театр глав максакова1Анекдот из книги о знаменитой Фаине Раневской: — Фаина Георгиевна, Галя Волчек собирается ставить «Вишневый сад». — Боже мой, какой ужас! — ответила актриса, — она продаст его в первом же акте…

Этот анекдот в своей статье привел театральный критик Фазим Муалим в 2015 году. Он, прежде, чем пришел на «Раневскую» в «Современник», побывал в других театрах. Как говорится, было, что и с чем сравнивать…

Прекрасная игра актрисы Марины Нееловой, по его мнению, не передавала образ… Раневской. «Актриса потрясающая, только была сама собой, а не помещицей Любовь Андреевной». Согласитесь, что она из тех актрис, которые уже сами по себе подарок для зрителя… Но, как видно, эта роль не ее…

Конечно, Галина Волчек не продала вишневый сад в первом акте, как предсказала Фаина Раневская... Но не создала из пьесы шедевра, по мнению обозревателя. Надо сказать, что Неелова стала играть Раневскую после ухода из спектакля Алисы Фрейндлих. Кстати, блистательная Фрейндлих прежде играла Раневскую в театре им. Ленсовета у Игоря Владимирова. И всегда с успехом. Позже, когда Татьяна Лаврова ушла из театра «Современник», на роль Раневской режиссер Галина Волчек позвала Алису Фрейндлих.

Три года актриса ездила играть эту роль из Петербурга в Москву. «Я потеряла надежду угнаться за Чеховым, и во мне зрело желание начать еще раз все сначала, попытаться по-иному понять Чехова — может быть, через другую актерскую среду, что и привело меня в театр "Современник"», - говорила актриса. Вот такая история «Вишневого сада» и Раневской – Т. Лавровой, А. Фрейндлих – М. Нееловой…театр неелова1 центр

Премьера пьесы "Вишневый сад" состоялась в 1904-м году, а первой актрисой, исполнившей роль Раневской, стала жена Чехова, Ольга Книппер. Тогда Чехов посчитал, что Станиславский "сгубил" его пьесу, но по сей день "Вишневый сад" - одна из самых популярных пьес, а роль Раневской - жемчужина в репертуаре любой актрисы.

На сцене МХТа им. М. Горького в роли Раневской блистала Алла Тарасова. По воспоминаниям современников, ее появление на сцене сопровождалось аплодисментами, не утихавшими несколько минут. К поздним ролям "чеховского цикла" Тарасовой относится также роль Аркадиной из "Чайки", Сони и Елены Андреевны из "Дяди Вани", Ани из "Вишневого сада" и Маши из "Трех сестер".театр фрейндлих1

Кстати, писатели М. Горький, И. Бунин не находили ничего интересного в пьесе Чехова. Ну, а Чехов был недоволен театром, ведь он писал комедию, по его словам, а Станиславский поставил трагедию…

Чехов не скрывал, что писал роль для своей жены, подгонял под ее дарование. Он знал все ее повадки, знал, как женщину и как актрису, шил в точности по мерке, чтобы сидело “в облипочку”.

«…Раневскую играть не трудно, надо только с самого начала верный тон взять; надо придумать улыбку и манеру смеяться, надо уметь одеться» - советовал Чехов жене. Но ни одна Книппер называла эту роль «адски трудной…»

Актриса Алла Демидова работала над «Раневской» с режиссером Анатолием Эфросом. Позже актриса писала: «Я много слышала рассказов-легенд о Раневской — Книппер. Ведь Чехов писал для нее. А с другой стороны — он остался недоволен спектаклем МХАТа…»театр доронина1

А потому она во всем следовала указаниям Эфроса, делая скидку на то, что «…Чехов писал «Вишневый сад», будучи уже смертельно больным. Туберкулез медики называют веселой болезнью.

Болезнь обостряет ощущение окружающего». Алла Демидова признавалась, что стала походить на свою героиню и в жизни. Стала такая же нервная и сентиментальная… А в 2001 году актриса Ольга Остроумова сыграла Раневскую у Леонида Хейфеца.

Позже актриса в роли Раневской выступила у режиссера Андрея Любимова в спектакле «Про Раневскую», где она трагически стильная, словно королева на плахе… «Чехова я любила всегда, и все говорили, что я его героиня.

Но до «Вишневого сада» ни разу не сыграла его ни в театре, ни в кино...» - сказала актриса. Ее Раневская, писали критики, готова к катастрофе, потому что осознает ее неизбежность… Вишневый сад будет продан… Но это уж, как решит режиссер…театр муравьева1

Антон Чехов - один из наиболее известных драматургов в США. Таким Чехов был по крайней мере до недавнего времени… Пока не началась повсеместно «отмена всего русского»… Так, в Великобритании интерес к Чехову возник после первой мировой войны.

На протяжении ХХ века к нему обращались режиссеры Лоуренс Оливье и Питер Брук. Во Франции интерес к Чехову пришелся на 60-70 годы ХХ века.

Чехов повлиял и на творчество многих ирландских драматургов, среди которых Том Мэрфи, Томас Килрой, Хью Леонард и Брайан Фрил, позже осуществивший переводы многих пьес Чехова. Начиная с 1950-х годов пьесы Чехова широко ставили в театрах Китая, Кореи, Японии.

Чехов назвал «Вишневый сад» комедией, хотя мы воспринимаем пьесу как трагедию. Судите сами, пока герои пьесы шутят и пьют шампанское, гибель сада предрешена. Об этом знают, но пытаются обмануть себя. Во всех поступках героев есть что-то детское... Актриса Анна Ковальчук не хотела создавать образ женщины несчастной и недолюбленной. Напротив, ее героиня полна надежд и любви

В этом году, в Санкт-Петербургском театре им. Ленсовета состоялась премьера спектакля "Вишневый сад". Знаменитую пьесу Чехова поставил Уланбек Баялиев - уроженец Кыргызстана, успешно работающий в России. Он и отдал роль Раневской Анне.театр книппер5

В одном из интервью режиссер сказал, что «беспросветного» финала пьесы Чехова не приемлет… И еще: «Так что же такое Вишневый сад? Этот сад никто никогда не видел, в нем никто никогда не бывал. Откуда в русском человеке эта тоска по вишневому саду? Но в этот сад можно попасть, когда человек переполнен любовью...»

Но, а если окунуться в характер героини, то окажется, что… Любовь Раневская много страдала в жизни: ее муж пил и «делал одни только долги», 7-летний сын утонул в реке через месяц после смерти мужа, любовник, с которым она уехала во Францию, обобрал ее и бросил. Но Раневская осталась добрым человеком, которого любят все окружающие. В то же время она эгоистична, сентиментальна и равнодушна к родной дочери. Она щедра до расточительности, привыкшая к праздности... театр захарова1

Больше трех лет актриса Виктория Исакова исполняет роль Раневской в Московском пушкинском театре. Критики благосклонно отозвались о работе Исаковой. «Сыграть героиню «Вишневого сада», как считает актриса, - мечтает любая из нас…» Когда режиссер Владимир Мирзоев предложил Исаковой эту роль, она почувствовала легкий трепет… Ей было 38 лет! И она испугалась, думая, что пока не готова браться «за Раневскую».

Но тот ее успокоил: ««У тебя будет роль на вырост. С каждым годом ты будешь в неё влюбляться всё больше…» И Мирзоев был прав. У Исаковой чеховская героиня где-то легкомысленна, но и глубока… Ее Раневская не только понимает, что происходит с именьем, но и предчувствует печальный финал гибели любимого сада…

И как тут не согласиться с мнением театралов, что «…можешь посмотреть сотню «Вишнёвых садов», и они все будут разные. Текст один и тот же, герои одни и те же, но ты смотришь, и каждый спектакль разный». Прекрасна была Раневская – Татьяна Доронина, которая была магнетической актрисой… Под ее влияние подпадали все…

В прощальной сцене, когда ее «Раневская» произносит: «О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. Моя жизнь, моя молодость, счастье мое, прощай!..», Доронина совершает поклон в сторону зрителя, и невольно возникает мысль, что зрительный зал — тоже вишневый сад..театр сад1

«Раневская похожа на тех женщин, которые мне нравятся, – умных, с юмором и умеющих держать себя с достоинством», сказала Александра Захарова, воплотив на сцене «Ленкома» свою версию героини. Актриса Карина Андоленко у режиссера Сергея Безрукова играет Раневскую – молодую, влюбленную и печальную, ведь прежней жизни уже не бывать… Евгения Добровольская несет в себе Раневскую болезненную, измученную любовью, потерей сына Гриши, тревогой за разорившееся имение. Ее гнетут воспоминания, от которых в свое время спасалась поездкой в Париж.

Какие же тайны в старой пьесе? За 100 лет ее поставили тысячи театров; все давно разобрано по косточкам. И все же тайны есть!

Особенно для зрителя, который, возможно, не так хорошо знает чеховские пьесы… Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра "Школа современной пьесы", убежден, что «зритель должен чувствовать, что эта история его трогает, что она человеческая, она о нем…»

Думается, что сколько бы ни ставили последнюю пьесу Чехова, как бы ее ни трактовали - развивая, оспаривая, повторяя предыдущие трактовки… она навсегда останется загадкой, как и ее героиня… Не потому ли образ Раневской так притягивает к себе актрис, стремящихся прикоснуться к его тайне…

О.К.

https://www.m24.ru/articles/spektakli/27032013/15271?utm_source=CopyBuf https://in-es.livejournal.com/ https://ria.ru/

https://dzen.ru/media/olga_sorokina/bespodobnyi-vishnevyi-sad-v-teatre-pushkina-s-viktoriei-isakovoi-i-aleksandrom-petrovym-otzyv-6011bd8620625351f758c09d