фрид главДля Яна Фрида (настоящее имя – Яков Фридланд) "Двенадцатая ночь" стала первым опытом музыкальной комедии, которая вышла на экраны в 1955 году.

Мало кто знает, но в начале 50-х годов Ян Фрид снимал документальные фильмы. И только потом экранизировал «Двенадцатую ночь» Уильяма Шекспира с блистательным актерским составом: Михаил Яншин, Клара Лучко, Алла Ларионова, Василий Меркурьев, Георгий Вицин, Бруно Фрейндлих.

Клара Лучко рассказывала в одном из интервью:

«Против того, чтобы меня утвердить в съемках фильма "Двенадцатая ночь" возражали все: «Лучко?! У нее украинский акцент, как она будет играть Шекспира!» И все же Ян Фрид настоял, а после просмотра худсовет утвердил меня единогласно».

Актриса стремилась в кадре все делать сама:

«Мне предлагали дублеров, я умоляла: «… нет, я сама. Тренер по фехтованию похвалил меня, учитель верховой езды… Когда конь понес вниз, к татарскому кладбищу, у меня черный юмор прорезался: вот там меня и похоронят! Обошлось. На Эдинбургском фестивале, где в роли Виолы помнили великую Вивьен Ли, я с тревогой ждала отзывов… боялась: начнут ругать!.. Это смело было - послать картину в Англию на растерзание шекспироведам. А картина прошла с немыслимым успехом».

На тот момент Фриду было уже 47 лет.

До того, как заслужить славу короля музыкальной комедии, он прошел долгий путь. После окончания режиссерского факультета Ленинградского театрального института и Киноакадемии при ВГИКе он работал на киностудии «Ленфильм». Когда началась Великая Отечественная война, Ян Фрид ушел на фронт, воевал и встретил победу в Берлине. После войны он снял еще несколько фильмов, но всесоюзная слава пришла к нему только после того, как он начал работать в жанре музыкального кино.фрид собака на сене

Ян Фрид и Аркадий Райкин были знакомы еще с 1934 г. Незадолго до окончания войны Райкин выступал перед воинскими частями в Риге. Узнав об этом, руководство поручило Яну Фриду привезти артиста и к ним в часть. Режиссер рассказывал: «Я прилетел в Ригу, нашел Дом офицеров, ищу Райкина. И тут идет мне навстречу милейшая блондинка. Я козырнул, не отрывая от нее глаз, и спросил, где найти Райкина. Она проводила меня к Аркадию Исааковичу… Райкин с труппой два дня был у нас, и я имел возможность ближе познакомиться с артисткой».

Это была Виктория Горшенина. Отправившись на поиски Райкина, Ян Фрид нашел жену. Они сыграли свадьбу в 1945 г. и с тех пор не расставались. С Аркадием Райкиным, благодаря которому состоялось их знакомство, они дружили семьями, и за 50 лет дружбы ни разу не поссорились. При этом повод для ссор действительно был – Виктория Горшенина была ведущей актрисой театра, и на съемки Райкин отпускал ее крайне неохотно.

И пока супруг зажигал звезды других актрис, его жена оставалась в тени. Она снялась только в последних его фильмах, да и то в эпизодических ролях, хотя именно они и принесли ей широкую известность – это графиня Экенберг в «Сильве», донья Касильда в фильме «Дон Сезар де Базан», Парнель в «Тартюфе».фрид лучко

– После выхода «Двенадцатой ночи» мне пять лет не давали работать, – вспоминал Ян Фрид. – И только когда я снял «Зеленую карету», чиновники поняли, что такие фильмы могут выполнять план и приносить хороший доход. После этого мне разрешили снимать музыкальные картины, и уже не я просил, а меня просили. Звонили с телевидения и настаивали: «Ян Борисович, вы нам должны непременно сдать к Первому мая новый фильм».

Дело в том, что деньги давало не Госкино, а телевидение, объединение «Экран». А там были заинтересованы в том, чтобы к каждому празднику выпустить музыкальный фильм, позволяющий зрителям отдохнуть. Мне оплачивали смету, кордебалет, вокалистов, оркестр. И, если цензоры настаивали, что нужно убрать текст в том или ином эпизоде, я говорил, что, мол, извините, это вы обращайтесь к Шекспиру, Тирсо де Молина, Лопе де Вега…

Фильмы, которые его прославили на всю страну, Ян Фрид снял только после 65 лет. На него обрушилась всенародная любовь и популярность, когда режиссер снял фильм «Собака на сене» с Маргаритой Тереховой и Михаилом Боярским в главных ролях. А затем один за другим последовали музыкальные фильмы, которые закрепили этот успех, – «Летучая мышь», «Сильва», «Благочестивая Марта», «Дон Сезар де Базан».фрид максакова и соломин

Ян Фрид обладал безошибочной интуицией – в каждом фильме он собирал блестящий актерский состав, при этом нередко раскрывал актерские таланты с неожиданных сторон: братья Соломины, редко снимавшиеся вместе и работавшие в других жанрах, в «Летучей мыши» предстали замечательными актерами оперетты, а в фильме «Дорога правды» сыграла свою дебютную роль в кино Людмила Гурченко.

Благодаря Яну Фриду на экранах раскрылся комедийный талант актрисы Виктории Горшениной, которой доставались в кино эпизодические роли, а вот в судьбе режиссера она сыграла главную роль.

Оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса входит в пятерку лучших советских кинооперетт и является одной из лучших в мире экранизаций этого произведения. Удачный выбор лучших певцов и лучших актеров в сочетании с музыкой Штрауса в результате стал залогом успеха фильма.

В главной женской роли Ян Фрид видел Людмилу Максакову, но тогда она была на пике популярности, и ему казалось, что он не сможет ее убедить дать согласие – ведь до этого она отказалась сниматься в «Собаке на сене». Об этом решении она сожалеет до сих пор – ведь этот фильм пользовался невероятной популярностью у зрителей и прославил другую актрису, Маргариту Терехову.

Тогда Максакова поняла, что еще один раз упускать такую роль было бы большой глупостью. И когда ей позвонили с «Ленфильма», она тут же дала согласие.фрид с женой

В этом фильме братья Соломины снялись вместе, что было очень редким случаем. Юрий Соломин говорил: «С Виталием не так часто вместе снимались, буквально 2-3 фильма. Нас разбросали индивидуальности, разошлись…»

Лариса Удовиченко мечтала о роли Адели в «Летучей мыши» – для нее это был подарок судьбы, ведь предстояло играть вместе с мэтрами советского кинематографа, даже в эпизодах Ян Фрид задействовал известных артистов: Сергей Филиппов, Евгений Весник, Александр Демьяненко. Однако ее утвердили на сразу – режиссер искал актрису, похожую на молодую Целиковскую. Удовиченко понимала, что внешнего сходства у нее не было, но в гриме и в костюме она смогла перевоплотиться так, что смогла убедить режиссера. Эта роль стала ее первой и единственной в жанре оперетты.

Роль дурнушки Лотты, которую мать учит стрелять глазами, сыграла Ольга Волкова. На тот момент ей было уже 40, а играть пришлось «девушку на выданье». В классическом либретто этих героев не было – они были дописаны в сценарии фильма, как и некоторые другие эпизодические персонажи. Эта роль стала для Ольги Волковой знаковой – хотя она снималась в кино с 1965 г., зрители стали узнавать ее только после 40 лет, когда она снялась в «Летучей мыши» и в «Вокзале для двоих» в роли Виолетты.

Ян Фрид, перенесший на экран знаменитую комедию, один из немногих наших режиссеров, которые умеют снимать мюзиклы. Его фильмы - причудливая смесь оперетты, лиризма и юмора. И практически всегда, когда его герои распевают строки известных пьес, это не только уместно, но и кажется вполне естественным.

Вспомните «Собаку на сене», «Летучую мышь», «Благочестивую Марту», «Сильву», «Дона Сезара де Базана» (этот фильм, почему-то чаще ругают, и совершенно напрасно), «Вольный ветер» и, конечно, «Двенадцатую ночь». В последнем поют мало, но все равно фильм удивительно красивый и смешной. Поэтому к «Тартюфу» этот замечательный и, к сожалению, недооцененный режиссер пришел опытным постановщиком, которому персонажи старинных пьес - что дети родные. В «Тартюфе» снималась проверенная прошлыми фильмами надежная фридовская гвардия: Дмитриев, Горшенина, Самохина, Боярский.

В середине 1990-х гг. Ян Фрид и Виктория Горшенина переехали в Германию. О причинах режиссер говорил: «В наши годы уже нужно быть поближе к детям, внукам. Когда мы решили уезжать, наша дочь Алена уже несколько лет жила в Германии. Внук Алеша – студент, тоже живет здесь. Так вот, хочется попробовать еще что-то сделать в жизни. Я до сих пор не наговорил на диктофон ни одной кассеты воспоминаний… А вот моя жена уже заканчивает работу над книгой».

В 2003 г. знаменитый режиссер ушел из жизни, а в 2014 г., не дожив несколько месяцев до своего 95-летия, скончалась его супруга. Об их на редкость крепком в актерской среде союзе Виктория Горшенина говорила: «Мы счастливо жили, и, как мне кажется, судьба к нам благоволила». А сын знаменитого артиста Константин Райкин, с детства хорошо знавший их семью, в одном из интервью сказал: «Для меня это всегда была красивейшая супружеская пара, почти декоративная, которую можно представлять на «выставке достижений человеческого хозяйства». Они вместе прожили несметное количество лет и олицетворяют собой нечто неразрывное и самодостаточное».

Рассказала О.К.

Источник.

https://www.liveinternet.ru/users/komrik/post373899529/

http://chelny-week.ru/

https://kulturologia.ru/blogs/240919/44239/