женщины1 главФольклор – это достояние любой страны (в переводе «народная мудрость»).  Люди пели и плясали, сочиняли сказы и легенды, складывали саги, увлекались изготовлением игрушек, плели корзины и всякую домашнюю утварь, занимались гончарным делом.

 Всего и перечесть нельзя. Как правило, ни одна сторона жизни человека не проходила мимо своего отражения в народном творчестве.

Если была свадьба, то были и песни, и хороводы, получали урожай, тоже устраивали праздники, где воспевали труд сельчан. Рождение ребенка также становилось общей радостью для людей. Историю многих народов долгие тысячелетия отражал фольклор, который постоянно обогащался.

Сама жизнь создавала песни различных жанров. Это были ямщицкие, солдатские и свадебные песни, печальные и веселые. До правления Петра Первого в России «жила» народная и духовная музыка.

Взяв за образец западные страны, Петр ввел в светскую жизнь страны музыкальные салоны (иногда их именовали как собрания). Салоны, как правило, «группировали» женщины, которые были красивы, остроумны и пользовались популярностью в свете.

Известны салоны Натальи Алексеевны, сестры Петра I, княжны Марии Кантемир, Маргариты Морозовой (Мамонтова в девичестве) и др. Многое сделали для развития светской музыки императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна. Историки уверяют, что во время их правления появились первые оперные певцы, (постановки), при дворе играли оркестры и были даже хоры певчих с хорошими голосами.женщины 1 центрСо временем церковь на Руси и в Европе, все больше проявляла негативное отношение к фольклору, но он остался жить и… жив по сей день. Каждый народ чтит свои древние праздники, одежду, традиции и обычаи. Обращаясь к нотным записям, сохранившихся в архивах, к произведениям известных композиторов, уцелевшим грампластинкам, мы можем сегодня представить, как звучали песни русского народа.женщины юрьева

С давних времен существует хор, ведь хороводы издавна сопровождали все праздники на Руси. Известны Рязанский, Северный, Волжский, Тульский, Кубанский хоры. В их ряду и хор им. М. Пятницкого, который родился еще до революционных перемен в России (1911 г.)

Бывшая певица этого хора Анна Литвиненко хорошо помнит старейших солисток знаменитого хора – Александру Прокошину и Валентину Клоднину. Среди солисток известного хора были также Татьяна Тишура и Клавдия Коток.

Сама Анна с Кубани, как и ее три сестры – Ольга, Галина и Татьяна. Все они поют. Анна также долгое время была солисткой Москонцерта. Пела вместе и с сестрами. женщины1 панина 

Помимо песен, как правило, которые собирали по деревням и селам многие исследователи, в 18 веке в России появился романс, совершенно новый жанр певческой культуры.

Романс к нам пришел из Франции, которая была обязана его появлению испанским песенникам в 13-14 в.в. ( в некоторых источниках указывается более позднее время). 

«Царицей» романса в России считалась певица Анастасия Вяльцева.  Детство у нее было нелегким, пришлось самой зарабатывать на жизнь. Пела Настя всегда, но никогда не помышляла о том, что станет петь перед публикой. Работая горничной в одной из гостиниц, обратила на себя внимание артистов, которые там проживали.

Одна из артисток, услышав пение девушки, посоветовала Вяльцевой пойти в оперетту. Так Вяльцева окунулась в театральную жизнь, которая не всегда отвечала ей «взаимностью». Но постепенно ее голос стал покорять зрителей. Вяльцева обладала своеобразной «манкостью», которая притягивала к ней людей. Не только публика боготворила певицу, но и певица тем же отвечала людям.

Она могла выйти на сцену будучи нездоровой, уставшей, но никогда не халтурила, не пела вполсилы. Ее не стало в 1913 году, когда ей было всего лишь 42 года. Другая «королева» романса, Варвара Панина (цыганка от рождения), ушла из жизни в 39 лет (от болезни сердца). У нее был низкий, бархатный голос, который пробирал «до дрожи».женщины1 хор

Панина умела «увести» в свой мир, мир песни любого слушателя. Долгое время романсы рождались «в народе». Их пели, зачастую меняя мелодику или текст. Но уже позднее к романсу обратились многие композиторы, поэты. В их числе Пушкин, Грибоедов, Блок, Чайковский, Алябьев, Глинка, Даргомыжский, Рахманинов и мн. др.

В послереволюционный период начался особый, совершенно иной этап развития музыкальной культуры. «Синеблузники» (идеолог – Осип Брик), так называемые, театральные коллективы, которые использовали самые разные жанры на эстраде. Им было присуще смелость и вольнодумство. Они старались себя противопоставить профессиональной эстраде. Позднее агитбригады (60-80 г.г.), станут ориентировать свои выступления по образцу «синеблузников».женщины 1 победаБлагодаря композиторам М. Блантеру, И. Дунаевскому, Я.Покрассу на эстраде зазвучали лирические напевы, песни о любви. Среди певиц романса огромной популярностью пользовалась у зрителей Изабелла Юрьева. Это удивительная певица, ведь она никогда и нигде не училась пению, практически не знала нотной грамоты. От природы у Юрьевой был поставлен голос. 

Ее пение завораживало людей. Она прожила большую жизнь, в том числе и творческую. Песни Юрьевой всегда хотели «сделать советскими», но актриса продолжала петь о любви, о надежде, о жизни. Трудно представить историю русской песни без Надежды Плевицкой, Изы Кремер, Сары Горбер, Нины Дулькевич, многие из которых вынуждены были покинуть страну в период гонений на интеллигенцию в первые годы советской власти.женщины1 рюмина

Этот же период русской песни (19 век) нельзя представить без певицы Ирмы Яунзем (ее ученицами были Александра Стрельченко и Ольга Воронец).

Надежда Обухова, Тамара Церетели, Мария Максакова, Антонина Нежданова пели не только на оперной сцене, но и на эстрадных сценичных площадках, прославляя русскую песню. По-настоящему народной певицей была Клавдия Шульженко. В зрелом возрасте она часто слушала записи своих песен на грампластинках, чего не делала раньше, заявляя: «Ох, опять эта Шульженко…» (из воспоминаний певицы). 

Клавдию Шульженко называли советской Эдит Пиаф. А ее песни «Давай закурим…» или «Синий платочек» до сих пор заставляют сжиматься сердце. Актриса выступала очень много, особенно любила она петь перед рабочими, работниками села, солдатами. И в период военных событий ее часто можно было видеть на сценических площадках. Однако, не ошибусь, если скажу, что самой большой любовью у зрителей пользовалась легендарная певица Лидия Русланова.

Она пела и романсы, и русские песни, голос у певицы был красивый и звонкий. Она много ездила по стране, никогда не отказывалась от выступлений. 5 лет певица провела в тюрьме за «антисоветскую деятельность», но, выйдя оттуда уже после ухода из жизни Сталина, сумела выстоять и еще не один год радовала песней своих слушателей. Кумиром народа стала певица Людмила Зыкина, а ведь начинала она петь тоже в хоре им. Пятницкого.женщины 1 баянова

Продолжили радовать зрителей русской песней Алла Баянова, Людмила Рюмина, Екатерина Шаврина, Татьяна Суворова. Сейчас мы с удовольствием слушаем пение Марины Девятовой, Валентины Пономаревой, Надежды Кадышевой, Надежды Бабкиной, Пелагеи. Частушки – это тоже часть нашего фольклора. Существует мнение, что само слово «частушка» впервые появилось в произведении писателя Г. Успенского. Есть также версия ученого А. Шахматова, что частушка «пошла» в народ от слова «частить», «повторять». Так или иначе, это четверостишие и в старину было в народе очень популярно. Ни один праздник не обходился без частушек.

Самой известной и любимой в народе певицей частушек стала Мария Мордасова из Воронежской области. У нее голос был звонкий, задорный и очень громкий. Когда Мордасова пела, ее было слышно во всех уголках деревни, села и сцены. Певица родилась в крестьянской семье, где все пели. Самая «голосистая» была ее мама. С малых лет пела и Мария. Многие из частушек артистка сама сочиняла.

Автор Ольга

http://www.myjulia.ru/article/680174/