беляева главнаяКаждый ведущий ЦТ в СССР автоматически превращался в звезду. За путешествия отвечал Юрий Сенкевич, за науку — Сергей Капица, мир животных освещал Николай Дроздов, кино обозревал Эльдар Рязанов.

Музыкальный фронт был поделен между «Утренней почтой» Юрия Николаева и «Музыкальным киоском» Элеоноры Беляевой.

«Утренняя почта» имела развлекательный формат, а программа Беляевой была посерьезнее. Львиная доля времени отдавалась классической и народной музыке, а легкий жанр шел десертом, этакой наградой за то, что сидящие у телевизора сделали над собой усилие, узнав что-то новое.

«Музыкальный киоск» был бы невозможен без личного обаяния ведущей. Ее улыбка и доверительный тон заставляли убрать руку от переключателя. Звездой телевидения Элеонора Валериановна становится не собиралась. Поворот в ее жизни произошел тогда, когда стала невозможна собственная певческая карьера.

Война застала семью в Воронеже. До последнего мама Эли была уверена, что до их города немцы не доберутся, поэтому убегали в том, в чем были. На дороге колонну беженцев атаковал немецкий самолет. Ей с мамой в тот день повезло...

Мама Эли мечтала о том, что дочь получит музыкальное образование. Девочку отправили в музыкальную школу сразу после возвращения из эвакуации.

Впрочем, спустя много лет в интервью «АиФ» она признавалась: «Учиться мне, скажу честно, не очень хотелось. Больше всего любила выходить на сцену во время концертов и объявлять что-то типа: „Бах. „Инвенция“. Исполняет ученица такого-то класса“. Тогда я даже представить себе не могла, что через много лет мне придется проводить большие конкурсы, фестивали».

Но со временем Эля втянулась в учебу. Музыкальную школу города Воронежа она окончила с отличием, потом также с отличием завершила обучение в Воронежском музыкальном училище. В знаменитой «Гнесинке» Беляева училась по специальности «концертно-камерная и оперная певица».беляева центр в редакции

Тогда она еще не знала, что педагоги допустили роковую ошибку — ее лирическое сопрано оценили, как колоратурное. Исходя из этого и учили, что привело к роковой развязке: «Когда пела диплом, у меня случился паралич верхних связок. Это была ужасная трагедия: 16 лет учиться и ничего не добиться».

Элеонора рано вышла замуж, родила дочь. Муж, знаменитый баянист Анатолий Беляев, еще в 12-летнем возрасте до слез растрогавший своим мастерством «первую леди» США Элеонору Рузвельт, понять жену не смог. В итоге к потере голоса добавился еще и развод.

Чтобы прокормить себя и дочь, Элеонора давала уроки музыки. Однажды дирижер Владимир Федосеев порекомендовал ее в редакцию музыкальных программ телевидения. На тот момент знания в профессии музыкального редактора у певицы, потерявшей голос, стремились к нулю. Коллеги посматривали косо, шептались за спиной. Но нашлись и дружелюбные.

Ведущей «Музыкального киоска» Элеонора Беляева стала благодаря случаю. Первая ведущая заболела, а заменить ее должна была актриса. Но та, увидев объем информации, пошла на попятную. Тогда в кадр пустили молодого редактора, которая справилась блестяще. Она думала, что это будет всего один раз, а оказалось — на тридцать лет. Как говорила сама Элеонора Валериановна, «работали не за гонорар, а за идею».

Беляева великолепно подходила «Музыкальному киоску». А со временем она сама стала запускать на музыкальную орбиту тех, кто потом становился мировыми звездами. Через беляевскую рубрику «Дебют» прошли Тамара Синявская, Владимир Спиваков, Евгений Кисин и другие.беляева разные фото Ее имидж был отдельным приемом. Вся съемочная группа продумывала, какую прическу нужно делать к той или иной теме. Если, к примеру, предполагалась тяжелая для восприятия классическая тема, парикмахеры конструировали нечто сногсшибательное, чтобы зритель просто не мог оторваться от экрана. Пожалуй, она стала первой советской звездой, частью образа которой была коса. Когда Беляева решила ее отстричь, зрители едва не устроили бунт.

В 1975 году она стала инициатором первой записи группы «Машина времени». Сами музыканты говорили Беляевой, что в эфир это не пойдет. «А мы на всякий случай запишем», — говорила она в ответ. Поставить «машинистов» в «Музыкальный киоск» ей не удалось, но запись стала доказательством того, что Беляева — это далеко не только дама для любителей Баха и Шостаковича.

 «Вы, что не понимаете, что это нельзя?» — говорили ей. «Не понимаю», — упрямо мотала она головой и гнула свою линию. В итоге программы «Музыкального киоска» нещадно «резали», но Беляевой все-таки удавалось протащить «контрабанду» (иностранную музыку).

В 1982 году Элеоноре Валериановне было присвоено звание «Заслуженная артистка РСФСР». Я хорошо помню тот эфир «Музыкального киоска» в начале 1990-х, когда в самом конце с едва заметной грустью в голосе ведущая сказала: «Нас разлучают». Крик, скандал, полоскание грязного белья — это не стиль Беляевой. Поэтому зрители поначалу не могли понять — что же произошло, почему закрыли передачу?беляева ведет передачу

Новые телевизионные боссы увидели в «Музыкальном киоске» чисто рекламный формат, и потребовали брать деньги со всех гостей за демонстрацию музыкальных номеров. На программу начали накладывать штрафы — например, за то, что «Музыкальный киоск» рассказал о музыкантах, наладивших производство баянов для детей. Рассказал, не взяв за это денег, и был наказан.

Беляева сражалась с отчаянием Дон Кихота, нашла спонсоров, но в итоге канал предложил ей еще платить и... за эфирное время. После закрытия программы, которой было отдано тридцать два года, Беляева тяжело заболела. Вылечиться помогли коллеги и друзья.

В первом десятилетии XXI века «Музыкальный киоск» попытались перезапустить с новым ведущим и на новом канале, но в нем и близко не было той атмосферы, которая привлекала зрителей раньше. Да и сама аудитория изменилась, утратив что-то ценное, что просто так не вернешь...

Нести образовательную миссию так, как это делала Беляева, сегодня на ТВ не может никто. Она играла, образно говоря, в «высшей лиге музыки», до которой нужно дорасти.

В последние годы жизни знаменитая ведущая общалась только с близкими — с дочерью и внучкой. Она умерла в 2015 году, несколько месяцев не дожив до 80-летия.

Современное ТВ сражается за рейтинг, ведущие не стесняются ни скандалов, ни скабрезных шуток. На все это сверху с присущей ей интеллигентной грустью смотрит великая Элеонора Валериановна Беляева — подлинная служительница музыки, каких, видимо, уже не будет...

Автор Андрей Сидорчик.

https://aif.ru/culture/person/zhizn_v_muzykalnom_kioske_kak_eleonora_belyaeva_delala_lyudey_luchshe