрители. Во время очередных гастролей актриса травмировала ногу, и спустя десять лет пришлось прибегнуть к ее ампутации. Несмотря на физическое увечье, Бернар продолжала выступать и радовать публику полюбившимися спектаклями. Так, в постановке «Дама с камелиями» артистка сыграла лежа и сидя на кровати.дама 1сара5

Ее талантливая игра заслуживала несомненного уважения. Однако подогревала интерес к творчеству актрисы и ее личная жизнь. Саре приписывали многочисленные любовные романы, в том числе с членами монарших семей Европы.дама1 сара 5

В списке возлюбленных Бернар такие известные люди, как Пьер Бертон, Филипп Гарнье, Жан Муне-Сюлли. В 1880-х Сара гастролировала в Петербурге, где познакомилась с будущим супругом Аристидисом Дамалой, который служил дипломатом. Брак с греком был недолгим – пылкая страсть угасла уже через полгода.дама1 савина5

Еще один интересный роман случился с актрисой, когда ей исполнилось 66 лет. Американский киноактер Лу Теллеген был моложе звезды чуть ли не в два раза, но это не помешало влюбленным быть счастливыми в течение четырех лет.

Так, что о любви Бернар «говорить» со сцены умела. И делала это весьма талантливо. Только актриса, обладающая сердцем и настоящей душой, могла создать образ Маргариты, заявляли в то время критики.

«Она была одной из последних представительниц той редкой породы куртизанок, которые обладали сердцем» — вспоминал писатель. Мари Дюплесси была любовью молодого Дюма… Хотя находились и те, кто считал, что он лишь поклонялся ей…

Куртизанки не раз становились героинями произведений беллетристики. Прежде всего французские литераторы отдали им дань, как например, великий натуралист Эмиль Золя, написавший "Нана". Кстати, тоже имевшую реальный прототип.

Итальянская актриса Элеонора Дузе, обладательница зрительского звания «Божественная». Наряду с Сарой Бернар считалась величайшей театральной актрисой своего времени. Могла ли она не сыграть Маргариту Готье…

Ее «Даму с камелиями» почтила присутствием Сара Бернар, за реакцией которой следила не только Элеонора, но и репортеры. В первом же акте из ее ложи донесся возглас «Браво!», но потом актриса удалилась не в силах наблюдать триумф соперницы. Сара, которая была старше на 14 лет, выходила играть до глубокой старости, точнее, выезжала в инвалидном кресле, когда ей ампутировали ногу. Она не могла без театра и пережила Дузе если не в жизни, то на сцене.

В конце 1880-х годов Дузе становится самой популярной актрисой Италии и начинает серию заграничных гастролей, которые приносят ей триумфальный успех – это Австрия, Германия, Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Россия, Франция, Швейцария и др. страны.

Роль Маргариты стала ее любимой и лучшей, по мнению критиков в репертуаре Дузе. Дузе не раз была влюблена. Так, она была близка с Габриеле Д’Аннунцио, который вывел её в романе «Пламя». Актриса разорвала эту связь, когда писатель предложил играть Анну во французской премьере драмы «Мёртвый город» её многолетней сопернице Саре Бернар. «Грустные глаза» великой Дузе воспевали поэты и писатели, ее боготворили и ей поклонялись…дама элеонора5

Вот, что писала одна из современниц актрис Малого театра - Н. Никулиной и Г. Федотовой, пришедших «смотреть на Дузе» в Москве. Подняли занавес. На сцену вышла Дузе, и первое впечатление было не в ее пользу. "Какая невидная! И голос - ничего особенного..." Но, когда она начала играть, публика замолчала. А после третьего акта Надежда Никулина так горько плакала, уткнувшись носом Федотовой в грудь, что кто-то принес ей воды. Она говорила: "Ну как же теперь можно играть после нее... Ведь рядом с этой актрисой я просто прачка! Боже, какая актриса!.."

Замечательно играли «Даму…» и русские актрисы XIX века - Гликерия Федотова в Малом, Мария Савина в Александринском театре. За Савиной укрепилась слава петербургской Сары Бернар, что означало высокую оценку ее творчества.дама1 райх10

Мари Дюплесси, которая стала прототипом Маргариты в романе, удалось совершить невероятное — она, девушка из бедной семьи, не имевшая образования, смогла использовать ум и привлекательность, чтобы стать одной из известных и состоятельных женщин своей эпохи.

Это ли не загадка для воссоздания ее образа на сцене… Это ролью бредила молодая Зинаида Райх… В прошлом типографская работница Зинаида, устав от первого мужа (Сергей Есенин), страстно хотела стать актрисой. И вот представился случай. Знакомство с известным режиссером на театральных курсах Всеволодом Мейерхольдом. Не только она ушла от мужа, но и он ушел от жены, и Райх стала для него и подругой, и музой, женой. За кулисами говорили, что Мейерхольд был способен на многое ради любимой… А вот Зинаида… мечтала только о сцене.

Мейерхольд дал ей такую возможность, пока она не ушла из жизни… Это был трагический уход (ее убили) … Роль Маргариты Готье была ее предпоследней ролью. Критики отнеслись к постановке Мейерхольдом «Дамы…» негативно. Признавали, что духа времени на сцене не создано… Многих поклонников Мейерхольда удивило, что в спектакле не было ничего авангардного…Но горячо любимая им жена была довольна…хотя и ее не жаловали критики.дама мари 10 центр

Многие актрисы говорили, что играть трагическую любовь куртизанки Готье совсем непросто, как кажется на первый взгляд. Трудно было передать уход из жизни героини, которая умирала от чахотки… Другие писали, что отношения между героиней и ее любимым человеком больше всего важны для создания образов, а это нелегко сыграть… Словом, эта тема для дискуссий.

Многие из пишущих сегодня о театре, видели не одну интерпретацию «Дамы с камелиями» — в Москве, в провинции… Писали и о версии режиссера Владислава Пази на сцене театра им. Комиссаржевской в 1994 году, где в главной роли была Татьяна Кузнецова, - эта версия вызвала немало споров в свое время. Что нового можно сказать? - Спрашивали критики. Заигранный материал, уставший сюжет, бенефисная роль… Да, был к спектаклю и интерес, но был и «обвал отрицания».

Все так… И все же

О дебютантке Клавдии Коршуновой на сцене Малого театра тоже критики немало говорили… И то, что в ее героине не видно страдания, и всех прочих чувств им тоже не хватило. Однако чувство меры у исполнителей - удача для спектакля. Их искренность и обаятельная скромность превратили бульварную банальность в нечто весьма трогательное и абсолютно беззащитное.

В Тбилиси, на сцене Театра им. Марджанишвили, была такая же юная дебютантка в этой же роли, однако при этом вспоминается Верико Анджапаридзе в роли Готье… Так вот, Верико рассказывала, как после спектакля, где она играла Маргариту, в ее гримуборную пришел бывший уголовник. Он рыдал и целовал подол ее платья и клялся, что никогда больше не совершит преступления. Вот что такое высокая мелодрама в высоком исполнении…

Ставилась «Дама…» и в театре Советской армии… Но многие отчаянно ругали эту постановку. Трудно сказать, почему история куртизанки Мари Дюплесси, в общем-то далеко не единичная для своего времени, волнует умы и сердца несколько веков спустя.

Может быть, все так совпало: искренняя, порывистая натура Мари, столь не характерная для дамы полусвета, любовь к ней многих знаменитостей, в том числе и Александра Дюма-младшего, что придало мадемуазель Дюплесси особую значимость, а может быть, печальная кончина…

Все может быть…

О.К.

https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43281827348/Velikie-istorii-lyubvi-Dyuma-syin-i-ego-dama-s-kameliyami

https://irecommend.ru/content/osnovano-na-realnykh-sobytii-trogatelnyi-i-volnuyushchii-roman-o-zhizni-parizhskoi-kurtizank

https://pikabu.ru/story/obzor_knigi_dama_s_kameliyami_6012755 http://propis.spb.ru/node/191 https://dmitry48.livejournal.com/398914.html