жены главМария Лилина и Константин Станиславский познакомились в 1888 году. Женитьба преобразила Станиславского – семья стала для него главным – никаких романов, никаких актрис.

От ворот поворот получила даже Айседора Дункан. Константин и Мария вместе играли в постановке "Коварство и любовь".

"Мы слишком естественно целовались, - признавался потом театральный реформатор. – И наш секрет открылся, в том числе и для нас самих".

Спустя год они обвенчались. У пары родилось трое детей, но дожить до совершеннолетия удалось только двоим – старшая дочь Ксения умерла от пневмонии еще в младенчестве, о судьбе сына Игоря, заболевшего туберкулезом, мало что известно. Оставалась только дочь Кира.

Мария была его главной актрисой и в жизни, и в театре. Но на репетициях он звал ее по девичьей фамилии – Перевощикова. На вопрос, как ему удается противостоять вниманию своих поклонниц, Станиславский отвечал: "В этом отношении я эгоист. Еще увлечешься, бросишь жену, детей…»

Станиславский преклонялся перед красотой и талантом многих актрис - Г. Федотовой, М. Савиной, Н. Никулиной и др. А еще боготворил М. Ермолову. Называл ее «Венерой». Считал актрису «многоликой». Говорил, что она «… не понимала своего величия».

Великие актрисы своего времени в большинстве своем «вышли» из актерских семей или «росли» среди пыльных кулис... К. Станиславский ценил актрису Н. Литовцеву, преклонялся перед талантом ее мужа, В. Качалова.

Нина Литовцева была незаконнорожденной дочерью. Ее мать, по происхождению дворянка, была лишена наследства. Нина всегда отзывалась на доброту и внимание. Приучила жизнь - дружба с дочерью М. Ермоловой, матерью актера Ю. Юрьева.жены лилина

Могла стать учительницей, но ее увлек театр. Поступила в училище при филармонии в Москве. Ее заметил В. Немирович-Данченко, отзывался о молодой актрисе с восторгом.

Во время очередных театральных сезонов она познакомилась с В. Качаловым. Они поженились. Вскоре вместе стали работать в МХТ. После 30 лет семейной жизни Литовцева узнала, что муж встречается с юной актрисой Ольгой Пыжовой. Молодой, интересной, талантливой. К тому времени жена Качалова была больна (перенесла несколько операций), с трудом переживала его измену.жены хохлова

До нее дошли слухи, что у Пыжовой ребенок от ее мужа. К тому времени она уже была педагогом и режиссером в МХТ.жены литовцева 

Нина Николаевна не хотела быть просто «женой великого Качалова», и, даже потеряв былую красоту, не отпускала любимого мужа от себя…

И он остался рядом с женой. Ольга Пыжова, про которую говорили, что «…  она красивая из самых некрасивых», встретила в студии МХТ своего будущего мужа, актера Бориса Бибикова.

Он был в ту пору уже известным ловеласом. А она – живой и энергичной.

Не помешала их любви и история о ее дочери, о которой Борис предпочитал не говорить.

Пыжова, сыгравшая немало ролей в театре, любила опекать молодых актеров. Позже актриса получила звание профессора по актерскому мастерству. Пыжова работала с будущими актерами в разных студиях, прежде, чем пришла в ГИТИС.

Вместе с ней преподавал и Бибиков, его студенты за глаза называли «Биба». Они прожили долгую совместную жизнь. У них учились такие актеры, как - Мордюкова, Тихонов, Соколова, Булгакова, Белов, Носова, Куравлев, Извицкая, Румянцева, Савинова, Чиаурели, Виноградова, Березуцкая… 

Сегодня Ольгу Пыжову мы знаем по ее воспоминаниям, а Борис Бибиков навсегда вошел в нашу жизнь вместе с ролью профессора Соколова из фильма «Приходите завтра».

Во МХТ выросло целая плеяда больших и известных актеров, которых впоследствии стали называть «великими стариками». Софья Гиацинтова – одна из них. С легкой руки Качалова ее прозвали Фиалкой, Фиалочкой. Ей начали доверять роли - небольшие.жены биба

У всех в театре Соня вызывала умиление. Она была восторженна, прилежна, ходила по театру не дыша. Здесь же она нашла свою любовь. Ее избранником стал актер Иван Берсенев.

В театре пришли молодые талантливые люди - Е. Вахтангов, М. Чехов, С. Бирман, А. Дикий. Софья Гиацинтова понемногу стала ведущей актрисой этой труппы. Она стал душой этого «братства». А спустя годы И. Берсенев стал руководителем театра им. Ленинского комсомола.жены софья

И. Берсенев, пришедший из незадолго до того разогнанного МХАТа-2,  привел за собой блистательную команду актеров мхатовской школы - Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Ростислава Плятта. Софья была не только интересной актрисой, но и режиссером.

Незадолго до смерти Берсенев уже ушел к новой спутнице – Галине Улановой. Но Гиацинтова ему все прощала, потому что слишком сильно любила мужа.

В 45 лет не стало Зинаиды Райх, любимой жены и актрисы театра Всеволода Мейерхольда. Он был на все готов ради жены. Лучшие роли, хорошая квартира, обеспеченность. Говорили, что С. Есенин сокрушался, что оставил Райх.

Когда начались нападки на режиссера, она страдала и боялась остаться одна. Когда Мейерхольд был арестован, мир перестал для Райх существовать. Вскоре погибла и она…

Великая актриса Алиса Коонен пережила мужа, Александра Таирова на 24 года. Камерный театр, который он создал, был обвинен в космополитизме. Работать в другом театре Таиров не смог…жены райх

Музы сопровождали своих «небожителей» и в кино. Вот, что вспоминала жена основателя кинематографа Льва Кулешова, Александра Хохлова. «Очень большое влияние на меня оказала семья К.С. Станиславского… его мать даже посылала сына делать предложение руки моей матери. Она отказала.

Его спрашивали: «Ну как?» «Он ответил. – Я пришел, а она мне сказала – ах, это вы? А я думала, другой…»»

Она выросла в семье врача С. Боткина, ее дед - П. Третьяков, меценат, основатель Третьяковской галереи. Хохлову не с кем невозможно было сравнить. Она двигалась иначе, чем другие актрисы, ничего не изображала, она жила.

Хохлова была не только женой, сорежиссером, но и талантливой актрисой немого кино. Вместе они были больше 40 лет.

Бориса Барнета позвал в кино Лев Кулешов. «Приключения мистера Веста…», где снимался Барнет, поразили режиссера. Он был органичен и обаятелен. Вскоре Барнет создает фильм «Девушка с коробкой», «Окраина» и другие.

И каждый собирает зрительские залы. Сергей Герасимов открыто сказал, что «Окраина» - это совсем новое кино.

А его «Подвиг разведчика» произвел фурор. Барнет четыре раза был женат, все жены – актрисы. У него была Наталья Глан, потом Елена Кузьмина, затем ушедшая от него к Ромму.

Вспоминает артистка Валентина Древницкая, третья жена: «Борис знал меня с детства, поэтому относился ко мне, как к ребенку. У нас была дружба, но как муж он был невыносим. Его любили все – женщины, мужчины, дети, собаки, кошки, птицы – все. И он любил всех».

Алла Казанская жила с Барнетом в конце его жизни. Их дочь тоже стала артисткой. Барнет имел немало наград, создал больше 20 фильмов. И, он конечно, запечатлел в кино своих любимых женщин.

О.К.

Источник

http://ru.wikipedia.org/wi

https://www.kino-teatr.ru/topic/182/forum/f4/