кино глав хитяеваАктриса Нонна Мордюкова, была потрясающе талантлива, она сама попросила сценариста Виктора Мережко написать «кино для нее»…Так у Мережко родился сценарий будущего фильма режиссера Никиты Михалкова «Родня».

Кстати, Михалков взялся за съемки «Родни» также по ее просьбе. И роль тещи ей очень понравилась в сценарии и она, читая ее увлекательные приключения, плакала и смеялась. В этом была вся актриса. Смелая и находчивая, самобытная и, разумеется, хорошо знавшая себе цену.  

Однако при этом у нее не было ни капли звездности или гордыни, мол, это же я… сама Мордюкова. Она часто сомневалась, мучилась, работая над каждой ролью. «Примеряла» на себе то одно выражение лица, то другое… Вечерами погружалась в себя, задумчиво рисуя сюжет своего диалога с тем или иным актером.

Как-то в сердцах предложила Михалкову вместо себя на роль тещи в «Родне» взять актрису Римму Маркову. Потом спохватилась и отвергла это, заявив, что роль ее. Надо сказать, что, в жизни актрисы были подругами. Маркова снялась в 99 фильмах, но почти везде играла эпизоды, хоть и запоминающиеся. А потому, по ее словам, легко отдавала свои роли другим актрисам, в том числе, и Мордюковой. Считала, что та ее талантливей.

Тем не менее Мордюковой далеко не всегда удавалось сыграть те роли, о которых мечтала. В первом ее фильме ей чуть не «перебежала» дорогу актриса Клара Лучко…

Ведь на роль в 1948 году в фильме «Молодая гвардия» по Фадееву – изначально режиссёр фильма Герасимов планировал ввести Клару Лучко, но после первых репетиций героиню Ульяны Громовой отдали играть Мордюковой – она была из тех же южных мест, она чувствовала себя естественно в этой роли.кино гвардия

Да, в жизни, как и в творчестве, у Мордюковой не все было просто. Например, она мечтала о роли Аксиньи в "Тихом Доне". Более того, у нее не было и тени сомнения, что именно ее Герасимов пригласит на эту роль. Мордюкова была выпускницей его курса и именно Аксинья была её дипломная роль. Сергей Герасимов тогда оценил игру Мордюковой на "отлично". Но Шолохов и Герасимов выбрали Э. Быстрицкую.

По словам Быстрицкой, Мордюкова после премьеры фильма при встрече с соперницей прошипела: «А ты все-таки сыграла, проклятая!» После этого они прилюдно не выражали антипатии друг к другу, но Мордюкова так и не смогла простить этого поражения конкурентке. кино родня

Актриса не любила давать интервью. Она всегда говорила журналистам, мол, мое кино - это жизнь, а я та баба, которую играю. И этим, считала, что все сказано. И, возможно, была права.кино быстрицкая 1

Что касается самой Быстрицкой, то она в основном была театральной актрисой. Снимали ее мало, да она и сама не стремилась на киноэкраны. Роль же Аксиньи была ее главной ролью в кино.

О такой работе она мечтала, а потому упросила режиссера Герасимова взять ее на эту роль.

Другой значимой для себя работу в кино она считала роль Лели в фильме режиссера Юрия Егорова «Добровольцы». И не ошиблась. И тоже сама попросила эту роль у Егорова.

Актриса не раз говорила о том, что отказалась от съемок в фильме «Двенадцатая ночь», чтобы сыграть врача в другой постановке – «Неоконченная повесть».кино маркова

В итоге была признана лучшей актрисой года и прослыла «железной» леди среди коллег. Что и говорить, актрису отличали воля и дисциплина, собранность и ответственность. И никакой скидки на красоту.

Актриса Зинаида Кириенко тоже была красавицей, но «негромкой», мягкой и неторопливой. На роль Натальи в «Тихом Доне» Шолохов сам предложил Герасимову Зинаиду Кириенко. Однако во время съемок они часто ссорились. Как-то актриса не выдержала, крикнула в сердцах:

«Ну и не надо, не нужны мне ваш ВГИК и ваша Москва, и ваш Шолохов, и ваш „Тихий Дон“, и ваша Наталья!» И упала в истерике на стол. Герасимов испугался: люди уже открывали двери, чтобы узнать, что происходит, такой скандал!

И тут режиссер погладил меня по голове и говорит: «Да успокойся, будешь играть, будешь. Молодец, ты актриса...» Так, Кириенко с того времени поняла, что Герасимов любит и ценит каждого актера… дорожит им. Но дорожит и фильмом, над которым работает.

Позже режиссер Евгений Матвеев, восхитившись игрой Кириенко, пригласил в свои фильмы – «Любовь земная» и “Судьба». Взлет творчества у актрисы был ошеломительным. Но был и период застоя в кино, почти в 10 лет. Говорили, что она отвергла одного «высокого» чиновника. Теперь этого никто подтвердить не может. Известно только, что не в характере актрисы было сетовать на что-то или скучать без дела. Она занималась семьей, детьми, ведь в семейной жизни актриса была счастливой женщиной.кино судьба

Шолоховская Дарья стала и для актрисы Людмилы Хитяевой любимой ролью. На эту роль была уже утверждена другая актриса. Но однажды режиссер попал на съемки «Екатерины Ворониной», где Хитяева играла главную роль. Увидев ее колдовские зеленые глаза, Герасимов обомлел - да это ж Дарья! «Тихий Дон» вышел на экраны в 1957 году и стал лидером проката — за год его посмотрели почти 47 миллионов зрителей. Первая серия была удостоена премии на Международном кинофестивале в Брюсселе и на Всесоюзном фестивале в Москве.

А третья принесла создателям статуэтку «Хрустальный глобус» XI кинофестиваля в Карловых Варах. По версии читателей журнала «Советский экран» «Тихий Дон» на протяжении двух лет — в 1957 и в 1958 годах — считался лучшим фильмом.кино лучко

В кинотеке Хитяевой было уже немало ролей, когда Герасимов решился экранизировать «Поднятую целину». И тут свое слово сказал писатель, предложив на роль Лушки актрису Хитяеву. По сути, ее взяли без пробы. И режиссер не прогадал.кино высота

Но творческая жизнь у актрисы не была гладкой, но об этом, как всякая сильная женщина, она предпочитает не говорить.

Возвращаясь к режиссеру Сергею Герасимову, который дал путевку в жизнь многим своим ученикам, надо назвать и актрису Инну Макарову.

Именно ее он утвердил на роль Любови Шевцовой в своем фильме «Молодая гвардия». Правда, посоветовал ему автор книги А. Фадеев. И снова было попадание в «десятку».

Точным попаданием стал и выбор режиссером А. Зархи актеров на главные роли в фильме «Высота», который до сих пор не сходит с экранов. Николай Рыбников Инна Макарова так увлеченно и правдоподобно работали на съемках, что казалось, они любят друг друга. Но к тому времени актриса уходила от мужа-режиссера Сергея Бондарчука, а Н. Рыбников сделал предложение своей единственной любви, актрисе Алле Ларионовой.

Инна Макарова говорила: «Сколько я сыграла хороших ролей, сколько не сыграла одна из самых красивых женщин в мире — Аллочка Ларионова». Это была не жалость, а простое «бабское» понимание. Как и Инна Макарова, актриса Клара Лучко не страдала от нехватки работы. Ее любили режиссеры. Красивая, смелая, находчивая. И всегда несгибаемая

Да, да, ролей просить она не могла: «Когда какой-нибудь мой знакомый запускал фильм, набирал актеров, я старалась пройти мимо и сделать вид, что его не вижу, вдруг подумает, что я сигнализирую: "Я здесь! Может быть, у вас для меня что-то есть?!" Я даже обходила его стороной. Зато, когда он заканчивал набор артистов, а меня не брал, я продолжала с ним разговаривать. Может быть, это и нехорошо, но во мне это есть...»кино носова

Настоящая слава к актрисе пришла после фильма И. Пырьева «Кубанские казаки», но всю жизнь свои удачи и неудачи она сверяла с требованиями наставников и учителей С. Герасимова и Т. Макаровой. Лучко, как и многие актрисы, порой «перебирала» роли, о которых втайне и мечтала и порой в сердцах говорила: «Никому нет дела до того, что я хотела и что бы могла сыграть. Если взять классику, конечно, не сыграла многих характерных острых ролей. Многие режиссеры считали, что я должна играть героинь. А я люблю комедийные роли».

А вот в этом проблем у Валентины Теличкиной не было. Седьмой ребенок в простой крестьянской семье Теличкина в 20 лет стала известна в «киношном» мире, и сразу полюбилась зрителям. Фильм «Журналист», куда пригласил ее С. Герасимов, стал ее путевкой в большое кино. Ее Валечка, курьер в районной газете, незлобивая и флегматичная будто «пришла» из жизни. Режиссер ни минуты не сомневался в том, что с выбором актрисы не ошибся. И был прав.кино вертикал

К сожалению, актрисы, зачастую испытавшие взлет в самом начале творчества, не всегда идут «… только в гору». Как правило, успех сменяет неудача… или простой. Подчас, на года. Вот и у актрисы Теличкиной после «Журналиста», где она удивила всех своих комедийным талантом, были эпизодические роли, перерывы в работе и молчащий телефон… Но актриса любит семью, детей, предана дому.кино уозера

И не скучала. «Я, видимо, поздний человек. Все у меня поздно, но все успела… Мое самое ценное качество – умение терпеть и ждать. Не люблю суетиться… Господи, всего хватает», – говорит сегодня актриса, за плечами которой много сыгранных ролей…

Жизнь любой актрисы многослойная, не лишенная тягот и невзгод. Но, кто застрахован сегодня от этого. И особенно актрисы, которые полностью зависимы от режиссеров.

Тамаре Носовой, по совету одного из учеников великого С. Герасимова, улыбнулось сыграть роль-эпизод в той же «Молодой гвардии». По общему признанию педагогов, ее прочили в комедийные актрисы. Но она всегда отчаянно сопротивлялась, считая, что ей «подвластно» все.

Что и говорить, характер у Тамары был непростой. Она выросла в приемной семье, часто разбрасывалась увлечениями, пока не посчитала нужным попробовать себя на артистическом попроще. И, кажется, это у нее получилось…

После «Карнавальной ночи» ее узнавали на улице, брали автографы. И, конечно, приглашали на ужин. Ухаживания поклонников Тамара любила. Но ее «тянуло» кино. Из-за своего скверного характера она смогла перессориться не раз с друзьями, знакомыми, приемными родителями…

«Я наконец поняла, что мое амплуа — дура!» — так с юмором выразилась Тамара Носова, сыграв в фильме «Шведская спичка» деревенскую девку Акульку. Ее буквально «рвали» на части режиссеры, стараясь заманить в свои фильмы, ведь там, где появлялась Носова, всегда было весело и смешно. И она соглашалась. А ведь актриса была интеллектуалкой, много читала, писала стихи, знала несколько языков…

Актрису называли «королевой комедии», а она всегда мечтала о драматических героинях… Увы, ее мечтам так и не суждено было сбыться.

До сих пор, говоря о себе, актриса Лариса Лужина называет себя ремесленником, замечая: «… а что стесняться… бог меня в макушку не поцеловал». Учась на знаменитом курсе у С. Герасимова и Т. Макаровой, она была, пожалуй, единственная из его учениц, которую он не снимал в своем кино. Но ее заметил режиссер С. Ростоцкий и предложил роль фильме «На семи ветрах», в одночасье сделав Лужину знаменитой.

В начале 60-х у Лужиной было много работы: выходят фильмы «Приключения Кроша», «Тишина», «Штрафной удар» и «Большая руда». Правда, роли там не такие уж большие и не «звездные», но она верила, что все еще впереди. Второй ее взлет пришелся на съемки фильма «Вертикаль», снятый режиссером С. Говорухиным. Это был огромный успех.кино герасимов

Она предпочитает считать роли, о которых мечтала, но которые ей так и не пришлось сыграть: Анну Каренину, Вассу Железнову… Кто знает, чего она лишилась потому, что не умела «задруживать» ради достижения даже творческой цели, притворяться, просить?.. А может быть, это сохранившийся внутренний страх перед конкурсами делал ее на пробах робкой и зажатой, и разочаровывал тех, кто не умел разглядеть, что за ним?..

А еще у С. Герасимова были такие фильмы, как «Любить человека», «У озера», «Красное и черное», «Дочки-матери» и др. где сыграли Л. Виролайнен, Н. Белохвостикова, Н. Бондарчук, Л. Полехина… Всемирно известный постановщик большинство своих фильмов снимал по собственным сценариям, а в некоторых принимал участие как актер.

Фильм «У озера», повествующий о проблемах защиты озера Байкал, стал событием в культурной жизни страны и был удостоен Государственной премии СССР. А Белохвостикова в 19 лет стала самой молодой актрисой, получившей эту престижную премию в СССР. Не сложись режиссерская карьера С. Герасимова менее удачно, мы бы не узнали об актрисах, которые вошли в авангард нашего кинематографа.

В те годы не принято было называть актрис звездами. Заслышав слова «звезда» в адрес кого-либо из своего «киношного» цеха, Герасимов всегда становился печальным. А ведь он и на самом деле воспитал целую плеяду настоящих звезд советского кинематографа…

Но актрисы для него всегда оставались просто его талантливыми ученицами, которых он любил и всегда радовался их успехам.

О.К.

Источник

https://www.adme.ru/tvorchestvo-kino/13-yarkih-aktris-kotorye-chut-bylo-ne-sygrali-v-nashih-lyubimyh-sovetskih-filmah-2382615/

https://back-in-ussr.com/2021/05/sbornik-provalennyh-kinoprob-izvestnyh-artistov.html

 https://kulturologia.ru/blogs/200318/38278/