Интересно, что роль замужней колхозницы Нюры, приехавшей из деревни в Москву и познакомившуюся со столичным шофером такси, могла бы сыграть в картине «Три тополя на Плющихе» (1967) не Татьяна Доронина, а Нонна Мордюкова…
Правда, партнером Мордюковой по замыслу режиссера Татьяны Лиозновой, мог бы стать популярный и всеми любимый актер Николай Рыбников, но режиссер после фотопроб отказалась от этой идеи.
А вот тандем Т. Доронина — О. Ефремов режиссер посчитала гармоничным. Несколько слов о сюжете…Это встреча Саши (Ефремов) и Нюры (Доронина) – поездка в такси от вокзала, на который Нюра прибывает из своей деревни, чтобы остановиться у родственницы мужа на Плющихе.
Неожиданно между главными героями рождаются доверительные отношения, та самая «нежность», о которой поется в известной песне А. Пахмутовой и Н. Добронравова. В фильме таксист Саша приглашает Нюру в кино.
Приезжает он в назначенное время во двор дома, где она остановилась. Ждал несколько часов, но женщина так и не вышла. Продав домашнюю ветчину на рынке, Нюра вернулась к мужу и детям в деревню с обновками и пачкой денег.
И лишь, когда по радио прозвучит песня «Нежность», Нюра застынет, и на глазах у нее появятся слезы… В этих слезах тоска еще нестарой женщины, и взгляд на свою непростую жизнь, где от мужа слышатся одни упреки… и так мало душевности и тепла…
Когда фильм «Три тополя на Плющихе» вышел на экраны зрительницы ходили на него по нескольку раз: киноленту посмотрели 26 млн. человек. Фильм получил первую премию на кинофестивале в Мар-дель-Плата (1969, Аргентина) «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность» и приз Всесоюзного кинофестиваля в Минске (1970).
А журнал «Советский экран» назвал Доронину лучшей актрисой года. Путь в кино 22-летняя Доронина начала с роли Зои в фильме «Первый эшелон» (1955) Михаила Калатозова об освоении целинных земель.
Можно сказать, что Дорониной на режиссеров кино везло. Так, фильм «Старшая сестра» Георгия Натансона стал ее восьмой работой в кино. В этой картине актриса снялась за год до киноленты «Три тополя на Плющихе».
Режиссер актерский состав «пробивал» не без проблем. Худсовет киностудии "Мосфильм" не хотел, чтобы в картине играли никому не известные актеры.
Как вы знаете, в фильме снимались, тогда еще молодые актеры, - И. Чурикова, Н. Тенякова, В. Соломин. А еще был Михаил Жаров…
Но режиссера убеждали, что маститый актер будет недоволен небольшой ролью… Но эти опасения не оправдались. И Жаров прекрасно вписался в молодежный коллектив.
И еще, члены комиссии недоумевали, говоря режиссеру: "Что это за кино – одна комната, где ничего не происходит, кроме сплошной болтовни".
Худсовет был и против Дорониной, предлагая на роль Нади Резаевой Инну Макарову.
Однако, есть сведения, что в итоге все споры улеглись после вмешательства председателя Госкомитета Совмина СССР по кинематографии А. Романова. Поддержал Натансона и Иван Пырьев, известный актер и режиссер, создатель картины «Богатая невеста». 
Успех у Дорониной был огромный, к ней приходили письма от зрителей, ей объяснялись в любви…
Ну, а журнал «Советский экран» назвал Доронину «актрисой года». Известны слова актрисы: «Я никогда не жила без любви и вне любви, благодарю за это Господа...»
В 1968-м она покорила зрителей в драме «Ещё раз про любовь». Доронина окончательно закрепила за собой статус звезды. Фильм, ставший лидером проката Советского Союза 1968 года, посмотрело за год около 40 млн. зрителей.
Картина была отмечена на Международном кинофестивале в Картахене (Колумбия) в 1969 году: жюри присудило ей Гран-при «За мастерство режиссуры и высокие моральные качества».
В 80-е годы Доронина ушла из кино. В последний раз актриса снялась в мелодраме «Валентин и Валентина» (1985) режиссера Г. Натансона. По сути, фильмография актрисы не так уж и велика. Всего 16 кинолент…
Доронина, скажем так, актриса больше театральная. А с 1987 года Доронина возглавляла МХАТ имени Максима Горького в течение 30 лет.
В сентябре 2025 года актрисе Татьяне Дорониной исполнилось 92 года. Итак, Татьяна Доронина трижды становилась по итогам зрительских симпатий «Лучшей актрисой года» (1967, 1968 и 1973), в том числе подряд: 2 победы (1967 и 1968).
Журнал «Советский экран» выходил два раза в месяц и имел двухмиллионные тиражи. Он стоил сущие копейки и был популярен. А еще, редакция журнал по подписке отправляла более чем в 80 стран мира. Конец 60 и начало 70-х годов подарили зрителям немало хороших фильмов. Зрители по результатам опроса журнала «Советский экран» тоже три раза свои симпатии отдавали актрисе Наталье Гундаревой.
Почитатели таланта актрисы отметили ее работы в картинах - «Сладкая женщина» (1977), «Однажды двадцать лет спустя» (1981), «Одиноким предоставляется общежитие» (1984). На счету актрисы 80 ролей в кино.
Перед обаянием актрисы никто не мог устоять. Особенно зрителям запомнилась и полюбилась ее Вера Голубева — «сваха» в картине «Одиноким предоставляется общежитие», которая стала символом целого поколения одиноких женщин.
Гундарева была прекрасной театральной актрисой: большая часть ее жизни отдана театру им. В. Маяковского. Надо сказать, что первые три года актриса играла эпизоды в театре, пока в 1974-м судьба не подарила ей шанс.
Когда Татьяна Доронина уехала на гастроли, режиссер театра Андрей Гончаров ввел молодую актрису Гундареву на роль Липочки в спектакле «Банкрот». Ее дебют стал триумфом.
Наталья Гундарева была замужем трижды. Ее избранниками были режиссер Леонид Хейфец (вместе 6 лет), актер Виктор Корешков, с которым они вскоре разошлись.
И третий брак, длиной в 15 лет, с актером Михаилом Филипповым; по признанию актрисы, сделал ее по настоящему счастливой. Детей у актрисы не было.
Когда актрисы Гундаревой не стало, ей было всего 56 лет (2005). Но даже спустя двадцать лет, она, как и прежде остается для многих любимой актрисой и по настоящему народной.
А еще, среди победительниц на звание «Лучшей актрисы года» трижды становилась Людмила Чурсина.
Так, читатели «Советского экрана» «проголосовали» за ее работы в картинах «Виринея», «Угрюм-река» и «Журавушка» (1969).
В 1970-е она активно снималась в СССР и за его пределами. Работала с Василием Лановым, Бориславом Брондуковым, Донатасом Банионисом.
Среди запомнившихся работ — «Приваловские миллионы», «Схватка», «Открытая книга».
Сегодня 84-летняя Людмила Чурсина, лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1970), сыгравшая более ста ролей в театре и кино, продолжает трудиться в театре Советской Армии.
В 2021 году исполнила роль в фильме «Чудотворная» и получила награду на фестивале «Дубль дв@» за вклад в кино. В том же году была удостоена ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени».
Актриса сохранила верность своему делу и зрителю. «Уныние — это грех. Пока мы недовольны жизнью, она же все равно проходит. Поэтому надо искать радость», — как-то сказала Чурсина.
Ежегодно в 60-70-х годах снималось примерно 130 фильмов, а зрители ходили в кино в среднем 18 раз в год.
На страницах журнала писали о кино, про кино, и, конечно, об актерах. Не раз на его разворотах были статьи и заметки о Нонне Мордюковой.
В 1948 году, будучи студенткой ВГИКа, дебютировала в роли Ульяны Громовой в фильме режиссёра С. Герасимова «Молодая гвардия». Любопытно, что актриса Клара Лучко хотела сыграть Ульяну Громову, — она играла эту роль еще студенткой. Но Герасимов отдал главную роль Нонне Мордюковой, а Лучко сыграла лишь эпизод — тётушку Марину.
В 1949 году фильм был удостоен Сталинской премии I степени, восемь человек стали лауреатами Сталинской премии, пятеро из них на тот момент были студентами актёрского факультета ВГИКа.
На счету Мордюковой около 50 –и картин. Известность Мордюковой принесли фильмы – «Простая история», «Они сражались за Родину», «Родня», «Комиссар», «Мама» и др.
В фильме «Русское поле» (1971) о жизни и стойкости человеческого духа (режиссёр Николай Москаленко) актриса сыграла Федосью Угрюмову, а ее сына Филиппа – сын актрисы Владимир Тихонов.
Фильм собрал 56,2 млн зрителей. Мордюкова была признана «Лучшей актрисой года» по опросу журнала «Советский экран» (1972).
Еще одна роль привлекла внимание зрителей – это Антонина Каширина из фильма Алексея Салтыкова «Возврата нет» (1973).
В центре киноленты — история любви сильной женщины к спасённому ею во время войны офицеру Никитину.
За эту роль актриса Мордюкова вновь была названа «Лучшей актрисой года» - 1973 года.
Открыла первую «пятерку» лучших актрис года «Советского экрана» Тамара Семина после выхода картины «Воскресение» в 1962 году.
Актриса – человек талантливый и деятельный. Она - лауреат премии ФИПРЕССИ на XV международном кинофестивале в Локарно (1962) и лауреат Приза за лучшее исполнение роли Анфисы в фильме "Вечный зов" (1983) на фестивале в Алма-Ате.
Зрители восторженно встретили также картины с участием актрисы - «Коллеги», «Порожний рейс», «День счастья» и «Время, вперёд!».
Вот уже 20 лет актриса живет без любимого мужа, актера Владимира Прокофьева, с которым была счастлива долгие годы. Сейчас, в свои 86 лет Тамара Семина редко появляется на публике, говорит, что во всём виновато давление. Также в последние годы у актрисы есть желание побыть в тишине.
Так. в списке лучших картин по версии «Советского экрана» следующего 1963 года был назван фильм «Оптимистическая трагедия» Самсона Самсонова. Маргарита Володина, сыгравшая комиссара в этой картине, была признана, тоже исходя из опроса читателей, -лучшей актрисой года.
Фильм увидело 46 млн. зрителей. На XVI Каннском кинофестивале 1963 года фильм был удостоен приза «За лучшее воплощение революционной эпопеи». С 1994 года актриса живет во Франции с дочерью.
Почти 17 лет нет с нами актрисы Вии Артмане. Джульетта, Офелия, Элен Безухова, Настасья Филипповна, Аркадина, королева Елизавета — Артмане упивалась театральными ролями. Актриса снималась в лентах "Никто не хотел умирать", "Сильные духом", "Стрелы Робин Гуда", "Человек свиты", "Емельян Пугачев", "Моонзунд" и др.
Роль паромщицы Сони в картине «Родная кровь» сделала актрису звездой. Артмане - лучшая актриса 1964 года по опросу журнала «Советский экран». Артмане пережила два инсульта и инфаркт, после которых покинула сцену, и перестала сниматься в кино.
На счету актрисы Ариадны Шенгелая тоже немало прекрасных работ в кино. Она была названа лучшей актрисой по опросу журнала «Советский экран» за роль в фильме «Гранатовый браслет» в 1965 году.
И, как веха времени, о войне стали в кино «говорить» через призму человеческой судьбы. Это таки ленты, как «Живые и мертвые», «Отец солдата», «Чистое небо». 
Картина "Чистое небо" (режиссер Григорий Чухрай, 1961 г.) стал лучшим фильмом года по результатам голосования читателей журнала "Советский экран".
Картина также завоевала главный приз «Золотая звезда» на МКФ (Москва, 1961). Главные роли в фильме исполнили Евгений Урбанский и Нина Дробышева.
Актер Станислав Любшин заслужил внимание зрителей, сыграв в сериале В. Басова «Щит и меч» (1968) разведчика. Любшин также - лучший актёр 1979 года по опросу журнала «Советский экран» за роль А. Ильина в картине «Пять вечеров».
Олег Стриженов был признан лучшим актёром 1969 года за главную роль командира Егорова в этом фильме «Неподсуден» (версия «Советского экрана»).
А фильм «Холо́дное ле́то пятьдеся́т тре́тьего…» (1989) режиссера А. Прошкина был удостоен Государственной премии СССР и премии «Ника» как лучший игровой фильм. Сюжет фильма - амнистия 1953 г, которая стала символом надежд для многих заключенных: жизнь на свободе и противостояние характеров.
Главные роли достались актерам – Валерию Приемыхову (капитан разведки), Анатолию Папанову (Николай Старобогатов (Копалыч).
Папанов исполнил роль осужденного, а ведь она могла достаться Вацлаву Дворжецкому или Георгию Юматову, и даже белорусскому актеру Геннадию Гарбуку.
Однако потом выбор был сделан в пользу Анатолия Папанова. Фильм вошёл в число лидеров советского кинопроката — в 1988 году картину посмотрело 41,8 миллиона зрителей (3-е место).
Это и «лучший фильм года» по опросу «Советского экрана» - 1988. А Приемыхов стал «лучшим актером года». Анатолий Папанов за исполнение роли Копалыча посмертно был удостоен Государственной премии СССР (1989).
По 2 из 3 наград получали фильмы (в хронологическом порядке; Ф — фильм, М — актер, Ж — актриса): это, - «Девять дней одного года» (Ф, М), «Оптимистическая трагедия» (Ф, Ж), «Гамлет» (Ф, М), «Председатель» (Ф, М), «Калина красная» (Ф, М), «Они сражались за Родину» (Ф, М,), «Москва слезам не верит» (Ф, Ж), «Вокзал для двоих» (Ф, Ж), «Интердевочка» (Ф, Ж) и др.
На конкурсе фильмов 1962 года, проведённом журналом «Советский экран», зрители назвали фильм «Человек-амфибия», снятый режиссерами В. Чеботаревым и Г. Казанским, среди пятёрки лучших; в десятку лучших актёров вошли: А. Вертинская (6-е место) и В. Коренев (8-е место), В Италии картина получила Приз «Серебряный парус».
Его посмотрели 65 миллионов зрителей. Лидером проката в СССР в 1966 году (58 миллионов зрителей) стала киноэпопея «Война и мир» С. Бондарчука. Как известно, красавица Вертинская сыграла роль Кити, жену князя Андрея, в драме «Войне и мире». У актрисы немало наград и отличные роли в кино - «Гамлет» (1964), «Безымянная звезда» (1978), «Овод» (1980), «Мастер и Маргарита» (1994) и т.д.
Среди актрис, которые были названы в рейтинге «Советского экрана» лучшими в разные годы, есть и Людмила Савельева.
Роль Наташи Ростовой в эпопее «Война и мир» 1966 года принесла актрисе популярность. С "Войной и миром" она объездила много стран, в том числе Японию, США, Францию.
На счету 83-летней актрисы такие роли в кино, как «Бег», «Подсолнухи», «Анна Каренина», «Шёл четвёртый год войны», «Чужая белая и рябой» и др.
Савельева последний раз снималась в кино в 2009 году в мелодраме «Дочки-матери».
Артистка ведет непубличный образ жизни, не дает интервью и не ходит на ток-шоу. Как известно, ее супруг, актер Александр Збруев, у них есть дочь Наталья.
60-е годы, - время ярких мелодрам в кино. На экран вышли картины - «Весна на Заречной улице», «Чужая родня», «Человек родился».
И вот фильм Михаила Ромма «Девять дней одного года» (1962).
Учёные-физики-ядерщики – главные герои этой киноленты. В картине снимались – А. Баталов, И. Смоктуновский, Е. Евстигнеев, М. Козаков, Н. Плотников, З. Гердт, Н. Граббе и др.
На главные роли были приглашены популярные актёры Юрий Яковлев и Алексей Баталов. Перед началом съёмок Яковлев попал в больницу, и его пришлось заменить на Иннокентия Смоктуновского (Илья Куликов).
Впрочем, роль Баталова (Дмитрий Гусев) мог бы сыграть Олег Ефремов, но сценарист Даниил Храбровицкий настоял на работе в кино Баталова.
Это - одна из наиболее значимых советских картин того времени, лидер проката 1962 г. А еще - лучший фильм 1962 года по опросу журнала «Советский экран»: исполнитель главной роли Алексей Баталов признан лучшим актёром года.
Фильм завоевал приз клуба польских кинокритиков «Варшавская сирена» за лучший зарубежный фильм на экранах Польши (поровну с фильмом «Голый остров», 1962). Наградами картина была отмечена на фестивалях в Чехословакии, Сан-Франциско и Мельбурне.
«Хрустальный глобус» Международном кинофестивале в Карловых Варах (1962) – еще одна награда, которая была вручена творческому коллективу картины.
О.К.
https://pikabu.ru/story/chistoe_nebo_1961_g__poslevoennaya_zhizn_s_kleymom_predatelya_dlya_byivshikh_v_nemetskom_plenu_10437221 https://78.ru/articles/2024-10-25/tamara-semina-biografiya-lichnaya-zhizn-karera-poslednie-novosti-gde-seichas-roli https://tv-week.am/sovetskij-ekran-kak-eto-bylo/ https://news.ru/culture/apparat-na-mne-poka-zhivu-kak-slozhilas-sudba-lyudmily-savelevoj https://aif.ru/culture/person/nelyubimyy_muzh_vnebrachnaya_doch_nishcheta_gorkaya_dolya_vii_artmane https://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/09/14/tatyana_doronina_ya_nikogda_ne_zhila_bez_lyubvi_i_vne_lyubvi/ https://www.rbc.ru/person/68c3f64a9a794778f53b228f#toc--3 https://domashniy.ru/kino_i_serialy/tri-topolya-na-plyushchikhe-nezakonchennyy-roman-sovetskogo-kino https://newslab.ru/tv/168235 https://femmie.ru/biografiya-tat-yana-doronina-696855/