Говорили, что на фоне балерины Веры Каралли в образе Лебедя знаменитая Анна Павлова — лишь «миловидная чайка». Будем считать, что это частное мнение, ведь официального подтверждения тому нет.
Но согласитесь, что Павлову знают многие, если не все… А вот Каралли – почти никто. И это при том, что о Вере Каралли написано много; есть и воспоминания ее коллег, недописанные мемуары самой Каралли; но биография актрисы и балерины и по сей день полна слухов и домыслов…
В детстве она мечтала о театральной карьере, и родители (отец – режиссер, а мать – актриса) с радостью приняли новость о том, что дочь пойдет по их стопам. Она училась в театральном училище, но недолго… В некоторых источниках есть ссылка на то, что у девушки начались боли в спине.
Вера вынуждена была лечиться, но она продолжала мечтать о славе. Она стала грезить балетом, ведь перед балеринами преклонялась вся богемная аудитория России. К тому же, в ней бунтовала греческая кровь…
Так это или нет, но есть мнение, что Вера всегда соперничала на сцене с Павловой. Публика неизменно приходила в восторг от Каралли: никто не замечал мелких погрешностей, ведь ее танец всегда был таким страстным, захватывающим. Она танцевала в «Лебедином озере» и «Дон-Кихоте», «Баядерке» и «Жизели».
Кроме того, Каралли стала примой «Русских сезонов» Сергея Дягилева (импресарио) в 1909 году, а также в 1919 и 1920 годах. Еще, учась в училище, по слухам, она получила предложение руки сердца от своего преподавателя А. Горского, но отказала ему.
Перед красавицей-брюнеткой не все могли устоять. Вскоре Вера стала яркой звездой в балетном мире и… неожиданно влюбилась, без оглядки, страстно и безрассудно… 
Свое сердце она отдала оперному певцу Леониду Собинову. Он тоже потерял голову, хотя у него к тому времени были отношения с актрисой Елизаветой Садовской (из театральной династии Садовских), а до того молва приписывала ему роман с певицей Линой Кавальери, одной из красивейших примадонн Италии…
Собинов… заслуженный артист Императорских театров (1910), солист Его Императорского Величества (1913), имевший грандиозный успех как в России, так и за рубежом, не стремился к постоянству, он был не идеален…
Его первый брак с актрисой Марией Коржавиной продлился всего пять лет; в браке родились два сына Борис и Юрий. Позже Борис станет пианистом и композитором; он эмигрировал вместе с армией барона Врангеля.
После окончания Второй мировой войны в 1945 году вернулся в СССР, провел 10 лет в лагерях, а после освобождения скоропостижно скончался. Юрий погиб на фронте в годы гражданской войны в России.
После ухода от Марии тенор Собинов был рядом с Верой Каралли. Семь лет она была его гражданской женой.
Вера хотела ради Собинова оставить сцену, желала жить нормальной семейной жизнью, иметь детей…
Но Собинов много работал и практически жил в театре. В 1909 году Вера стала свидетельницей триумфальных выступлений Собинова в Европе, в том числе в миланском оперном театре Ла Скала.
Когда Вера забеременела, он предложил ей отказаться от ребенка. И она сделала аборт. Но и это не удержало певца рядом с ней. Чтобы поскорее залечить душевные раны, Каралли погрузилась в работу. Она стала сниматься в кино.
Каралли сыграла в 19 немых кинолентах. Но боль от расставания с Собиновым не отпускала ее на протяжении всей жизни…
Во время съемок фильма «Тени греха» в 1915 году она узнала о женитьбе ее бывшего возлюбленного на Нине Мухиной, двоюродной сестре известного скульптора Веры Мухиной (сделавшей кстати надгробие на могилу Собинова).
Мухина родила певцу дочь Светлану (жена писателя Льва Кассиля). Но говорили, что ко времени женитьбы Собинов уже «отгорел», а Ниночка всегда мечтала о нем… Это были непростые годы для актера. Как известно, внучка Собинова - режиссёр-мультипликатор Ирина Львовна Собинова-Кассиль.
Когда пришёл 1917 год, грянула революция, всё в мире изменилось... Каралли покинула страну, перебравшись в Европу. Грациозную и кареглазую красавицу снимали в кино во Франции, а еще, она преподавала хореографию девочкам в Румынии, Австрии и Литве...
В1942 году актриса вышла замуж за царского офицера Бориса Шишкина (в 1920 г. в составе Вооруженных сил Юга России был эвакуирован из Новороссийска на корабле «Афон»).
Были найдены записи актрисы: «…после смерти моего мужа я ощущаю себя совсем одинокой и умоляю дать мне возможность вернуться на Родину и прожить там остаток моих дней». Разрешение она получила, но приехать не смогла… умерла. Каралли прожила долгую жизнь — 83 года (1972 год). Свои последние дни русская балерина провела в Австрии, в доме престарелых.
Великого тенора Собинова актриса Каралли пережила на 38 лет. В неспокойные для России годы певец оставался в стране. Дважды был директором Большого театра — в 1917—1918 годах, 1921 году. С октября 1917 года — комиссар театра Московского совета; в 1919 году избран членом Директории Большого театра.
Россия не осталась в стороне от немого кино, которое охватило весь мир… Так. в 1896 году в России был снят первый документальный фильм-репортаж, посвящённый коронации Николая II. В Америке немое кино было связано с комедиями. Стоит только вспомнить Чарли Чаплина.
На территории тогда ещё Российской империи первые киностудии начали появляться в начале XX века. Правда, тогда они назывались не студиями, а ателье или киноателье.
Один из пионеров русского кинематографа, предприниматель и режиссер, Александр Ханжонков выпустил в своем ателье первый немой фильм «Драма в таборе подмосковных цыган» (1908 год).
Короткометражка о любви и гибели цыганки Азы стало началом работы для многих постановщиков в дореволюционное время.
Позже ателье Ханжонкова было переименовано в общество «А. Ханжонков и Ко». Затем было создано немало и других кинолент - "Песнь про купца Калашникова", "Русская свадьба XVI столетия", "Ванька-ключник" и др.
К концу 1911 года на фирме Ханжонкова было снято уже более 30 художественных фильмов.
В его картинах снималась одна из первых актрис немого кино Александра Гончарова, дочь режиссера Введенского народного театра - Василия Гончарова (Москва).
Саша блестяще играла в «Русалке», «Пиковой даме» и «Обороне Севастополя». Известно, что она снималась до 1915 года; чем занималась потом, точных сведений нет; прожила долго - 81 год.
Что же касается Ханжонкова, то через его кино-общество прошло около трехсот картин. Когда вышел Декрет о национализации кинопромышленности — Ханжонков лишился своей кинофирмы (1919 год).
Биография этого человека многим известна… Он в 20-е годы, уже больной, эмигрировал с семьей в Европу, но пробыл там недолго, вернулся в Россию.
Именно Ханжонков познакомил зрителей с первопроходцами раннего русского кино; это – режиссеры Василий Гончаров, Владислав Старевич, Евгений Бауэр, Петр Чардынин, актеры - Иван Мозжухин, Вера Караллии, Любовь Варягина, Витольд Полонский, Антонина Пожарская…
С 1903 по 1913 годы Пожарская снялась в восьми картинах, из них - «Выбор царской невесты», «Песнь про купца Калашникова», «Пиковая дама», «Идиот» и т.д. А Варягина снималась в кино до 1916 года. Так, последний раз она появилась в роли Верочки в фильме режиссёра Бонч-Томашевского «Когда ночь наступает».
Талантливый красавец Витольд Полонский - один из самых популярных актёров дореволюционного кино. Первая роль — князь Андрей («Наташа Ростова» — 1915). Только за один год Полонский сыграл пять больших ролей в фильмах: «Сказка любви дорогой», «Молчи, грусть, молчи», «У камина», «После смерти» и «Ирина Кирсанова». Всего у Витольда двадцать ролей в кино.
Актер был дважды женат. От первого брака (с Верой Пашенной) дочь Ирина; внук — Владимир Сверчков (1933—1973), актёр и режиссёр Малого театра. От второго (с актрисой Малого театра Ольгой Гладковой) родилась Вероника Полонская — актриса, последняя любовь поэта Владимира Маяковского; внук — Владимир Фивейский.
Ну, а Ивана Мозжухина, актера немого кино, называли русским "королем экрана". Иван был красив, органичен и талантлив; вопреки желаниям родителей не стал юристом, победила тяга к искусству. И, ведь, что удивительно, семья Мозжухиных увлекалась театром. Дед Ивана Ильича, Иван Семёнович Мозжухин, бывший крепостной, состоял в труппе театра помещиков Бахметьевых, а отец умел играть на скрипке. Мать Ивана Ильича ставила домашние любительские спектакли.
В кино Мозжухин впервые снялся в 1909 году в фильме «В полночь на кладбище» режиссера Василия Гончарова. Среди лучших работ Мозжухина — скрипач Трухачевский в «Крейцеровой сонате» (1911), адмирал Корнилов в «Обороне Севастополя» (1911), Маврушка (он же и гвардейский офицер) в «Домике в Коломне» Чардынина (1913), Чёрт в «Ночи перед Рождеством» Старевича и др.
Успеха актер добился благодаря своей экспрессивности, мастерству мимики и жесты, а также способности выступать в разных амплуа. В 20-е годы прошлого века актер уехал в Париж. Затем он работал в США и Германии. Мозжухин успел сняться в нескольких звуковых фильмах.
В 1926 году фильм «Михаил Строгов», созданный по книге Жюля Верна, получил приз как лучший фильм года во Франции. Сценарий к фильму написал Мозжухин и играл главную роль тоже сам.
Рискнул актер поработать и в Голливуде, но успеха не имел, хотя сменил фамилию, даже сделал операцию, чтобы убрать горбинку носа.
Актер умер в 1939 году в парижской больнице от чахотки, не дожив до 50 лет. – один, без семьи и друзей, практически забытый своими поклонниками…
На сегодняшний день в мире сохранилось не более 25 % немых кинокартин, созданных в ту эпоху. Из 2.7 тыс. фильмов, снятых в Российской империи, до наших дней целиком или в значительных фрагментах сохранились чуть более 300 кинолент.
В числе известных актеров-мужчин того времени в кино снимались также - Андрей Громов, Иван Перестиани, Борис Глаголин, Владимир Максимов.
Самобытный актер Максимов не только снимался в кино, он еще работал в Художественном, а затем в Малом театре в Москве, позднее участвовал в создании Большого драматического театра.
Революция не прервала его карьеру, он остался в СССР и продолжал выходить на сцену и сниматься в кино.
С увеличением производства фильмов актёры и актрисы начали играть существенную роль в привлечении зрителей.
Особенной любовью пользовались актрисы…
Их фамилии писали большими буквами на афишах, поклонники забрасывали хорошеньких актрис цветами…
И, конечно, их встречали у входа в театр или дежурили у дома, где они жили….
Так, картины с участием Веры Холодной (Левченко) собирали аншлаги, современники называли ее «королевой экрана». Холодная снялась в более чем 50-ти фильмах, по другим источникам, их было около 80-ти.
Сохранились же всего пять из них: "Миражи" (1915) и "Молчи, грусть, молчи" (1918), "Дети века" и "Жизнь за жизнь" (1916), "Последнее танго" (1918). Холодная известна не только в России, но и в мире.
Открытки с портретом актрисы продавались огромными тиражами. В 17 Вера вышла замуж за красавца-юриста, законодателя мод Владимира Холодного. У нее были две дочери – Евгения и Нонна (приемная). Брак этот был счастливым.
Об актрисе написано немало книг, есть воспоминания, поставлены фильмы, сделаны радио-телепередачи. Жизнь Холодной оборвалась в 25 лет (1919 год). Болезнь настигла ее внезапно, после спектакля (легочный грипп).
Правда, жизнь 25-летней актрисы, как и ее смерть, во многом так и остались загадкой. И сейчас не утихли слухи об ее уходе из жизни. Кто-то считает, что Холодную отравили, а в ряде газет писали, что она не выдержала интриг среди ее поклонников - белых офицеров, якобы стрелявшихся из-за нее от любви… Ходили также сплетни, что она «белая» шпионка…
Супруг актрисы пережил жену ненадолго. Его арестовали чекисты Государственного политического управления (ГПУ) при НКВД РСФСР. В конце 1919 года его расстреляли. Дочерей Веры воспитала ее сестра Надежда.
Не менее загадочна судьба актрисы Ольги Чеховой (в девичестве – Книппер), племянницы Ольги Книппер-Чеховой и сестры композитора Льва Книппера. Она играла в театре, снималась в немом кино, а с 1949 по 1974 год сыграла в 22 фильмах, из которых половина была снята в 1950-х.
Чехова была одной из самых популярных немецких актрис, ведь большую часть жизни она провела в Германии. Однако сведений о том, что Ольга Чехова была агентом НКВД, не обнаружено. Ни единого документального свидетельства. Этот факт лежит на поверхности. Так, что тайной за семью печатями остаются её связи с советской разведкой и роль в победе СССР.
Надо сказать, что родственница Ольги Чеховой, жена писателя Антона Чехова, Ольга Книппер-Чехова в начале своего творческого пути, также играла в немом кино.
Первые российские киноленты - это фрагменты произведений русской литературы («Песнь про купца Калашникова», «Идиот», «Бахчисарайский фонтан»), народных песен («Ухарь-купец») или иллюстрировали эпизоды из отечественной истории («Смерть Иоанна Грозного», «Пётр Великий»).
Российское кино быстро навёрстывало отставание от европейских киношкол. В начале 1900- х годов выходило на экран не больше 30-50 картин.
Но уже к 16 – му году ателье и кинокомпании выпускает до пятисот фильмов.
Так, Лидия Потехина (Лидия Потехина-Пфайфер) - русская и немецкая актриса, снималась довольно много. В основном она играла роли тёток, тёщ, матерей и нянек. Её успешная карьера закончилась с приходом звука в кино.
А вот Ольга Оболенская с приходом звукового кино стала инструктором в Лаборатории по изучению психологии массового зрителя, занималась педагогической деятельностью. Она была также секретарём Художественного совета Российского театрального общества.
Красавица - актриса из семьи князя Дмитрия и Лидии Оболенских, получив прекрасное театральное образование, играла в Императорском Малом театре и студии им. Е. Вахтангова (1913 год). С 1913 года она стала сниматься в кино.
Ей принесли известность роли в картинах – «Капитанская дочка», «Стенька Разин», «Исчадие ада», «Белые голуби», «Мать», «Сказка о спящей царевне и семи богатырях» и др.
Но в 1935 году её муж, бывший офицер и командир Красной армии Александр Флейшер, был приговорён «тройкой» (репрессивные «тройки» НКВД) к ссылке на 3 года в город Павлодар (Казахская ССР). Ольга Дмитриевна отправилась туда вместе с ним. В 1944 году Оболенской было разрешено вернуться в РСФСР, но не в столицу, а в Брянск, где актриса отметила свое столетие.
Не секрет, что в кино актрисы театра приходили попробовать свои силы или по приглашению режиссеров; кто-то начинал сниматься в кино сразу, порой, прямо «…с улицы», были случаи, когда юные девы начинали учиться мастерству дома, если эта была актерская семья.
Так, стройная красавица Эстер-Рохл Каминская (Гальперн), дочь бедного конторщика, занималась самообразованием и работала модисткой, продавая богатым женщинам шляпки разных фасонов. Трудно сказать, как польская еврейка попала на сцену в Варшаве, но своей игрой она сразила всех. Она гастролировала в России (1905, 1908, 1913 и 1919), в США (1912), в Париже (1914).
Актриса жила с актером и режиссером Аврумом-Ицхоком Каминским. А в кино она играла в студии кинопромышленника Мордко Товбина. Другая звезда немого кино Мара Крэг (Зоя Караба́нова), творческую карьеру начинала в театре режиссера Александра Таирова, снималась в немом кино (около 14 картин). Она играла в фильмах «Товарищества И. Ермольева» в Крыму.
В 20-е годы Иосиф Ермольев переехал в Европу. Зоя долгие годы работала в Париже, вышла замуж за русского режиссера Н. Балиева. С 1934 года актриса стала сниматься в Голливуде, однако ролей у нее было немного. Крэг не стало в 60 лет (1960 год) в Лос-Анжелесе.
О.К.
https://rodina-history.ru/2024/10/08/vzlet-i-padenie-russkogo-charli-chaplina-ivanu-mozzhuhinu-135-let.html https://russkiymir.ru/publications/329520/https://russkiymir.ru/publications/329520/ https://penza.aif.ru/culture/zastavili_sdelat_plastiku_kak_ivan_mozzhuhin_ne_stal_zvezdoy_gollivuda https://www.vokrugsveta.ru/articles/mastera-mimiki-i-zhesta-10-znamenitykh-akterov-nemogo-kino-id978146/ https://pikabu.ru/story/fotoistoriya_32_russkie_krasavitsyi_nemogo_kino_i_ikh_sudbyi_4890457 https://aif.ru/culture/movie/45746 https://www.dmsd.online/post/2019/12/25/olgagzovskaya-kinoblog-rukinostarz https://kulturologia.ru/blogs/280516/29734/ https://www.novochag.ru/stars/zvezdnye-istorii/legendarnaya-russkaya-balerina-vera-karalli-i-dvoe-muzhchin-v-ee-zhizni/ https://nwm.at/vse-ob-avstrii/sootechestvenniki-v-avstrii/vera-karalli-i-vsyudu-strasti-rokovye-i-ot-sudeb-zashhity-net https://dtf.ru/cinema/650439-do-togo-kak-kino-zagovorilo-vse-ob-epohe-nemogo-kinematografa