кино 1 глав«Какой я её помню? Гундарева была предельно собрана и точна на площадке, - поведал как-то журналистам писатель Аркадий Инин. - Говорила мало, много курила. Никогда не опаздывала.

Но и никогда не задерживалась для актёрских междусобойчиков после съёмок». Актриса Наталья Гундарева – признанный эталон таланта. У нее много наград, премий… Ее одаривали при жизни похвалами и добрыми и (недобрыми) словами и взглядами…

Актриса пользовалась огромным успехом у зрителей. Гундареву звали работать маститые режиссеры театра и кино. Она была всегда нарасхват, играть могла все…

Образ типичной русской женщины, кустодиевской красавицы привлекал публику. За недолгие 56 лет актриса сыграла 80 ролей. Достоверна она была в любом образе, в том числе, создавая образы героинь признанной классики.

Это такие картины, как «Труффальдино из Бергамо», она Смеральдина, служанка, «Дульсинея Тобосская» — Альдонса-Дульсинея, «Виват, гардемарины!» — императрица Елизавета, «Петербургские тайны» — Татьяна Шадурская, княгиня, «Саломея» — Василиса Саввична, сваха и т.д.

Актриса переиграла в театре и на телевидении М. Горького, Н. Островского, А. Чехова. И, конечно, А. Пушкина. Вспомните «Капитанскую дочку». Телеспектакль 1978 года Павла Резникова, в котором Гундарева сыграла Екатерину II. О том, что императрица в женщине не может простить «бунтовщика» Гринёва, но женщина в императрице может и прощает, - снял телеспектакль режиссёр Резников.

В советском кинематографе Екатерину Великую не очень жаловали, в отличие от Ивана Грозного или Петра Первого. В кино она появлялась эпизодически и чаще всего в экранизациях классических произведений.кино эпоха

Ольга Жизнева, фильмы которой всегда входили в золотой фонд отечественного кино, всю жизнь была очень востребованной актрисой. Она работала с самыми знаменитыми советскими мастерами кино: В. Пудовкиным («Убийцы выходят на дорогу», правда, этот фильм на экран не допустили), М. Роммом («Адмирал Ушаков»), Л. Луковым («Разные судьбы») и многими другими.кино ольга жизнева

В 1944 году в картине «Черевички» по опере Чайковского, написанной на основе «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. Гоголя, веселую императрицу сыграла она, Жизнева. Она же появилась в образе Екатерины и в фильме «Федор Ушаков». В фильме про флотоводца царица глуповата, но, на счастье, прислушивается к хитрому и умному князю Потемкину.

Её муж, Абрам Роом, ценивший актрису, старавшийся снимать её в каждом своём фильме, говорил: «Она – астральная Жизнева. Ольга - актриса, которую не удалось разгадать даже мне…»кино жизнева 10

И оттого жаль, что время или слабые сценарии не позволили ей сыграть «настоящую и живую» Екатерину, а ведь актриса смогла бы, наверняка, создать запоминающейся образ императрицы, а не ходульный и насмешливый…

Конечно, императрица Екатерина, так или иначе, не могла не волновать кинематограф. Что поделать… Очень значительна ее фигура в истории страны…

Известно, что еще в 1910 году вышел 18-минутный немой фильм «Княжна Тараканова», режиссеры - Кай Ганзен, Морис Мэтр, где Екатерина II узнаёт от графа Орлова о том, что неизвестная выдаёт себя за дочь Елизаветы Петровны и приказывает схватить её.

Речь идет об история мнимой дочери тайного брака императрицы Елизаветы Петровны.  Она, якобы трагически погибла во время наводнения в каземате Петропавловской крепости, куда она по воле Екатерины II была переведена после приговора к пожизненному заключению.

В ролях: княжна Тараканова − В. Микулина, Екатерина II − г-жа Погорельская (по другим данным − Н. Александрова), граф Алексей Орлов − Николай Веков. Можно было бы сказать, что это лишь аналог театральной постановки, снятый на камеру.

Для ознакомления с дореволюционным кинематографом подойдёт прекрасно. Еще кинокритики относят к этому периоду и фильм 1913 года со знаменитым Иваном Мозжухиным "Ночь перед Рождеством, который тоже" мог бы быть первым, в котором Екатерина Великая появилась на экране. кино1 гундарева центр 5 

Но, как бы то ни было, интерес к царствующей особе у кинематографов был… и вот уже она стала появляться на экране чаще, правда, поначалу больше, в сказках…кино ларионова 10

В 1961 году мастер-сказочник Александр Роу тоже взялся за «Вечера на хуторе близ Диканьки» и назначил императрицей — Зою Василькову. Зоя в 1943-м ушла на фронт, была ранена, а с 1950-х стала незаменимой актрисой эпизодов. Она, например, сыграла дворничиху в фильме «Джентльмены удачи». Помните ее ставшую крылатой фразу «А чего это ты воруешь?»кино вечера

Ну, а в 1977 году  появилась в роли Екатерины Великой  и известная Алла Ларионова. Супруга Николая Рыбникова в фильме «Есть идея!» обещала советскому пионеру помочь изобретателю Кулибину.

Ларионова, создавшая на экране немало классических женских образов, вряд ли обратила внимание на эту роль…

Слишком значительны были в ее фильмографии иные знаковые характеры…

Вскоре и Вие Артмане посчастливилось сыграть императрицу. Фильм «Емельян Пугачев» был снят в 1978 году режиссером Алексеем Салтыковым, создателем картины "Председатель". Кто смотрел эту картину, может представить какой фильм о Пугачеве, ведь Салтыков, несомненно, очень был талантлив…

В роли Пугачева был актер Евгений Матвеев, народный артист СССР. Замечательный актер… Кстати, на роль Пугачева пробовались Юрий Соломин, Владимир Высоцкий, Петр Глебов. Но режиссер не ошибся, предоставив работу в кино Матвееву.кино вия 15

Фильм включает в себя две части: «Невольники свободы» и «Воля, кровью омытая». Конечно же, Пугачев - положительный персонаж, где-то даже богобоязненный. Дворяне показаны сплошь мерзавцами. Ну, а легкий акцент латышки Вии Артмане добавил роли в образе Екатерины шарма и достоверности. Еще раз в образе Екатерины актриса появилась в 2003 году в фильме «Золотой век» (картина Ильи Хотиненко о последних годах царствования императрицы).кино вия5

И хотя мелодрама "Золотой век" потомственного режиссера Ильи Хотиненко (сына Владимира Хотиненко) рассказывает о кратком периоде правления императора Павла I, в нем присутствует во всем блеске императрица. Однако, отзывы о фильме были разные… не всегда положительные. Ну, а для Артмане роль Екатерины II в фильме «Золотой век» стала последней. Пять лет спустя Артмане не стало.кино артмане 10

Русская императрица Екатерина II была немкой по крови и русской по духу. До конца дней своих говорила с акцентом, но при ней империя совершила ряд прорывов.

Ее правление было блестящим и ярким, она с легкостью присоединяла новые территории и раздавала немыслимые подарки своим фаворитам.

Если быть последовательными, то надо сказать, что в 1986 году вышел телесериал «Михайло Ломоносов», где изобразить царицу режиссер Александр Прошкин доверил юной актрисе из Эстонии Катрин Кохв.

Это был истинно точный образ в плане внутреннего содержания: царственная сдержанность, энергетика великой личности и обаяние. Ее обворожительная внешность и талант сделали образ Екатерины II в этой киноленте незабываемым. В начале 1990-х эстонская актриса завершила свою карьеру.кино лево крючкова5

Одним из самых ярких воплощений самодержицы на экране можно считать роль Светланы Крючковой в фильме «Царская охота» Виталия Мельникова. Сюжетом к киноленте 1990 года послужила небезызвестная история о внебрачной дочери Елизаветы Петровны — княжне Таракановой.

В картине Виталия Мельникова нет ни одного положительного персонажа. И Екатерина (Светлана Крючкова), и граф Орлов (Николай Ерёменко), и Тараканова (Анна Самохина) преследуют исключительно свои цели, они лживы, лицемерны и жестоки.кино крючкова5

«Екатерина всю жизнь говорила с немецким акцентом, и я полгода утром и вечером слушала текст, который немка записала на русском языке, – рассказывает Крючкова. – Многие, посмотрев фильм, считали, что меня озвучил кто-то другой, но это не так. Кроме того, для роли я занималась верховой ездой с тренером нашей олимпийской сборной».кино мельников

Основной сюжет завязан вокруг известной и до сих пор загадочной истории с арестом княжны Таракановой, выдававшей себя за дочь Елизаветы Петровны. Это в определенном смысле отодвигает Екатерину на второй план, поскольку самозванку принято показывать более молодой и привлекательной. Более того, именно с ней происходит роман с трагическим концом у Алексея Орлова.

Светлана Крючкова, по ее словам, 10 лет ждала от режиссёра обещанной им некогда роли императрицы. И воплощённый ею образ вызвал восхищённые отзывы зрителей. Из всех актрис, которым приходилось играть императрицу, Крючкову нередко называли лучшей.кино мельников крючкова

«В этом фильме я выгляжу эффектно еще и потому, что оператором на нем был Юрий Векслер – мой муж.

А он всегда снимал меня с особенной любовью» -рассказывала актриса».

За лучшую роль второго плана Крючкова получила призы Киноакадемии «Ника» и кинофестиваля «Созвездие-91».

Виталий Мельников на тот момент уже был режиссером с именем, известным по работам «Мама вышла замуж», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Выйти замуж за капитана». Он часто снимал о любви и задействовал в своих фильмах лучших актрис, к которым всегда умел находить подход. Никто не ожидал, что он возьмется за создание исторического кино.

«Надо мной всегда посмеивались, мол, я «бабский» режиссер… Но мне показалось, что в обществе происходит много перемен, и наступила пора обратиться к истории, в которой все повторяется… Мне казалось, что во времена исторических потрясений как раз и следует напоминать о прошлом. Кроме того, начал руководить телевизионным объединением, и появилась возможность осуществить давнее желание поработать в этом жанре», – рассказывал Мельников.

Однако, хотя картина и была отмечена наградами, роль Екатерины получила признание, критики все же не были однозначны в своих пристрастиях… 

Картина Мельникова получила  множество нареканий со стороны критиков. Прежде всего из-за отступлений от исторической правды. Но режиссёр говорил, что не планировал снимать историческую хронику, а делал игровой фильм, где воплощал собственный взгляд на минувшие события.кино 1 центр

Были и гневные письма, в основном от пожилых зрителей. На тот момент советские зрители еще не были готовы к эротике в кино, а в «Царской охоте» было несколько откровенных сцен, по нынешним временам вполне целомудренныхКстати, надо сказать, что фильм привлек свое внимание тем, что благодаря Ларисе Конниковой, костюмы героев выглядят вполне правдоподобно.

"При создании исторического костюма, особенно в фильме, который посвящен реальным событиям, огромное внимание уделяется именно всем тонкостям одежды, аксессуаров и атрибутов. Вплоть до тканей, пуговиц, застежки. И никаких "молний"! Актриса всегда может повернуться к камере спиной, и то, как застегнуто платье — на крючки или, допустим, шнуровку — должно соответствовать эпохе…»

Художник по костюмам Лариса Конникова получила за работу в фильме приз киноакадемии "Ника". А киностудия "Ленфильм", где проводились съемки фильма, удостоила художников Беллу Маневич и Ларису Конникову профессиональной премии к/ст. "Ленфильм" им. Е. Енея (Евгений Еней-советский и российский художник).

Режиссер Виталий Мельников в общей сложности снял 30 картин, после «Царской охоты» выйдет еще восемь его кинолент, и вполне успешных. Уйдет из жизни Мельников в 93 года, за десять лет до съемок своего последнего фильма «Поклонница» (о любви писательницы Л. Авиловой и А. Чехова).

Его часто называют «чемпионом кино». И не потому, что режиссер много снимал, а скорее из-за того, что многие его фильмы стали давно классикой…

О.К.

https://aif.ru/culture/movie/ekaterina_ii_glazami_kinematografa_10_filmov_o_russkoy_imperatrice https://www.kp.ru/putevoditel/serialy/interesno/luchshie-serialy-i-filmy-pro-ekaterinu-ii-velikuyu/ https://dzen.ru/a/Yj_wFgH_UnitpNaI https://sub-cult.ru/kino/raytings/10953-blud-intrigi-i-marlen-ditrikh-6-filmov-o-ekaterine-ii