женщины музыки главная лучшая Зинаида Волконская, в девичестве княжна Белосельская, родилась в 1789 году в Дрездене, где ее отец, князь Александр Белосельский-Белозерский, служил посланником при Саксонском дворе.

Мать Варвара Татищева умерла, когда девочке было лишь три года, а воспитанием и образованием Зинаиды и ее сестер занимался сам князь, известный меценат. Зинаида с детства увлекалась музыкой и литературой, а также пением.

С 1808 года Зинаида состояла при дворе королевы Луизы Прусской, где познакомилась с Александром I. Их искренние теплые отношения и трогательная переписка длились до самой смерти императора. Историки полагают, что Александр I сумел покорить ее сердце, однако их отношения не выходили за рамки дружбы. А в 1811 году состоялся брак Зинаиды и состоятельного молодого князя — фильгель-адъютанта императора Никиты Волконского.

После свадьбы Зинаида с мужем и родившимся сыном Александром сопровождала Александра I в его европейских походах. Волконская познакомилась с итальянским композитором Джоаккино Антонио Россини и с большим успехом поставила в Париже его оперу «Итальянка в Алжире», где исполнила главную партию. Позже она блистала в качестве исполнительницы на Венском и Веронском конгрессах и в 1817 году вернулась в Петербург уже знаменитостью.

Но спустя три года Волконская оставила Петербург и на несколько лет поселилась в Риме, где устраивала «русские салоны» в своих резиденциях.

В 1824 году княгиня поселилась в Москве, на Тверской. Как и в Риме, салон Волконской притягивал деятелей культуры и искусства: гостями княгини были Василий ЖуковскийЕвгений Боратынский, Адам Мицкевич. Александр Пушкин, любивший бывать у Волконской, называл ее «царицей муз и красоты».

В декабре 1826 года Зинаида Волконская устроила прощальный вечер для жен декабристов, которые решили последовать за мужьями в Сибирь, и попала под пристальное внимание полиции. Княгиня перевела свой капитал на имя сына и вновь уехала в Италию, на этот раз навсегда. Ее римская вилла до конца жизни Волконской оставалась центром международной культурной жизни, ее часто посещали приезжавшие в Рим со всех уголков света художники, писатели и музыканты.женщины музыки центр волконская

В 13 лет Анна Есипова (1851-1914) поступила в Петербургскую консерваторию, в подготовительный класс Александра Виллуана. Спустя год девочку перевели в класс известного пианиста Теодора Лешетицкого, и по протекции правления консерватории обучение талантливой пианистки оплачивал некий меценат.

Окончив консерваторию с золотой медалью, Есипова отправилась за границу с концертами. В основу репертуара Есиповой легли произведения Моцарта, Бетховена, Шопена и Мендельсона.

Сам Ференц Лист пригласил Есипову принять участие в своем юбилейном концерте, а Антон Рубинштейн называл ее «величайшей из современных пианисток». С легендарным композитором Есипова играла в четыре руки.женщины музыки есипова

В 1884 году она получила приглашение от Парижской консерватории выступить на большом ежегодном концерте. Участвовали в этом мероприятии только французские музыканты, и до Есиповой консерватория делала исключение из этого правила только для двух артистов: Антона Рубинштейна и Генрика Венявского.

В 1887 году Рубинштейн предложил Есиповой стать профессором Петербургской консерватории. Пианистка ответила отказом — не хотела уходить от концертной деятельности, но изменила свое решение в 1893 году.

В разные годы в классе Есиповой занимались Анастасия Вирсаладзе (бабушка пианистки Элисо Вирсаладзе), Мария Юдина, Александр Боровский, Сергей Прокофьев.

Наталия Сац родилась (1903-1993) в Иркутске в семье виолончелиста и композитора Ильи Саца и певицы Анны Щастной. В 1904 году семья переехала в Москву, где Илья Сац получил должность заведующего музыкальной частью и дирижера Московского Художественного театра.

Наталию с детства окружали люди творчества. А ее театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.

В 1905 году Всеволод Мейерхольд ставил во МХАТе пьесу Мориса Метерлинка «Смерть Тентажиля», музыку к которой поручил написать Илье Сацу. По замыслу Мейерхольда в кульминационный момент пьесы в музыке должны были появиться звуки плача новорожденного…

И вдруг во время генерального прогона он сорвался домой и вернулся с укутанной в одеяло Наташей. Дирижер положил дочь на стулья возле пульта и начал репетицию, а в тот самый кульминационный момент дал девочке бутылочку с прикормом — и тут же отнял. Наташа расплакалась, «закричала на полную мощь». Мейерхольд был в восторге, а вот Анна, мать новой звезды МХАТа, — нет.женщины музыки сац лучшая три фото

Подростком Наталия занималась в Драматической студии имени Грибоедова, в 1917 году окончила музыкальный колледж имени Александра Скрябина, а спустя год, когда Сац было всего лишь 15 лет, она получила должность заведующей детским сектором в Театрально-музыкальной секции Московского совета рабочих депутатов. Именно по инициативе Сац в России появился первый детский театр — Детский театр Моссовета.

В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет.

Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере». Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер.

После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа — наркома внутренней торговли Израиля Вейцера — обвинили в контрреволюционной деятельности.женщины музыки сац

В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, где она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет. В 1965 году Наталия Сац, уже вернувшись в столицу, основала первый в мире Детский музыкальный театр.

В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе, основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей. Елизавета Гилельс (1919 – 2008), младшая сестра пианиста Эмиля Гилельса, родилась в Одессе.

Лиза Гилельс впервые взяла в руки скрипку в шесть лет, в 1935 году юная скрипачка получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей.

А в 1937 году, когда ей было 17, Елизавета в составе делегации советских скрипачей произвела фурор на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Первую премию конкурса присудили Давиду Ойстраху, вторую — исполнителю из Австрии, а Гилельс и ее коллеги разделили места с третьего по шестое. Эта триумфальная победа прославила Елизавету Гилельс.женщины музыки гилельс одна

Когда советские музыканты возвращались из Бельгии, их встречала торжественная процессия, участником которой был талантливый, но в те годы еще неизвестный скрипач Леонид Коган.

Гилельс недавно стала звездой, активно выступала. Но однажды она услышала выступление неизвестного скрипача по радио. Виртуозная игра поразила ее, и, когда диктор объявил имя исполнителя — а им был Леонид Коган, — уже Гилельс стала его большой поклонницей.

Музыканты поженились в 1949 году. Гилельс и Коган долгие годы играли в дуэте, исполняли сочинения для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Эжена Изаи. Постепенно Елизавета отказалась от сольной карьеры: в 1952 году у пары родился сын — Павел Коган, он стал известным скрипачом и дирижером, а спустя еще два года появилась дочь Нина, одаренная пианистка и талантливый педагог.

С 1966 года Елизавета Гилельс стала преподавать в Московской консерватории. После смерти Леонида Когана в 1982 году Гилельс занималась систематизацией его наследия: подготовкой к печати книг и выпуском записей.

Авторы: Екатерина Тарасова, Алевтина Бояринцева

https://www.culture.ru/materials/253106/muzykalnye-portrety